Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Изучить психолого-физиологические и личностные особенности детей в дошкольном возрасте;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………….……………..31
Список использованной литературы…………………………………..……..34
На протяжении дошкольного возраста у детей формируются действия и идентификации (соотнесение с эталоном – мяч круглый (идентичный эталону «шар»); отнесения к эталону (яблоко аналогично эталону «шар», но не является абсолютно таким же); моделирующие действия (снеговик состоит из нескольких эталонов «шар», взаимно расположенных в пространстве).
Развитие речи. Первая речь ребенка относится к раннему возрасту, «…первичное овладение родным языком подлинно живой речью совершается в процессе жизненно мотивированной деятельности общения». [49]. Родители детей раннего и младшего дошкольного возраста отмечают, что ребенок не умеет рассказывать. Объясняется это тем, что связная речь вначале возникает и существует применимо к конкретной ситуации и поэтому называется ситуативной. Как было сказано выше, ребенок овладевает речью в процессе общения. «Его речь – это разговорная речь; она служит ему для общения с людьми, которые его окружают, близки с ним, живут его интересами, понимают его с полуслова. Для общения в таких условиях ситуативная речь как таковая не является дефектной, неполноценной речью. В таких условиях непосредственного контакта с собеседником и взрослый человек тоже пользуется ситуативной речью» [32].
Постепенно ребенок овладевает контекстной речью. Ему приходится рассказывать или пересказывать услышанное в детском саду от воспитателя и сверстников и наоборот – рассказанное дома пересказывать во дворе или в детском саду. Здесь перед ребенком стоит серьезная задача – суметь рассказать собеседнику ситуацию так, чтобы он понял. О чем речь вне зависимости от ситуации. Эта речь требует иного построения, иных форм, чтобы быть понятой. Вот почему важно стремиться обогащать словарный запас ребенка. Дошкольник обычно увеличивает его в три раза по сравнению с ранним детством. Родители должны правильно применять склонения, спряжения, следить за чистотой речи, так как ребенок в этом возрасте моментально повторяет все услышанное, ведь усвоение новых слов и словосочетаний доставляет ему удовольствие. Дети дошкольного возраста часто экспериментируют со словами, добавляя различные суффиксы и образуя новые слова. Речь неразрывно связана с мышлением, а оно у младшего дошкольника является наглядно-образным. Поэтому новыми, им самим образованными словами, он выражает то, что формируется в его сознании в виде образов.
Швейцарский и французский психолог Ж. Пиаже разделил детские высказывания на две группы – социализированная речь (ее цель – вызвать реакцию собеседника, партнера по общению) и эгоцентрическая речь (ребенок разговаривает сам с собой, не ориентируясь на мнение и реакцию окружающих). Пиаже связывал эгоцентрическую речь со своей теорией эгоцентризма, утверждая, что это речь «для себя», «речь о себе», не приноравливающаяся к точке зрения окружающих. Эта речь гекстически первична и заложена в ребенке, так же как и эгоцентризм, который является исходным природным фактором. Социализированная речь развивается из эгоцентрической под влиянием внешних социальных воздействий.
Выготский критиковал теорию Пиаже, утверждая, что эгоцентрическая речь является промежуточной между речью внутренней и внешней. Это как бы внутренняя речь, произносимая ребенком вслух. Зачастую она содержит планируемые действия и ожидаемый результат деятельности. О такой речи упоминает и Ж. Пиаже: «Ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего сообщать…» [33].
Для доказательства своей теории Л.С. Выготский произвел ряд экспериментов. Приведем один из них.
У ребенка, рисующего красками, в определенный момент не оказывалось нужного цвета. Тогда он, начинает рассуждать сам с собой: «Где краска, мне нужна синяя краска. Ничего, теперь я нарисую красным и смочу водой. Это потемнеет и будет как синее». В затруднительных ситуациях эгоцентрическая речь увеличивалась. Эгоцентрическую речь можно приравнять к монологизированной речи взрослого, которая как известно проявляется в минеры сильного эмоционального волнения. Так как ребенок более эмоционален, монологизированная речь у него встречается чаще.
В этом возрасте происходит
развитие функций речи: функции общения
или коммуникативной
Развитие мышления. К началу дошкольного возраста у ребенка уже достаточно развиты такие составляющие мышления, как индукция и дедукция. По мнению большинства авторов возрастной психологии мышлении ребенка начинается в раннем возрасте с обобщений переходит к сравнениям и далее – к выделению частного из общего и наоборот.
Ж. Пиаже сделал существенный вклад в изучение развития и особенностей детского интеллекта. Он создал отрациональную концепцию интеллекта. Сущность ее в том, что интеллект ребенка строится на основе действий с окружающими предметами, а действия на определенном этапе развития превращаются в операции. Своеобразие организаций мыслительных актов структур определяет выделение стадий интеллекта. Период от 1,5-2 лет до 11 лет Пиаже называл периодом конкретно-операционального интеллекта. Он, в свою очередь, складывался из 3-х подпериодов: дооперациональный (от 2-х до 1,5 лет), подпериод становления конкретных операций (5-7 лет) и подпериод функционирования конкретных операций (8-11 лет). В начале мышление ребенка субъективно, нелогично, является эгоцентрическим (отсюда его концепция эгоцентрической речи). Тесты на сохранение и на включение во множество доказывают это. Дошкольнику дают два стакана, в которых воды поровну. Перелив жидкость из одного стакана в стакан более высокий и узкий, спрашивают, изменилось количество воды. Дети отвечают, что да. Второй опыт. Показывают несколько цветов белых и несколько красных, причем белых больше. Спрашивают, чего больше, белых цветов или цветов. Ребенок отвечает, что белых цветов больше. Пиаже этим опытом пытался доказать, что ребенок не понимает различие между классами и подклассами. Способность эта переходит в школьном возрасте, когда мышление становится децентрализованным более логическим, отвлеченным. В этом возрасте непосредственное восприятие преодолевается, перестраиваются все психические процессы. Отправным пунктом теории Пиаже является детский эгоцентризм – особенность мышления дошкольника, отражающаяся на всем его развитии. Любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, не беря во внимание чужую, даже не допуская ее возможности.
Толчок к развитию мышления дает познавательная активность ребенка. Хотя можно сказать и наоборот. Так или иначе, ребенок, владея к дошкольному возрасту речью обладают и некоторыми знаниями. «Основываясь на накопившихся наблюдениях и знаниях, ребенок пытается иногда сам найти объяснение тому, что он наблюдает, однако тонкая сеть объяснений, которую он пытается накинуть на мир, чтоб его понять и им овладеть, рвется как паутинка каждый раз, как он делает новый шаг за пределы своего маленького, детского мирка. Тогда ребенок обращает вопрошающий взор на окружающих» [50]. Но мысль в раннем дошкольном возрасте еще тесно связана с восприятием. Познавательные интересы подвижны, неустойчивы, относятся к наглядной ситуации и быстро исчерпываются. Материал вопросов черпается из ближайшего окружения и обращения преимущественно к действию. Дети часто спрашивают подряд: откуда взялось солнце, звезды? Что остается, когда человек умирает? Откуда взялась земля? Прогуливаясь с родителями по улице, ребенок может спросить обо всем, что попадается ему на глаза.
С.Л. Рубинштейн в отличие от Ж. Пиаже, указывает на возможность понимания ребенком относительности вещей, хотя и не во всех ситуациях. В доказательство он приводит наблюдение за девочкой 3-х лет 9 месяцев, которая заметила, что их пол является потолком для соседей, которые живут этажом ниже. О развитии мышления ребенка свидетельствуют и его умозаключения. Он в состоянии делать выводы и понимать причины и следствия событий.
В исследованиях А.В. Запорожца есть эксперимент с ребенком дошкольного возраста. Ребенку показывают разные предметы и спрашивают, будут ли они плавать. Ключ, утверждает ребенок, утонет, «потому что он железный и тяжелый», а деревянное будет плавать. Коробочка из жести утонет, так как «она железная». Но увидев, что коробочка не тонет ребенок исправляется: «Она хотя и железная, но пустая внутри. Поэтому она и плавает. Вот пустое ведро тоже плавает».
Дети дошкольного возраста пользуются повседневными наблюдениями и применяют их к новым явлениям, что позволяет им уточнять представления о причинах явлений и более правильно их понимать.
В период раннего детства ребенок оперирует внешними ориентировочными действиями. В дошкольном возрасте формируется мышление, основанное на образах. Многие авторы говорит о переходе от наглядно-действенной формы мышления к наглядно-образной.
В этом возрасте важно ребенку
возможность для
На пути от младшего дошкольного к школьному возрасту образное мышление совершенствуется, ребенок все более способен представить в уме, что случится с предметом, не прибегая к манипуляциям с ним. Пример приведен выше (беседа экспериментатора с ребенком о том, будет ли плавать тот или иной предмет). Совершенствование образного мышления происходит потому, что накапливаются знания о свойствах предметов, связях между ними и причинности явлений. Опыт порождает знания, а знания в свою очередь способствуют новому опыту. Образное мышление оперирует представлениями, а логическое понятиями.
Развивать у ребенка логическое мышление важно для подготовки к школе. Но нельзя стремиться сделать мышление ребенка полностью логическим, так как дошкольный возраст более чувствителен к обучению, опирающемуся на образы, и значит, этот вид обучения будет наиболее эффективным.
Мышление неразрывно связано с речью. При помощи речи взрослые обучают ребенка, корректируют его действия. Сам ребенок, пользуясь речью, осознает ход своих действий и результат; особенно выделяется планирующая функция, когда дошкольник пользуется эгоцентрической речью. Однако, произнося слово, ребенок выражает представления о предмете, его свойствах, действиях, отношениях, которые этим словом обозначаются, то есть слово обозначают для него не то же, что для взрослого.
Ребенок в дошкольном возрасте
имеет большой базис для
Воображение дошкольника проявляется в первую очередь в игре или ситуации, события замещаются или дополняются вымышленными. Палка может играть роль лошади, перевернутые стулья, поставленные друг на друга – многоэтажный дом. Постепенно ребенок становится способным играть с предметами, которых нет, представляя себе, что они есть. Воображение проявляется в лепке, конструировании, рисовании, сочинении сказок, стихов. Характерны для детей эдейтические образы – необычайно яркие и отчетливые, ребенок видит их как бы наяву. Проявляются они, когда нет свободного восприятия – например, при выключенном свете. Ими и объясняются ночные страхи детей.
Кроме непроизвольного воображения,
развивается также
К концу дошкольного возраста
развивается абстрактное
Развитие внимания в дошкольном возрасте происходит в связи с мышлением, «внимание опирающееся сначала на чувственное содержание начинает переключаться на мыслительные связи».
Известно, что дети младшего дошкольного возраста быстро отвлекаются, не могут играть долго в одну и ту же игру. Это связано с тем, что их внимание пока неустойчиво. Помимо этого оно является еще и непроизвольным.
Произвольное внимание формируют взрослые. «Источники произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания». [24].
Взрослые предлагают ребенку ситуации, в которых ему необходимо активировать внимание, и с помощью речи дают указание. Пример – классическая детская игра, в которой «да и нет не говорят», «черное и белое не берут. Речь помогает ребенку организовать свое внимание. Поэтому нужно советовать ему проговаривать инструкции взрослых для решения задания.
Известно, что воспоминания детства начинаются именно с дошкольного возраста. Вначале память является непроизвольной. Ребенок не пытается сознательно запомнить и потом воспроизвести какие-либо события. Вспомните себя в детстве. Мы запоминали только то, что было интересно, оставило наиболее яркие впечатления.
Произвольные формы
Давая поручения, они предлагают ребенку его повторить. Или, спрашивая о чем-либо задают вопросы о том, что ребенок видел, к примеру, во время прогулки, и в какой последовательности происходили увиденные им события.
Все-таки непроизвольная память остается ведущим типом памяти в дошкольном возрасте. События детства, если они вызвали эмоциональное потрясение, могут остаться в памяти на всю жизнь.