Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа
Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье
Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы
1. Вот ребенок старается
сделать что-то самостоятельно
— но помощь уже идет, всегда
найдется кто-нибудь, кто избавит
"маленького лорда" от трудов.
Вот ваш единственный пытается
выяснить отношения со
Зачастую каждый из родителей пытается сделать из своего единственного вундеркинда, загружая тем самым ребенка до предела. Однако гиперопека не позволяет развить творческое начало. Напротив — принимая как должное заботу и внимание других, ребенок может "застрять" в иллюзии, что настоящее только то, о чем догадался и на чем настоял другой. В общем, "мама лучше знает, что мне надо". На выходе — социально незрелая личность, доступная всевозможным более или менее безобидным манипуляциям.
Практика показывает, что
родители единственных детей по-разному
относятся к необходимости
Если единственный ребенок с рождения окружен лишь взрослыми, в детский сад или в школу он приходит с низким потенциалом социальной адаптации в обществе ровесников. А если к тому же привыкший к своей исключительности человечек пытается "построить" и сверстников, горькое разочарование может наложить серьезный отпечаток на его дальнейшую "карьеру". Дети, наверное, инстинктивно предчувствуют что-то в таком роде. Им часто отчаянно не хватает общества равных.
2. Родители, предпочитающие
ограничиться одним ребенком, не
задумываются и о других, немаловажных
последствиях своего решения.
Вот что пишет крупный
Только родители двух-трех и более детей имеют достаточно надежную гарантию от потери их всех».
Причем теряют ребенка
сейчас, как правило, не в младенческом
возрасте – младенческая смертность
за последнее время выросла
3. Нередко родители называют
своих единственных детей «мой
лучший друг» или даже «моя
младшая сестренка», а дети вторят:
«Моя лучшая подружка – это
мама». Большинство
Положение единственного ребенка способствует раннему психологическому созреванию: постоянно участвуя в жизни взрослых, он рано учится анализировать поступки других людей, начинает проявлять интерес к интеллектуальной деятельности, например к чтению. С другой стороны, ранняя психологическая зрелость может быть следствием моральной и психологической нагрузки, которую перекладывают на ребенка родители. Положение становится особенно деликатным, если он живет в неполной семье (чаще всего – с мамой). Мама, полностью поглощенная заботами о своем ребенке, склонна строить с ним эгоистичные отношения, что может привести к смещению ролей. «Если девочка становится маминой лучшей подружкой, то мальчик, которого мать чрезмерно окружает своей нежностью, бессознательно превращается в ее запретного любовника. И это результат естественной логики развития их отношений: чем сильнее самой маме не хватает любви, тем более страстными будут ее отношения с сыном. Какими могут быть последствия? Став взрослым, сын будет по-прежнему держаться за маму, бояться жизни и коллекционировать свои любовные неудачи: ведь ни одна женщина не сравнится с той, которая любила его так беззаветно! «В такой семье мальчик от рождения «женат» – на своей маме», – комментирует Анна Скавитина. У девочки могут возникнуть проблемы иного рода. Полностью идентифицируя себя с матерью, она становится ее зеркалом, отражением ее бессознательных желаний. «Нередко в подростковом возрасте дочь и мать превращаются в настоящих соперниц. Для того чтобы освободиться от влияния матери и обрести независимость в такой ситуации, подросток не может найти другого пути, кроме открытого конфликта» [2, c. 160-161].
Чувствуя на себе такую ни с кем не разделенную ответственность, взрослея, ребенок будет либо яростно защищаться от других людей, либо, наоборот, постоянно обо всех заботиться, станет образцовой «жилеткой». Поэтому маме, которая воспитывает ребенка одна, стоит подумать, есть ли у нее в жизни собственные интересы, остается ли время лично для себя, продолжает ли она вести интимную жизнь. «Дело не только в интимной стороне: важно, чтобы мать жила полноценной жизнью, не замыкаясь исключительно на ребенке и не «посвящая ему всю свою жизнь», – поясняет Александр Венгер [9, c. 18-20].
Подводя итог нельзя сказать, что быть единственным ребенком это хорошо или плохо – главное родителям воспитать ребенка «правильно», способствовать его общению с другими детьми и сверстниками. Иногда бывает тяжелей воспитать одного ребенка, чем двоих или троих детей. Если родители понимают своего ребенка, он растет не хуже других детей и может быть более развитым, ответственным и внимательным к родителям.
Определяя задачи на будущее, следует отметить ряд важнейших вопросов, решение которых направлено на значительное совершенствование воспитания детей в семье.
Продолжая систематическую работу с родителями в плане умственного развития детей и подготовки их к школе, необходимо активизировать поиски специфики этой работы, не допускать имеющего место в практике копирования, повторения в семейных условиях форм и методов обучения, практикуемых в школе.
В нравственном воспитании
представляется важным больше уделить
внимания вооружению родителей знаниями
и умениями в области воспитания
у детей привычек культурного
поведения, формирования гуманных, коллективистических
проявлений, воспитания начал патриотических
и интернациональных чувств, шире
используя для этого
Необходимы комплексные исследования педагогов, психологов, социологов и врачей в области всестороннего — физического, нравственного, умственного и эстетического — воспитания детей дошкольного возраста при решении стержневой задачи — тесного единства начал идейного, нравственного и трудового воспитания.
За последнее время
активизировалась работа по изучению
семьи, состояния семейного воспитания
разными методами, однако эти достижения
необходимо направить на всемерное
использование полученных знаний о
семье в осуществлении
Вывод по главе II
Итак, единственный ребенок обычно бывает окружен усиленным вниманием взрослых. Особенно трепетно – в силу возраста – относится к малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единственном внуке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми. Те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте бывают не способны на смелые, решительные поступки.
Ребенку вообще вредно чувствовать себя центром Вселенной, вокруг которого вращаются планеты-спутники — его семья.
А в однодетных семьях это почти неизбежно. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте.
Далеко не последняя причина
подростковой инфантильности, воспитание
единственного ребенка в
В связи с этим родители должны задуматься о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка, а именно цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания
единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики
особенности воспитания
В первой главе мы теоретически
обосновали особенности воспитания
единственного ребенка в семье
младшего школьного возраста. Исходя
из этого, нами было проведено исследование,
в ходе которого необходимо осуществить
диагностику, которая позволяет
выявить, что если семья воспитывает
единственного ребенка, то в семье
преобладает такой тип
Экспериментальное исследование
было проведено в Средней
В эксперименте учувствовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет. Из них: 17 девочек и 15 мальчиков. Исследование проводилось по методическому пособию Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.
Для выявления особенностей воспитания единственного ребенка в семье младшего школьного возраста нами были использованы следующие методики.
Методика 1. «Тест-опросник выявление
родительского отношения к
Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков (см. Приложение 1).
Таблица 1
Результаты методики «Тест-опросник выявление родительского отношения к детям» диагностирующей отношение родителей к детям на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Кумир семьи |
Гиперопека |
Гипоопека |
Безнадзорность |
Золушка |
Ежовые рукавицы |
Повышенная моральная ответственность |
Культ болезни |
Кронпринц |
Противоречивое воспитание |
Смена образцов воспитания |
1 |
+ |
||||||||||
2 |
+ |
||||||||||
3 |
+ |
||||||||||
4 |
+ |
||||||||||
5 |
+ |
||||||||||
6 |
+ |
||||||||||
7 |
+ |
||||||||||
8 |
+ |
||||||||||
9 |
+ |
||||||||||
10 |
+ |
||||||||||
11 |
+ |
||||||||||
12 |
+ |
||||||||||
13 |
+ |
||||||||||
14 |
+ |
||||||||||
15 |
+ |
||||||||||
16 |
+ |
||||||||||
17 |
+ | ||||||||||
18 |
+ |
||||||||||
19 |
+ |
||||||||||
20 |
+ |
||||||||||
21 |
+ |
||||||||||
22 |
+ |
||||||||||
23 |
+ |
||||||||||
24 |
+ | ||||||||||
25 |
+ |
||||||||||
26 |
+ |
||||||||||
27 |
+ |
||||||||||
28 |
+ |
||||||||||
29 |
+ |
||||||||||
№ п/п |
Кумир семьи |
Гиперопека |
Гипоопека |
Безнадзорность |
Золушка |
Ежовые рукавицы |
Повышенная моральная ответственность |
Культ болезни |
Кронпринц |
Противоречивое воспитание |
Смена образцов воспитания |
30 |
+ |
||||||||||
31 |
+ |
||||||||||
32 |
+ |
||||||||||
Всего |
4 |
4 |
3 |
3 |
0 |
3 |
7 |
0 |
3 |
3 |
2 |
В % |
12,4 |
12,4 |
9,3 |
9,3 |
0 |
9,3 |
21,7 |
0 |
9,3 |
9,3 |
6,2 |
Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье