Особенности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Изучить психолого-физиологические и личностные особенности детей в дошкольном возрасте;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………….……………..31
Список использованной литературы…………………………………..……..34

Вложенные файлы: 1 файл

лазарева.docx

— 202.72 Кб (Скачать файл)

На протяжении дошкольного  возраста у детей формируются  действия и идентификации (соотнесение  с эталоном – мяч круглый (идентичный эталону «шар»); отнесения к эталону (яблоко аналогично эталону «шар», но не является абсолютно таким же); моделирующие действия (снеговик состоит  из нескольких эталонов «шар», взаимно  расположенных в пространстве).

Развитие речи. Первая речь ребенка относится к раннему  возрасту, «…первичное овладение  родным языком подлинно живой речью  совершается в процессе жизненно мотивированной деятельности общения». [49].  Родители детей раннего и младшего дошкольного возраста отмечают, что ребенок не умеет рассказывать. Объясняется это тем, что связная речь вначале возникает и существует применимо к конкретной ситуации и поэтому называется ситуативной. Как было сказано выше, ребенок овладевает речью в процессе общения. «Его речь – это разговорная речь; она служит ему для общения с людьми, которые его окружают, близки с ним, живут его интересами, понимают его с полуслова. Для общения в таких условиях ситуативная речь как таковая не является дефектной, неполноценной речью. В таких условиях непосредственного контакта с собеседником и взрослый человек тоже пользуется ситуативной речью» [32]. 

Постепенно ребенок овладевает контекстной речью. Ему приходится рассказывать или пересказывать  услышанное в детском саду от воспитателя  и сверстников и наоборот –  рассказанное дома пересказывать во дворе или в детском саду. Здесь  перед ребенком стоит серьезная  задача – суметь рассказать собеседнику  ситуацию так, чтобы он понял. О чем  речь вне зависимости от ситуации. Эта речь требует иного построения, иных форм, чтобы быть понятой. Вот почему важно стремиться обогащать словарный запас ребенка. Дошкольник обычно увеличивает его в три раза по сравнению с ранним детством. Родители должны правильно применять склонения, спряжения, следить за чистотой речи, так как ребенок в этом возрасте моментально повторяет все услышанное, ведь усвоение новых слов и словосочетаний доставляет ему удовольствие. Дети дошкольного возраста часто экспериментируют со словами, добавляя различные суффиксы и образуя новые слова. Речь неразрывно связана с мышлением, а оно у младшего дошкольника является наглядно-образным. Поэтому новыми, им самим образованными словами, он выражает то, что формируется в его сознании в виде образов.

Швейцарский и французский  психолог Ж. Пиаже разделил детские  высказывания на две группы – социализированная  речь (ее цель – вызвать реакцию  собеседника, партнера по общению) и  эгоцентрическая речь (ребенок разговаривает  сам с собой, не ориентируясь на мнение и реакцию окружающих). Пиаже связывал эгоцентрическую речь со своей теорией  эгоцентризма, утверждая, что это  речь «для себя», «речь о себе», не приноравливающаяся к точке зрения окружающих. Эта речь гекстически первична и заложена в ребенке, так же как и эгоцентризм, который является исходным природным фактором. Социализированная речь развивается из эгоцентрической под влиянием внешних социальных воздействий.

Выготский критиковал теорию Пиаже, утверждая, что эгоцентрическая  речь является промежуточной между  речью внутренней и внешней. Это  как бы внутренняя речь, произносимая ребенком вслух. Зачастую она содержит планируемые действия и ожидаемый  результат деятельности. О такой  речи упоминает и Ж. Пиаже: «Ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего сообщать…» [33]. 

Для доказательства своей  теории Л.С. Выготский произвел ряд экспериментов. Приведем один из них.

У ребенка, рисующего красками, в определенный момент не оказывалось  нужного цвета. Тогда он, начинает рассуждать сам с собой: «Где краска, мне нужна синяя краска. Ничего, теперь я нарисую красным и  смочу водой. Это потемнеет и  будет как синее». В затруднительных  ситуациях эгоцентрическая речь увеличивалась. Эгоцентрическую речь можно приравнять к монологизированной речи взрослого, которая как известно проявляется в минеры сильного эмоционального волнения. Так как ребенок более эмоционален, монологизированная речь у него встречается чаще.

В этом возрасте происходит развитие функций речи: функции общения  или коммуникативной планирующей  функции – функции эгоцентрической, а позже внутренней речи; экспрессивной  функции – функции выражения  эмоций. Ребенок, подражая взрослым, сначала  произносит слова с разными интонациями, а потом учится применять интонации  соответственно случаю и уже не ошибается  в выборе.

Развитие мышления. К началу дошкольного возраста у ребенка  уже достаточно развиты такие  составляющие мышления, как индукция и дедукция. По мнению большинства  авторов возрастной психологии мышлении ребенка начинается в раннем возрасте с обобщений переходит к сравнениям и далее – к выделению частного из общего и наоборот.

Ж. Пиаже сделал существенный вклад в изучение развития и особенностей детского интеллекта. Он создал отрациональную концепцию интеллекта. Сущность ее в том, что интеллект ребенка строится на основе действий с окружающими предметами, а действия на определенном этапе развития превращаются в операции. Своеобразие организаций мыслительных актов структур определяет выделение стадий интеллекта. Период от 1,5-2 лет до 11 лет Пиаже называл периодом конкретно-операционального интеллекта. Он, в свою очередь, складывался из 3-х подпериодов: дооперациональный (от 2-х до 1,5 лет), подпериод становления конкретных операций (5-7 лет) и подпериод функционирования конкретных операций (8-11 лет). В начале мышление ребенка субъективно, нелогично, является эгоцентрическим (отсюда его концепция эгоцентрической речи). Тесты на сохранение и на включение во множество доказывают это. Дошкольнику дают два стакана, в которых воды поровну. Перелив жидкость из одного стакана в стакан более высокий и узкий, спрашивают, изменилось количество воды. Дети отвечают, что да. Второй опыт. Показывают несколько цветов белых и несколько красных, причем белых больше. Спрашивают, чего больше, белых цветов или цветов. Ребенок отвечает, что белых цветов больше. Пиаже этим опытом пытался доказать, что ребенок не понимает различие между классами и подклассами. Способность эта переходит в школьном возрасте, когда мышление становится децентрализованным более логическим, отвлеченным. В этом возрасте непосредственное восприятие преодолевается, перестраиваются все психические процессы. Отправным пунктом теории Пиаже является детский эгоцентризм – особенность мышления дошкольника, отражающаяся на всем его развитии. Любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, не беря во внимание чужую, даже не допуская ее возможности.

Толчок к развитию мышления дает познавательная активность ребенка. Хотя можно сказать и наоборот. Так или иначе, ребенок, владея к  дошкольному возрасту речью обладают и некоторыми знаниями. «Основываясь на накопившихся наблюдениях и знаниях, ребенок пытается иногда сам найти  объяснение тому, что он наблюдает, однако тонкая сеть объяснений, которую  он пытается накинуть на мир, чтоб его  понять и им овладеть, рвется как  паутинка каждый раз, как он делает новый шаг за пределы своего маленького, детского мирка. Тогда ребенок обращает вопрошающий взор на окружающих»  [50]. Но мысль в раннем дошкольном возрасте еще тесно связана с восприятием. Познавательные интересы подвижны, неустойчивы, относятся к наглядной ситуации и быстро исчерпываются. Материал вопросов черпается из ближайшего окружения и обращения преимущественно к действию. Дети часто спрашивают подряд: откуда взялось солнце, звезды? Что остается, когда человек умирает? Откуда взялась земля? Прогуливаясь с родителями по улице, ребенок может спросить обо всем, что попадается ему на глаза.

С.Л. Рубинштейн в отличие  от Ж. Пиаже, указывает на возможность понимания ребенком относительности вещей, хотя и не во всех ситуациях. В доказательство он приводит наблюдение за девочкой 3-х лет 9 месяцев, которая заметила, что их пол является потолком для соседей, которые живут этажом ниже. О развитии мышления ребенка свидетельствуют и его умозаключения. Он в состоянии делать выводы и понимать причины и следствия событий.

В исследованиях А.В. Запорожца  есть эксперимент с ребенком дошкольного  возраста. Ребенку показывают разные предметы и спрашивают, будут ли они плавать. Ключ, утверждает ребенок, утонет, «потому что он железный и тяжелый», а деревянное будет  плавать. Коробочка из жести утонет, так как «она железная». Но увидев, что коробочка не тонет ребенок исправляется: «Она хотя и железная, но пустая внутри. Поэтому она и плавает. Вот пустое ведро тоже плавает».

Дети дошкольного возраста пользуются повседневными наблюдениями и применяют их к новым явлениям, что позволяет им уточнять представления  о причинах явлений и более  правильно их понимать.

В период раннего детства  ребенок оперирует внешними ориентировочными действиями. В дошкольном возрасте формируется мышление, основанное на образах. Многие авторы говорит о  переходе от наглядно-действенной формы  мышления к наглядно-образной.

В этом возрасте важно ребенку  возможность для самостоятельного получения знаний. Это позволяет  развиваться его мыслительной сфере. Как уже было сказано у дошкольника  наглядно-образное мышление. Но с успехом  можно создать условия и для  развития отвлеченного (логического  мышления). Образное мышление оперирует  с предметами, логическое – со знаками (словами и цифрами).

На пути от младшего дошкольного  к школьному возрасту образное мышление совершенствуется, ребенок все более  способен представить в уме, что  случится с предметом, не прибегая к  манипуляциям с ним. Пример приведен выше (беседа экспериментатора с ребенком о том, будет ли плавать тот  или иной предмет). Совершенствование  образного мышления происходит потому, что накапливаются знания о свойствах  предметов, связях между ними и причинности  явлений. Опыт порождает знания, а  знания в свою очередь способствуют новому опыту. Образное мышление оперирует  представлениями, а логическое понятиями.

Развивать у ребенка логическое мышление важно для подготовки к  школе. Но нельзя стремиться сделать  мышление ребенка полностью логическим, так как дошкольный возраст более  чувствителен к обучению, опирающемуся на образы, и значит, этот вид обучения будет наиболее эффективным.

Мышление неразрывно связано  с речью. При помощи речи взрослые обучают ребенка, корректируют его  действия. Сам ребенок, пользуясь  речью, осознает ход своих действий и результат; особенно выделяется планирующая  функция, когда дошкольник пользуется эгоцентрической речью. Однако, произнося  слово, ребенок выражает представления  о предмете, его свойствах, действиях, отношениях, которые этим словом обозначаются, то есть слово обозначают для него не то же, что для взрослого.

Ребенок в дошкольном возрасте имеет большой базис для усвоения окружающего мира. Он различает весь спектр цветов, хотя не всегда может  их назвать, отлично ориентируется  в мире звуков, запахов. У него есть определенные вкусовые привязанности. Многие дети в этом возрасте обнаруживают музыкальные способности, способность  к рисованию и т.д. Можно сказать  даже, что ощущение и восприятие ребенка гораздо богаче и насыщеннее, чем у взрослого. В развитии психических  процессов, которые мы рассмотрели  в этом пункте, ощущение и восприятие, которые начинают формироваться  еще в младенческом возрасте, играют не последнюю роль. Исключительно важным является развитие воображения, ведь оно составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к сознанию нового в различных сферах деятельности» [5]. 

Воображение дошкольника  проявляется в первую очередь  в игре или ситуации, события замещаются или дополняются вымышленными. Палка может играть роль лошади, перевернутые стулья, поставленные друг на друга – многоэтажный дом. Постепенно ребенок становится способным играть с предметами, которых нет, представляя себе, что они есть. Воображение проявляется в лепке, конструировании, рисовании, сочинении сказок, стихов. Характерны для детей эдейтические образы – необычайно яркие и отчетливые, ребенок видит их как бы наяву. Проявляются они, когда нет свободного восприятия – например, при выключенном свете. Ими и объясняются ночные страхи детей.

Кроме непроизвольного воображения, развивается также произвольное, когда ребенок планирует деятельность, и предвидит (воображает) результат. Дети фантазируют по самым разным поводам. Но это не значит, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого.

К концу дошкольного возраста развивается абстрактное воображение, которое пользуется более обобщенными  – схема или символами. Воображение  объединяется с мышлением для  решения не только познавательных, но и логических задач. Ребенок контролирует свое воображение и сознательно  «включает» или «выключает» его.

Развитие внимания в дошкольном возрасте происходит в связи с  мышлением, «внимание опирающееся сначала на чувственное содержание начинает переключаться на мыслительные связи».

Известно, что дети младшего дошкольного возраста быстро отвлекаются, не могут играть долго в одну и  ту же игру. Это связано с тем, что их внимание пока неустойчиво. Помимо этого оно является еще и непроизвольным.

Произвольное внимание формируют  взрослые. «Источники произвольного  внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного  внимания». [24]. 

Взрослые предлагают ребенку  ситуации, в которых ему необходимо активировать внимание, и с помощью  речи дают указание. Пример – классическая детская игра, в которой «да  и нет не говорят», «черное и белое не берут. Речь помогает ребенку организовать свое внимание. Поэтому нужно советовать ему проговаривать инструкции взрослых для решения задания.

Известно, что воспоминания детства начинаются именно с дошкольного  возраста. Вначале память является непроизвольной. Ребенок не пытается сознательно запомнить и потом  воспроизвести какие-либо события. Вспомните себя в детстве. Мы запоминали только то, что было интересно, оставило наиболее яркие впечатления.

Произвольные формы запоминания  и воспроизведения начинают складываться в возрасте 4-5 лет. Произвольная память складывается в игре, когда ребенку  для усиленного осуществления взятой на себя роли, необходимо запомнить  и воспроизвести соответствующие  слова и действия. Приемы запоминания  и припоминания ребенку подсказывают взрослые.

Давая поручения, они предлагают ребенку его повторить. Или, спрашивая  о чем-либо задают вопросы о том, что ребенок видел, к примеру, во время прогулки, и в какой последовательности происходили увиденные им события.

Все-таки непроизвольная память остается ведущим типом памяти в  дошкольном возрасте. События детства, если они вызвали эмоциональное  потрясение, могут остаться в памяти на всю жизнь.

Информация о работе Особенности детей дошкольного возраста