Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

Содержание

Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 138.93 Кб (Скачать файл)

- кумир семьи – 4 чел. (12,4%)

- гиперопека – 4 чел. (12,4%)

- гипоопека – 3 чел. (9,3%)

- безнадзорность – 3 чел. (9,3%)

- «ежовые рукавицы» –  3 чел. (9,3%)

- повышенная моральная  ответственность – 7 чел.(21,7%)

- кронпринц – 3 чел. (9,3%)

- противоречивое воспитание  – 3 чел.(9,3%)

- смена образцов воспитания  – 2 чел.(6,2%)

Согласно данным таблицы  и графических данных, можно сделать  вывод о том, что в классе преобладают  повышенная моральная ответственность  родителей (21,7%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, безнадзорность, «ежовые рукавицы» - 9,3%). Для семей с единственным ребенком характерны такие стили воспитания как: кумир семьи, гиперопека (12,4%), а также кронпринц (9,3%). Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги.

Методика 2. Тест «Забота  родителей о ребенке»

Тест направлен на определение  степени проявления заботы родителей  по отношению к собственному ребенку (см. Приложение 1).

Таблица 2

Результаты методики «Тест на определение степени  проявления заботы родителей по отношению  к собственному ребенку на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Баллы

Меньше 25

25-40

40 и выше

1

+

   

2

 

+

 

3

+

   

4

 

+

 

5

 

+

 

6

   

+

7

 

+

 

8

 

+

 

9

   

+

10

   

+

11

   

+

12

 

+

 

13

   

+

14

   

+

15

+

   

16

 

+

 

17

+

   

№ п/п

Баллы

Меньше 25

25-40

40 и выше

18

   

+

19

   

+

20

 

+

 

21

   

+

22

+

   

23

+

   

24

 

+

 

25

   

+

26

+

   

27

   

+

28

   

+

29

 

+

 

30

 

+

 

31

   

+

32

   

+

Всего

7

12

13

В %

21,7

37,2

40,3


Анализ табличных данных показал, что в классе дети в основном зависимы от родителей, а именно:

меньше 25 баллов – 7 чел. (21,7%)

25-40 баллов – 12 чел. (37,2%)

40 баллов и выше –  13 чел. (40,3%)

Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что в  большинстве семей в классе преобладает  чрезмерная опека над детьми со стороны  родителей (40,3%). Это в основном семьи  с единственным ребенком. Эта зависимость  от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка  умение самостоятельно принимать решение  и нести свой груз ответственности  за них. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье.

3.2 Рекомендации  родителям по воспитанию единственного  ребенка в семье 

 

Родители не должны оставлять  без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться  объяснить ему, что у них и  других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём.

Конечно, не существует готовых  рецептов и моделей воспитания, которые  можно просто взять и, не изменяя, «приложить» к своему ребенку. Определенное положительное влияние на практику семейного воспитания оказали издававшиеся в последние годы педагогические руководства и рекомендации для  родителей.

1. Поверьте в уникальность  своего ребенка, в то, что Ваш  ребенок - единственный в своем  роде. Поэтому не стоит требовать  от ребенка реализации заданной  Вами жизненной программы и  достижения поставленных Вами  целей. Предоставьте ему право  прожить жизнь самому.

2. Позвольте ребенку быть  самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Опирайтесь  на сильные стороны ребенка.  Не стесняйтесь демонстрировать  ему свою любовь, дайте ему  понять, что будете любить его  всегда и при любых обстоятельствах.

3. Хвалите не личность  ребёнка, а его поступок, действие, почаще смотрите ребёнку в глаза, обнимайте и целуйте его.

4. В качестве воспитательного  воздействия чаще используйте  ласку и поощрение, чем наказание  и порицание.

5. Постарайтесь, чтобы Ваша  любовь не обернулась вседозволенностью  и безнадзорностью. Установите  четкие рамки и запреты и  позвольте ребенку свободно действовать  в этих рамках. Строго придерживайтесь  установленных запретов и разрешений.

6. Не спешите прибегать  к наказаниям. Постарайтесь воздействовать  на ребенка просьбами - это  самый эффективный способ давать  ему инструкции. В случае неповиновения  взрослому необходимо убедиться,  что просьба соответствует возрасту  и возможностям ребенка. Если  ребенок демонстрирует открытое  неповиновение, взрослый может  подумать о наказании. Наказание  должно соответствовать проступку,  ребенок должен четко понимать за что он наказан.

7.Чаще разговаривайте  с ребенком, объясняйте ему непонятные  явления и ситуации, суть запретов  и ограничений. Помогите ребенку  научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

8. Учите своего ребенка  дружить с другими детьми, не  обрекайте его на одиночество.

9. Любой ребенок — отличник  или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может  быть другом вашему ребенку  и поэтому заслуживает уважения  с вашей стороны.

10. Цените друзей своего  ребенка не с позиции возможностей  его родителей, а с позиции  его отношения к вашему ребенку.  Всякая ценность человека в  нем самом.

11. Собственным отношением  к друзьям учите своего ребенка  ценить друзей.

12. Старайтесь показать  своему ребенку достоинства его  друзей, а не недостатки.

13. Хвалите своего ребенка  за проявление его достоинств в дружбе.

14. Приглашайте друзей  своего ребенка в дом, общайтесь  с ними.

15. Помните, что дружба  детства, которая будет поддержана  вами, возможно, станет опорой вашего  ребенка во взрослой жизни.

16. Учите своего ребенка  быть честным с друзьями и  не искать выгоды от дружбы.

17. Учитесь быть своему  ребенку другом.

18. Если ваш ребенок  поверяет вам свои тайны как  друзьям, не шантажируйте его  ими.

19. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.

20. Поддерживайте в своем  ребенке желание делать друзьям  приятное.

21. Не допускайте предательства  ребенка по отношению к друзьям.  Маленькая подлость рождает большую.

Ваш дом должен быть открытым не только для ваших друзей, но и  для приятелей ребенка. Особенно если вы уверены, что ваш малыш  — „несадовский” ребенок. Походы в кружки и секции могут развить интеллектуальные, спортивные или эстетические способности ребенка. Но приобрести навыки настоящего детского общения он там не сможет: внимание сосредоточено на занятиях, после чего детей уводят по домам. В лучшем случае они повозятся в песочнице. Но и этого недостаточно.

Значит, ваш удел — стать  режиссером всевозможных праздников, детских вечеринок, организовать домашний клуб. Конечно, это нелегко, но зато окупится сторицей.

Мамы, у которых один ребенок, бывают чересчур тревожны. Что объяснимо, но для ребенка часто становится обузой. Строгий контроль может загубить первые ростки самостоятельности, а  в подростковом возрасте, когда большинство ребят стремятся получить независимость, станет причиной серьезных конфликтов между ребенком и взрослыми.

Когда детей несколько, родители волей-неволей распределяют любовь, заботу и строгость на всех. И  дают детям больше самостоятельности, а единственного труднее отпустить  от себя, это в глазах чужих людей  он уже большой, но мама уверена, что  он еще того не умеет - этого не знает. Нельзя не переживать за ребенка, но можно  скрывать от него этот страх. Научитесь  не показывать тревоги, старайтесь разговаривать  спокойно и быть сдержанными. Кому-то для этого будет достаточно здравого смысла, другим помогут элементы аутотренинга, а кому-то стоит больше внимания уделять своим собственным достижениям  и неудачам, чтобы не так сосредотачиваться  на детских.

Важно давать ребёнку выполнять  самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней. При этом ребёнок должен всегда чувствовать  поддержку и одобрение значимого  для него взрослого, должен быть установлен эмоциональный контакт.

Запреты и повышение голоса – весьма неэффективные средства воспитания.

Когда ребёнок станет постарше, важно расширять круг знакомств  ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением со сверстниками и другими взрослыми. При этом следует укреплять уверенность  ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём  поведении и поступках подражает  взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример.

Никто от родителей не требует  совершенства, все имеют право  на ошибки, но многих из них можно  было бы избежать, если для начала решить свои личностные проблемы и проблемы семейных взаимоотношений. Сложности  семейных отношений не должны служить  поводом для оправдания собственной  невнимательности к своим же детям. Ясное понимание такого решения  в будущем благотворно способствует психическому здоровью ребенка в  семье.

Полное осознание свей ответственности как родителя и  воспитателя многим родителям помогло  решить проблемы своей семьи и  растить своих детей здоровыми в психологическом смысле слова. Дети, чувствуя в родителях прежде всего любовь, находя опору и понимание, гораздо легче проходят кризисные моменты своей жизни. Надо отследить следующий момент: насколько адекватно отношение родителей к возрасту ребенка, и соответствующие ли его возрасту предъявляются требования.

Семья необходима детям и  взрослым, в любом возрасте хочется, чтобы его любили, ждали, радовались общением с ним, помогали в неудачах, гордились успехами. Кроме приведенных  в работе рекомендаций нами были проведены  родительские собрания, касающиеся воспитания единственного ребенка в семье (см. Приложение 2), а также разработана  памятка для родителей (см. Приложение 3).

Выводы по главе  III

Итак, целью экспериментальной  работы является: Рассмотреть отношение  родителей к ребенку и выявить  степень заботы родителей о ребенке  с помощью диагностических методик. В экспериментальной работе мы осуществили  диагностические методики, такие  как: тест-опросник выявление родительского  отношения к детям» и тест «Забота  родителей о ребенке»

Согласно проведенному исследованию нами было выявлено, что для семей  с единственным ребенком характерны такие стили воспитания как: кумир  семьи, гиперопека (12,4%), а также кронпринц (9,3%). В большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%). Это в основном семьи с единственным ребенком, что подтверждает нашу гипотезу, о том, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.

Эта зависимость от родителей  не способствует формированию интересов  и самооценки у ребенка, а также  не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение  и нести свой груз ответственности  за них. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье.

Зачастую каждый из родителей  пытается сделать из своего единственного  вундеркинда, загружая тем самым  ребенка до предела. Однако гиперопека не позволяет развить творческое начало. Напротив — принимая как должное заботу и внимание других, ребенок может "застрять" в иллюзии, что настоящее только то, о чем догадался и на чем настоял другой. В общем, "мама лучше знает, что мне надо". На выходе — социально незрелая личность, доступная всевозможным более или менее безобидным манипуляциям.

Практика показывает, что  родители единственных детей по-разному  относятся к необходимости устанавливать  ребенку четкие границы-"рамочки". Если единственный ребенок с рождения окружен лишь взрослыми, в детский сад или в школу он приходит с низким потенциалом социальной адаптации в обществе ровесников. А если к тому же привыкший к своей исключительности человечек пытается "построить" и сверстников, горькое разочарование может наложить серьезный отпечаток на его дальнейшую "карьеру". Дети, наверное, инстинктивно предчувствуют что-то в таком роде. Им часто отчаянно не хватает общества равных.

 

Заключение 

 

Обобщая вышесказанное, можно  утверждать, что воспитание единственного  сына или единственной дочери гораздо  более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Единственный ребенок  очень скоро становится центром  семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные  на этом ребенке, обыкновенно превышают  полезную норму.

Решение родителей ограничиться одним ребенком сказывается на его  воспитании, развитии характера и  формировании личности.

У единственного ребенка  развит высокий уровень интеллекта, самооценки, потребности в достижениях  и успехах. Одновременно единственные дети чаще стремятся играть ведущие  роли, они более самолюбивы и эгоцентричны, однако сильнее реагируют на неудачи  и поражения. Единственные дети не так  легко вступают в контакт с  незнакомыми людьми и в меньшей  степени способны к сочувствию и  сопереживанию по сравнению с  детьми, имеющими братьев и сестер.

Отрицательно сказываются  на единственных детях издержки их воспитания. Как правило, помимо родителей  в семье есть еще и мощная группа взрослой поддержки - бабушки, дедушки  и т.п. Чем больше взрослых, тем  больше опеки и взаимоисключающих  требований. С одной стороны, это  повышает чувство собственной значимости ребенка, заостряет самолюбие. А с другой - делает «я» ребенка чрезмерно чувствительным и ранимым. Единственного ребенка могут захвалить до такой степени, что он теряет чувство реальности и начинает везде рассчитывать на признание и уважение. На отсутствие внимания он реагирует крайне болезненно: обидой, плачем, капризами. Причем такое поведение переносится и на отношения со сверстниками.

Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье