Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

Содержание

Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 138.93 Кб (Скачать файл)

Психологи (З.Матейчек, X. Фигдор и др.) отмечают, что драма развода сказывается на психике женщины, в результате чего при самых благоприятных педагогических намерениях она не всегда может их реализовать. Прежде всего она (как женщина, создавшая материнскую семью) испытывает на себе и на своих детях в той или иной степени социальную дискриминацию, которая проявляется в прямом осуждении, скрытом пренебрежении окружающих людей, их стремлении отнести оставшихся без отца детей к обездоленным, заведомо трудным, с различными отклонениями в поведении. В устах профессиональных педагогов (дошкольного учреждения, школы и т.д.) выражение «ребенок из неполной семьи» часто имеет подтекст «Что хорошего можно от него ожидать?». Иногда эта проблема обсуждается персоналом дошкольного учреждения в присутствии ребенка, что больно ранит его самолюбие, лишний раз подчеркивая, «что он не такой, как все» [16, c. 95-97].

Материальные и социальные проблемы - причина душевных переживаний  одинокой матери, сопряженных с неустойчивостью  настроения, повышенной раздражительностью. Гневная раздражительная реакция  матери на столь пустячную неурядицу, которая раньше вызывала замечание, шутку мамы или папы, часто провоцирует  ответное агрессивное поведение  ребенка.

Ребенку трудно перестроиться  с привычных семейных отношений, когда он «маневрировал» между родителями, находя утешение, ласку, а иногда и  защиту от одного в объятиях другого. Это во многом уравновешивало эмоциональное  состояние ребенка. Оставшись вдвоем с мамой, родительская «власть» которой неизмеримо возросла, ребенку не к кому обращаться «за правдой», когда ущемлены его «права», интересы, желания.

Как показывают исследования (Е.П. Арнаутова, А.И.Захаров, Е.И. Кульчицкая и др.), не менее сложно протекает развитие ребенка при повторном браке матери (отца). В семьях, где появился отчим (мачеха), у ребенка наблюдаются различные отклонения в эмоциональной сфере, ухудшаются его отношения с матерью (отцом). Родители не всегда замечают переживания ребенка (а он не умеет их высказать), поэтому не пытаются и к тому же зачастую не умеют установить правильные взаимоотношения с ним [2, c. 150-153].

Таким образом, воспитательная ситуация в неполной семье отягощена  многими неблагоприятными факторами. Одинокие матери прибегают к разной тактике воспитания детей. Начнем с  того, что некоторые матери больше обеспокоены собственной дальнейшей судьбой, а не прошлым, настоящим  и будущим своего ребенка. Их интересы сосредоточены на поиске нового спутника жизни. У таких матерей, как и  у тех, кто морально сломлен драмой развода, дети, как правило, предоставлены  сами себе (гипоопека). Об этом говорит их внешний вид (не ухожены, не опрятны, не всегда досыта накормлены), а главное - их поведение (повышенная агрессивность, суетливость или, напротив, замкнутость, заторможенность).

В других неполных семьях, особенно в материнских, где женщина сделала  сознательный выбор «родить для  себя», складывается иная воспитательная ситуация. Матери испытывают обостренное чувство долга, обязанности, ответственности (гиперсоциальность) за воспитание ребенка, поскольку рассчитывать приходится только на свои силы. Чувствуя свою несостоятельность в супружестве, женщина стремится самоутвердиться как мать, поднять свой статус в собственных глазах и в мнении окружающих. Своим поведением, активной воспитательной позицией мать доказывает себе и окружающим, что она может вырастить своего ребенка, обеспечить ему полноценное развитие, дать хорошее образование. Все свое внимание, жизненные интересы концентрируются на ребенке. Мать чутко и иногда болезненно реагирует на советы педагога (дошкольного учреждения, школы), его замечания в адрес ребенка. У такой матери зачастую своя «культурная программа» воспитания: куда сводить ребенка, что показать, какие книги читать. Как правило, ребенок получает дополнительное образование, посещая спортивные секции, студии, кружки.

Но и при столь благоприятной  воспитательной ситуации в неполной семье имеются свои «издержки». Прежде всего - некоторая изолированность  таких семей, вынужденная замкнутость  на своих домашних трудностях, связанных  с необходимостью одновременно воспитывать  ребенка «на высоком уровне»  и зарабатывать на жизнь. На развитии ребенка негативно может сказаться  доминирование матери в доме, ее взгляд на ребенка как на свою собственность. В первые годы жизни ребенок принимает  это как должное, но с возрастом начинает тяготиться симбиотической связью с матерью, стремясь расширить свой социальный опыт.

Неполная семья, где ребенка  воспитывает отец, большая редкость. Бракоразводная практика в исключительных случаях доверяет ребенка отцу. Длительность жизни мужчины в последнее  время сокращается, и внезапная  смерть настигает представителей сильного пола чаще, чем слабого. Поэтому среди  неполных семей значительно больше вдов с малолетними детьми, чем  вдовцов.

Но независимо от того, кто  стоит во главе неполной семьи - мужчина  или женщина, следует помнить, что  для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

 

Вывод по главе  I

Обобщая вышесказанное можно  сделать вывод о том, что наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку  основную информацию о мире и о  себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка  в связи с физической, эмоциональной  и социальной зависимостью от них.

Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных  двумя типами отношений: супружества  и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

Семья имеет ряд функций, к которым относятся: репродуктивная, хозяйственная, организация досуга, восстановительная, воспитательная. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие ребенка, является восприятие его членами семьи.

Единственный ребенок  чаще всего вызывает у родителей  трепетную любовь и восхищение. Родители только начинают открывать для себя мир ребенка, переживают и тревожатся за него. Старший ребенок сначала  воспитывается как единственный. У него есть ряд преимуществ по сравнению с детьми из многодетных  семей: на нем сконцентрировано все  внимание родителей. Они могут больше времени уделить развитию ребенка, лучше обеспечить его. Первенцы, как  правило, больше ориентированы на успех  и достижения. Вместе с тем такой  ребенок более зависим от родителей, социально изолирован.

На основании приведенных  фактов можно сделать вывод, что  тип взаимоотношений, которые складываются в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития «концепции». Р. Берне объясняет это двумя причинами. Во-первых, основа «концепции» закладывается в раннем детстве, когда главным значимым Другим является родитель, взаимодействие с которым обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе. Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность влиять на развитие его личности.

 

Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье 

 

2.1 Единственный  ребёнок в семье и особенности  его воспитания 

 

Несмотря на повышение  рождаемости и увеличения количества детей на детских площадках многие семьи ограничиваются одним ребенком. Некоторые родители делая выбор в пользу одного ребенка выходят из соображения о недостаточном материальном состоянии, другие, более обеспеченные – жалуются на недостаток времени.

Родители единственного  ребенка считают, что он не будет  нуждаться ни в чем, будет лучше  развиваться и не лишен их внимания, как дети из многодетных семей. Они в чем-то правы, есть и другая сторона медали.

Интеллектуальное развитие единственного ребенка опережает  ровесников, он не только раньше начинает говорить, но и читать, поскольку  ему родители уделяют много внимания и стараются развить его способности.

Обычно, такой ребенок  рано «взрослеет», умеет на равных общаться со взрослыми и выражать свое мнение. У таких детей довольно высокая самооценка. Также, считается, что единственный ребенок вырастет эмоционально устойчивым, поскольку не волнуется в связи с соперничеством с братьями и сестрами [6, c. 33].

Имея много возможностей он может полностью реализовать себя и занять достойное место в обществе.

В тоже время, единственный ребенок может испытывать трудности  при общении с другими детьми, тяжелее вливается в коллектив. Родители часто чрезмерно оберегают  своего ребенка, стараются предугадать  его желания, поэтому такому ребенку  трудно решать сложные задачи и справляться  со стрессами. Кроме того, он может  разочароваться в людях, поскольку  ждет от них того же внимания и уступок, которые делали его родственники. Особенно это ярко проявляется в  школе, где от учителя ребенок  ждет того же отношения, что и от родителей и не умеет делить его  внимание с одноклассниками. А если в семье ставятся интересы ребенка  превыше всего, он может не только вырасти эгоистом, но и не уметь  учитывать интересы других.

Очень часто на единственного  ребенка возлагаются большие  надежды или с помощью него родители хотят осуществить свои не реализованные мечты и задумы. Все это накладывает отпечаток на психику ребенка, а не в состоянии оправдать надежды родителей он становиться подавленным и неуверенным.

Особенности воспитания единственного  ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки  зрения. Первая: единственный ребенок  оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие  единственного ребенка, обычно уделяют  ему чрезмерное внимание. Они слишком  заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как  на самом деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас  способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как  мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых ограничений  физического порядка, одних родителей  пугает ответственность, которую накладывает  на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка  скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и  им вполне достаточно одного сына или  одной дочери.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные  условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят  на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой родители окружают его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Как предотвратить все  это? С помощью второго ребенка. Но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что родив  еще одного ребенка, сразу можно  добиться полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми  силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных  условиях. Можно утверждать, что  воспитание единственного сына или  единственной дочери гораздо более  трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья  испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним  ребенком. Единственный ребенок очень  скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные  на этом ребенке, обыкновенно превышают  полезную норму. Любовь родительская в  таком случае отличается известной  нервозностью. Болезнь этого ребенка  или смерть переносится такой  семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед  родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному  положению и становится настоящим  деспотом в семье. Для родителей  очень трудно бывает затормозить  свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают  эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя  свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку  не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто  отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового  ребенка. Он должен особенно вежливо  здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением  жизни ведется внимательное, с  затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах  ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение  к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в  себе, переоценивающего себя, разбросанного  ребенка [14, c. 38-40].

Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье