Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

Содержание

Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 138.93 Кб (Скачать файл)

Ситуация усугубляется, если Ваш ребенок нередко пропускает детский сад или не ходит в  него вообще, все больше и больше вращаясь в искусственной среде  общения со взрослыми. Не получив признания среди сверстников и среагировав так, как он привык - слезами и обидой, ребенок запросто может прослыть «плаксой». Проблемы начнутся и в школе - ведь для учителей и сверстников он не будет «самым-самым». Поэтому процесс адаптации к новой жизни в школе будет проходить, скорее всего, очень болезненно для такого ребенка из-за отсутствия желаемого и одновременно требуемого внимания со стороны окружающих.

Проведенное нами исследование показало, что зависимость от родителей  не способствует формированию интересов  и самооценки у ребенка, а также  не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение  и нести свой груз ответственности  за них.

Воспитание детей требует  самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Цель воспитания - содействовать  развитию человека, отличающегося своей  мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка  сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал  человека.

Главные основания, которых  необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его  жизни: чистота, последовательность в  отношении слова и дела при  обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя  или обусловленность этих действий и признание личности ребенка  постоянным обращением с ним как  с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для  своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с  первого дня появления его  на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

 

Список литературы

1.  Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.

2.  Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2007. – 490 с.

3.  Андрющенко Т. Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 2003, № 4. – С. 10-15.

4.  Афанасьева Т.М. Семья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2007.-285с.

5.  Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.

6.  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007. – 240 с.

7.  Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2004. – 450 с.

8.  Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.

9.  Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1991. - №4. – С. 17 – 29.

10.  Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2004. – 485 с.

11.  Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003 - 144 с.

12.  Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – 992 с.

13.  Корчак Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2003. – 351 с.

14.  Куликова Т. А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 232 с.

15.  Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 17.

16.  Мантейчек Зденяк. Родители и дети. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 415 с.

17.  Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2007. – 217 с.

18.  Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2007. – 560 с.

19.  Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье.— Минск, 2003. – 498 с.

20.  Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М.: Кнорус, 2005. – 275 с.

21.  Отец в семье: Книга для родителей. — М.: просвещение, 2004. – 550 с.

22.  Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

23.  Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание, 2007. – 375 с.

24.  Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 256 с. – Кн. 2: Процесс воспитания.

25.  Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ.ред. Осиповой М.П., Бугрим Г.А. Минск: УП «Экоперспекгива», 2003. – 216 с.

26.  Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений/Пер, с нем. Н. Брусковой. М. - Семья и школа, 2007. – 254 с.

27.  Райгородский Д. Я.Родители и дети: Хрестоматия: Учеб. пособие по педагогике. - Самара: Бахрах-М, 2003. – 784 с.

28.  Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник МГУ. Психология. – 2002. - №2. – С.48-55.

29.  Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Феникс, 2006. – 378 с.

30.  Соловейчик С.М Педагогика для всех — М.: Просвещение, 2007. – 585 с.

31.  Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. - М.: Просвещение, 2005. – 455 с.

32.  Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания: Советы родителям // Воспитание школьников. – 2005. - №3. – С.46-48.

33.  Сухомлинский ВА Родительская педагогика. — М.: Просвещение, 2004. – 450 с.

34.  Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 452 с.

35.  Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. — 160 с

36.  Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 320 с.


Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье