Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Изучить психолого-физиологические и личностные особенности детей в дошкольном возрасте;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………….……………..31
Список использованной литературы…………………………………..……..34
Воспитателям, родителям необходимо помнить о психических особенностях ребенка-дошкольника.
С целью повышения
Зачастую проблемы межличностного общения и поведенческие, возникающие на занятии с детьми связаны не только и не столько с плохим воспитанием ребенка, сколько с особенностями определенного периода его психологического развития. Приведенный в Приложении 6 материал поможет педагогам и воспитателям ДОУ грамотно разобраться в сложных педагогических ситуациях и скоординировать свои воспитательные приемы в общении с детским коллективом. Знание возрастных особенностей психологического развития ребенка позволяет верно, наиболее оптимально выстраивать процессы воспитания и обучения.
Список используемой литературы
Приложение 1
Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов
Зубы |
Резцы средние |
Резцы боковые |
Клыки |
Премо-ляры I |
Премо- ляры II |
Моляры I |
Моляры II |
молочные нижние |
6-8 мес. |
10-12 мес. |
18-20 мес. |
13-15 мес. |
22-24 мес. |
||
молочные верхние |
8-9 мес. |
9-11 мес. |
17-19 мес. |
12-14 мес. |
21-23 мес. |
||
постоянные нижние |
5,5-8 лет |
9-12,5 лет |
9,5-12 лет |
9-12,5 лет |
9,5-15 лет |
5-7,5 лет |
10-14 лет |
постоянные верхние |
6-10 лет |
8,5-14 лет |
9-14 лет |
10-14 лет |
9-14 лет |
5-8 лет |
10,5-14,5 лет |
Приложение 2
Частота дыхательных движений и частота пульса в зависимости от возраста
Возраст |
ЧДД в минуту |
Частота пульса |
2 нед. - 3 мес. 4 - 6 мес. 7 - 12 мес. 2 - 3 года 4 - 6 лет 7 - 10 лет 11 - 15 лет больше 15 лет |
40-45 35-40 30-35 25-30 22-25 20-22 18-20 15-16 |
140 130-135 120-125 105-115 100-105 75-85 70-75 60-70 |
Приложение 3
Материал к методике «Найди отличия»
Приложение 4
Методика 1. «Найди отличия»
Ф.И. ребенка |
Найденное им число различий |
Возраст ребенка |
Елисеев Александр |
2 |
5 лет |
Бакунина Ольга |
4 |
6,5 лет |
Жук Олеся |
1 |
5 лет |
Князян Ашот |
3 |
5 лет |
Герасименко Денис |
5 |
6,7 лет |
Кравчук Андрей |
4 |
6 лет |
Кричер Женя |
1 |
6 лет |
Лакиза Максим |
5 |
5 лет |
Гук Ангелина |
5 |
6 лет |
Зайцев Руслан |
3 |
4,7 лет |
5 лет – средний уровень концентрации внимания |
2+1+3+5 |
= 2,75 б. |
4 | ||
6 лет – средний уровень концентрации внимания |
4+5+4+5+1 |
= 3,8 б. |
5 |
Методика 2. В последние 3 колонки записывают число запоминания картинок
Ф.И. ребенка |
Возраст |
I серия |
II серия |
III серия |
непроизвольное пассивное запоминание |
непроизвольное активное запоминание |
произвольное запоминание | ||
Елисеев Александр |
5 лет |
6 |
6 |
7 |
Бакунина Ольга |
6,5 лет |
7 |
8 |
10 |
Жук Олеся |
5 лет |
6 |
6 |
8 |
Князян Ашот |
5 лет |
6 |
7 |
6 |
Герасименко Денис |
6,7 лет |
7 |
7 |
11 |
Кравчук Андрей |
6 лет |
7 |
8 |
8 |
Кричер Женя |
6 лет |
4 |
5 |
6 |
Лакиза Максим |
5 лет |
8 |
8 |
7 |
Гук Ангелина |
6 лет |
8 |
8 |
10 |
Зайцев Руслан |
4,7 лет |
4 |
5 |
6 |
Средний показатель памяти находится как среднеарифметическое между показателями из трех разных колонок для каждого ребенка в отдельности.
Ф.И. ребенка |
Средний показатель памяти |
Елисеев Александр |
»6,3 |
Бакунина Ольга |
»8,3 |
Жук Олеся |
»6,6 |
Князян Ашот |
»6,3 |
Герасименко Денис |
»8,3 |
Кравчук Андрей |
»7,7 |
Кричер Женя |
5 |
Лакиза Максим |
»7,7 |
Гук Ангелина |
»8,7 |
Зайцев Руслан |
5 |
Методика 3.
Во второй колонке записывается ПС, С или НС – в зависимости от того, как ребенок ответил на поставленные вопросы (сохранили ли количество жидкости при переливании его в стаканы другой формы).
Ф.И. ребенка |
ПС, НС или С |
Возраст ребенка |
Елисеев Александр |
НС |
5 лет |
Бакунина Ольга |
ПС |
6,5 лет |
Жук Олеся |
НС |
5 лет |
Князян Ашот |
НС |
5 лет |
Герасименко Денис |
С |
6,7 лет |
Кравчук Андрей |
С |
6 лет |
Кричер Женя |
НС |
6 лет |
Лакиза Максим |
НС |
5 лет |
Гук Ангелина |
НС |
6 лет |
Зайцев Руслан |
НС |
4,7 лет |
100% - общее число детей в группе.
НС – 60%
ПС – 20%
С – 20%
Приложение 5
Диаграмма 1. Уровни развития концентрации внимания у детей
Приложение 6
Методический материал
«Особенности развития детей дошкольного возраста»
1. Периодизация возрастного развития
Общая характеристика возраста. Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.
Особенности возраста определяются
совокупностью многих условий. Это
и система требований, которые
представляются к ребенку на данном
этапе его жизни, и сущность отношений
с окружающими, и тип знаний и
деятельности, которыми он овладевает
и способы усвоения этих знаний.
В совокупность условий, определяющих
специфику возраста, входят и особенности
различных сторон физического развития
ребенка (например, созревание определенных
морфологических
Изменение условий жизни ребенка, форм воспитания и обучения является важнейшим фактором, определяющим смену возрастных периодов развития.
Дошкольный возраст:
1. Ранний возраст (до 3-х лет) – ясли
2. Младший (ая) группа детсада – три года
3. Средний (яя) группа детсада - четыре года
4. Старший (ая) группа детсада – пять лет
5. Подготовительная группа детсада – шесть-семь лет.
2. Возрастные особенности дошкольников
2.1. Младший дошкольный возраст
В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.
Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры
является ее условность; выполнение одних
действий с одними предметами предполагает
их отнесенность к другим действиям
с другими предметами. Основным содержанием
игры младших дошкольников являются
действия с игрушками и предметами-