Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1.	Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2.	Изучить психолого-физиологические и личностные особенности   детей в дошкольном возрасте;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8 
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18 
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………….……………..31 
Список использованной литературы…………………………………..……..34
Воспитателям, родителям необходимо помнить о психических особенностях ребенка-дошкольника.
С целью повышения 
Зачастую проблемы межличностного общения и поведенческие, возникающие на занятии с детьми связаны не только и не столько с плохим воспитанием ребенка, сколько с особенностями определенного периода его психологического развития. Приведенный в Приложении 6 материал поможет педагогам и воспитателям ДОУ грамотно разобраться в сложных педагогических ситуациях и скоординировать свои воспитательные приемы в общении с детским коллективом. Знание возрастных особенностей психологического развития ребенка позволяет верно, наиболее оптимально выстраивать процессы воспитания и обучения.
Список используемой литературы
Приложение 1
Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов
| Зубы | Резцы средние | Резцы боковые | Клыки | Премо-ляры I | Премо- ляры II | Моляры I | Моляры II | 
| молочные нижние | 6-8 мес. | 10-12 мес. | 18-20 мес. | 13-15 мес. | 22-24 мес. | ||
| молочные верхние | 8-9 мес. | 9-11 мес. | 17-19 мес. | 12-14 мес. | 21-23 мес. | ||
| постоянные нижние | 5,5-8 лет | 9-12,5 лет | 9,5-12 лет | 9-12,5 лет | 9,5-15 лет | 5-7,5 лет | 10-14 лет | 
| постоянные верхние | 6-10 лет | 8,5-14 лет | 9-14 лет | 10-14 лет | 9-14 лет | 5-8 лет | 10,5-14,5 лет | 
Приложение 2
Частота дыхательных движений и частота пульса в зависимости от возраста
| Возраст | ЧДД в минуту | Частота пульса | 
| 2 нед. - 3 мес. 4 - 6 мес. 7 - 12 мес. 2 - 3 года 4 - 6 лет 7 - 10 лет 11 - 15 лет больше 15 лет | 40-45 35-40 30-35 25-30 22-25 20-22 18-20 15-16 | 140 130-135 120-125 105-115 100-105 75-85 70-75 60-70 | 
Приложение 3
Материал к методике «Найди отличия»
Приложение 4
Методика 1. «Найди отличия»
| Ф.И. ребенка | Найденное им число различий | Возраст ребенка | 
| Елисеев Александр | 2 | 5 лет | 
| Бакунина Ольга | 4 | 6,5 лет | 
| Жук Олеся | 1 | 5 лет | 
| Князян Ашот | 3 | 5 лет | 
| Герасименко Денис | 5 | 6,7 лет | 
| Кравчук Андрей | 4 | 6 лет | 
| Кричер Женя | 1 | 6 лет | 
| Лакиза Максим | 5 | 5 лет | 
| Гук Ангелина | 5 | 6 лет | 
| Зайцев Руслан | 3 | 4,7 лет | 
| 5 лет – средний уровень концентрации внимания | 2+1+3+5 | = 2,75 б. | 
| 4 | ||
| 6 лет – средний уровень концентрации внимания | 4+5+4+5+1 | = 3,8 б. | 
| 5 | 
Методика 2. В последние 3 колонки записывают число запоминания картинок
| Ф.И. ребенка | Возраст | I серия | II серия | III серия | 
| непроизвольное пассивное запоминание | непроизвольное активное запоминание | произвольное запоминание | ||
| Елисеев Александр | 5 лет | 6 | 6 | 7 | 
| Бакунина Ольга | 6,5 лет | 7 | 8 | 10 | 
| Жук Олеся | 5 лет | 6 | 6 | 8 | 
| Князян Ашот | 5 лет | 6 | 7 | 6 | 
| Герасименко Денис | 6,7 лет | 7 | 7 | 11 | 
| Кравчук Андрей | 6 лет | 7 | 8 | 8 | 
| Кричер Женя | 6 лет | 4 | 5 | 6 | 
| Лакиза Максим | 5 лет | 8 | 8 | 7 | 
| Гук Ангелина | 6 лет | 8 | 8 | 10 | 
| Зайцев Руслан | 4,7 лет | 4 | 5 | 6 | 
Средний показатель памяти находится как среднеарифметическое между показателями из трех разных колонок для каждого ребенка в отдельности.
| Ф.И. ребенка | Средний показатель памяти | 
| Елисеев Александр | »6,3 | 
| Бакунина Ольга | »8,3 | 
| Жук Олеся | »6,6 | 
| Князян Ашот | »6,3 | 
| Герасименко Денис | »8,3 | 
| Кравчук Андрей | »7,7 | 
| Кричер Женя | 5 | 
| Лакиза Максим | »7,7 | 
| Гук Ангелина | »8,7 | 
| Зайцев Руслан | 5 | 
Методика 3.
Во второй колонке записывается ПС, С или НС – в зависимости от того, как ребенок ответил на поставленные вопросы (сохранили ли количество жидкости при переливании его в стаканы другой формы).
| Ф.И. ребенка | ПС, НС или С | Возраст ребенка | 
| Елисеев Александр | НС | 5 лет | 
| Бакунина Ольга | ПС | 6,5 лет | 
| Жук Олеся | НС | 5 лет | 
| Князян Ашот | НС | 5 лет | 
| Герасименко Денис | С | 6,7 лет | 
| Кравчук Андрей | С | 6 лет | 
| Кричер Женя | НС | 6 лет | 
| Лакиза Максим | НС | 5 лет | 
| Гук Ангелина | НС | 6 лет | 
| Зайцев Руслан | НС | 4,7 лет | 
100% - общее число детей в группе.
НС – 60%
ПС – 20%
С – 20%
Приложение 5
Диаграмма 1. Уровни развития концентрации внимания у детей
Приложение 6
Методический материал
«Особенности развития детей дошкольного возраста»
1. Периодизация возрастного развития
Общая характеристика возраста. Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.
Особенности возраста определяются 
совокупностью многих условий. Это 
и система требований, которые 
представляются к ребенку на данном 
этапе его жизни, и сущность отношений 
с окружающими, и тип знаний и 
деятельности, которыми он овладевает 
и способы усвоения этих знаний. 
В совокупность условий, определяющих 
специфику возраста, входят и особенности 
различных сторон физического развития 
ребенка (например, созревание определенных 
морфологических 
Изменение условий жизни ребенка, форм воспитания и обучения является важнейшим фактором, определяющим смену возрастных периодов развития.
Дошкольный возраст:
1. Ранний возраст (до 3-х лет) – ясли
2. Младший (ая) группа детсада – три года
3. Средний (яя) группа детсада - четыре года
4. Старший (ая) группа детсада – пять лет
5. Подготовительная группа детсада – шесть-семь лет.
2. Возрастные особенности дошкольников
2.1. Младший дошкольный возраст
В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.
Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры 
является ее условность; выполнение одних 
действий с одними предметами предполагает 
их отнесенность к другим действиям 
с другими предметами. Основным содержанием 
игры младших дошкольников являются 
действия с игрушками и предметами-