Особенности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Изучить психолого-физиологические и личностные особенности детей в дошкольном возрасте;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………….……………..31
Список использованной литературы…………………………………..……..34

Вложенные файлы: 1 файл

лазарева.docx

— 202.72 Кб (Скачать файл)

Воспитателям, родителям  необходимо помнить о психических  особенностях ребенка-дошкольника.

С целью повышения психологической  грамотности педагогов, воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного  возраста нами был разработан методический материал по возрастной и педагогической психологии, в котором содержатся основные закономерности и новообразования детей-дошкольников.

Зачастую проблемы межличностного общения и поведенческие, возникающие  на занятии с детьми связаны не только и не столько с плохим воспитанием  ребенка, сколько с особенностями определенного периода его психологического развития. Приведенный в Приложении 6 материал поможет педагогам и воспитателям ДОУ грамотно разобраться в сложных педагогических ситуациях и скоординировать свои воспитательные приемы в общении с детским коллективом. Знание возрастных особенностей психологического развития ребенка позволяет верно, наиболее оптимально выстраивать процессы воспитания и обучения.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. С.143-246.
  2. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: ПЕРСЭ, 2003. С.136-148.
  3. Выготский Л.С. Проблемы возраста // Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика. 1984, т.4. С. 244-268.
  4. Давыдов В.Н. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1986.
  6. Зеньковский В.В. Психология детства / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев – репринт. изд-е. М.: Школа-пресс, 1996.
  7. Каптерев П.Ф. Об общем ходе развития детской природы // Воспитание и обучение, 1893, № 2.
  8. Коноплева О.В., Мельшутина А.Ю. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7лет). СПб., 1998.
  9. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1988.
  10. Коробейников И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. М., 1982.
  11. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.
  12. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987.
  13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  14. Кудрина Г.А., Ковалева Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. Иркутск, 2000.
  15. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. М.: Сфера, 2002.
  16. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах. Т.1. М.: Педагогика, 1983.
  17. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974.
  18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
  19. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии,1982. № 4.
  20. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983.
  21. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. СПб., 1998.
  22. Михайленко Н., Короткова Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте // Дошкольное воспитание,1989. № 5.
  23. Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития: детство, отрочество. М.: Академия, 2000. С. 160-221.
  24. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975.
  25. Непомняшая Н.И. Структура произвольной деятельности у дошкольников. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М.: Наука, 1965.
  26. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И Лисиной. М., 1974.
  27. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  28. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1988.
  29. Палагина Н.Н. Доречевые формы воображения в действиях с предметами детей второго года жизни // Ребенок в раннем и дошкольном детстве. Фрунзе, 1982.
  30. Палагина Н.Н. Развитие воображения ребенка в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 1989. № 6.
  31. Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М., 1991. С.64-66
  32. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка: [Перевод] СПб: СОЮЗ, 1997 (с.40-52, 70-93).
  33. Пиаже Ж.: Теория, эксперименты, дискуссии; сборник статей / Под общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурлинской. М., 2001 С.39-48.
  34. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  35. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  36. Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопросы психологии, 1999. №1.
  37. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. М., Новая школа, 1996.
  38. Психологические тесты, практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей, 2004.
  39. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1966.
  40. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1965.
  41. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. С. 24-26.
  42. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985.
  43. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М: Педагогика, 1989.
  44. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1974.
  45. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986.
  46. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1986.
  47. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада.  М., 1978.
  48. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Академия, 1995.
  49. Репина Т.А., Смолева Т.О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции. - М. 1995.
  50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. С.305-387, 406-489.
  51. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.
  52. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии, 1980.  № 5.
  53. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003.
  54. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии. 1987, №3.
  55. Смолева Т.О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.
  56. Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии, 1981. № 2.
  57. Ульянкова У. К проблеме дифференцированной подготовки дошкольников к школе // Дошкольное воспитание. 1987. №2.
  58. Ульянкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей // Дошкольное воспитание. 1989.  №3.
  59. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990. С.26-30.
  60. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 1976. №5.
  61. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование, 1996, № 3. С.15-27.
  62. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. М., 1987.
  63. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995. С.150-172.
  64. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1986. № 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов

 

Зубы

Резцы средние

Резцы боковые

Клыки

Премо-ляры I

Премо-

ляры II

Моляры

I

Моляры

II

молочные

нижние

6-8 мес. 

10-12 мес. 

18-20 мес. 

13-15 мес. 

22-24 мес. 

   

молочные верхние

8-9 мес. 

9-11 мес. 

17-19 мес. 

12-14 мес. 

21-23 мес. 

   

постоянные нижние

5,5-8 лет

9-12,5 лет

9,5-12 лет

9-12,5 лет

9,5-15 лет

5-7,5 лет

10-14 лет

постоянные верхние

6-10 лет

8,5-14 лет

9-14

лет

10-14 лет

9-14 лет

5-8

лет

10,5-14,5 лет


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Частота дыхательных движений и частота пульса в зависимости  от возраста

Возраст

ЧДД в минуту

Частота пульса

2 нед. - 3 мес.

4 - 6 мес.

7 - 12 мес.

2 - 3 года

4 - 6 лет

7 - 10 лет

11 - 15 лет

больше 15 лет

40-45

35-40

30-35

25-30

22-25

20-22

18-20

15-16

140

130-135

120-125

105-115

100-105

75-85

70-75

60-70


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Материал к  методике «Найди отличия»

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Методика 1. «Найди отличия»

Ф.И. ребенка

Найденное им число различий

Возраст ребенка

Елисеев Александр

2

5 лет

Бакунина Ольга

4

6,5 лет

Жук Олеся

1

5 лет

Князян Ашот

3

5 лет

Герасименко Денис

5

6,7 лет

Кравчук Андрей

4

6 лет

Кричер Женя

1

6 лет

Лакиза Максим

5

5 лет

Гук Ангелина

5

6 лет

Зайцев Руслан

3

4,7 лет


 

5 лет – средний уровень  концентрации внимания

2+1+3+5

= 2,75 б.

4

     

6 лет – средний уровень  концентрации внимания

4+5+4+5+1

= 3,8 б.

5


 

Методика 2. В последние 3 колонки записывают число запоминания  картинок

Ф.И. ребенка

Возраст

I серия

II серия

III серия

непроизвольное пассивное  запоминание

непроизвольное активное запоминание

произвольное запоминание

Елисеев Александр

5 лет

6

6

7

Бакунина Ольга

6,5 лет

7

8

10

Жук Олеся

5 лет

6

6

8

Князян Ашот

5 лет

6

7

6

Герасименко Денис

6,7 лет

7

7

11

Кравчук Андрей

6 лет

7

8

8

Кричер Женя

6 лет

4

5

6

Лакиза Максим

5 лет

8

8

7

Гук Ангелина

6 лет

8

8

10

Зайцев Руслан

4,7 лет

4

5

6


 

Средний показатель памяти находится как среднеарифметическое между показателями из трех разных колонок для каждого ребенка в отдельности.

Ф.И. ребенка

Средний показатель памяти

Елисеев Александр

»6,3

Бакунина Ольга

»8,3

Жук Олеся

»6,6

Князян Ашот

»6,3

Герасименко Денис

»8,3

Кравчук Андрей

»7,7

Кричер Женя

5

Лакиза Максим

»7,7

Гук Ангелина

»8,7

Зайцев Руслан

5


 

Методика 3.

Во второй колонке записывается ПС, С или НС – в зависимости  от того, как ребенок ответил на поставленные вопросы (сохранили ли количество жидкости при переливании  его в стаканы другой формы).

Ф.И. ребенка

ПС, НС или С

Возраст ребенка

Елисеев Александр

НС

5 лет

Бакунина Ольга

ПС

6,5 лет

Жук Олеся

НС

5 лет

Князян Ашот

НС

5 лет

Герасименко Денис

С

6,7 лет

Кравчук Андрей

С

6 лет

Кричер Женя

НС

6 лет

Лакиза Максим

НС

5 лет

Гук Ангелина

НС

6 лет

Зайцев Руслан

НС

4,7 лет


 

100% - общее число детей  в группе.

НС – 60%

ПС – 20%

С – 20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

   Приложение 5

 

 

 

Диаграмма 1. Уровни развития концентрации внимания у детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Методический  материал

«Особенности  развития детей дошкольного возраста»

 

1. Периодизация возрастного развития

Общая характеристика возраста. Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.

Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это  и система требований, которые  представляются к ребенку на данном этапе его жизни, и сущность отношений  с окружающими, и тип знаний и  деятельности, которыми он овладевает и способы усвоения этих знаний. В совокупность условий, определяющих специфику возраста, входят и особенности  различных сторон физического развития ребенка (например, созревание определенных морфологических формообразующих  образований в раннем возрасте, особенности  перестройки организма в подростковом возрасте и т.д.). 4

Изменение условий жизни  ребенка, форм воспитания и обучения является важнейшим фактором, определяющим смену возрастных периодов развития.

Дошкольный возраст:

1. Ранний возраст (до 3-х  лет) – ясли 

2. Младший (ая) группа детсада – три года

3. Средний (яя) группа детсада - четыре года

4. Старший (ая) группа детсада – пять лет

5. Подготовительная группа  детсада – шесть-семь лет.

 

 

2. Возрастные особенности дошкольников

2.1. Младший дошкольный возраст

В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем  определенной общественной функции.

Желание ребенка выполнять  такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через  развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в  дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних  действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям  с другими предметами. Основным содержанием  игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и  простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Информация о работе Особенности детей дошкольного возраста