Особенности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Изучить психолого-физиологические и личностные особенности детей в дошкольном возрасте;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………….……………..31
Список использованной литературы…………………………………..……..34

Вложенные файлы: 1 файл

лазарева.docx

— 202.72 Кб (Скачать файл)

Из всего рассмотренного выше видно, что психическое развитие дошкольника очень динамично. Родители и воспитатели должны проявить внимание и чуткость к формирующейся детской  личности. «В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания каждый раз нового качества, которое даст новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех» [60]. 

 

    1. Особенности развития личности дошкольников 

 

 В зарубежной психологии отмечаются разные взгляды на проблему развития личности ребенка дошкольного возраста.

Так, представитель психоаналитического  направления З. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию индивида к внешнему социальному виду. Личность по Фрейду включает три уровня: Я, Оно и Сверх-Я. Оно находится в бессознательном. Я возникает между годом и тремя и существует для того, чтобы сознательно приспособить жизнь индивида к реальным условиям. Сверх-Я формируется между 3 и 6 годами и представляет собой совесть.

Период от 3 до 6 лет Фрейд  назвал фаллической стадией развития, так как в этот период интерес  ребенка к половым органам  и половым отношениям очень велик.

В этом возрасте возникает  Эдипов комплекс. У мальчика появляется желание обладать матерью и устранить  отца. При этом идентификация себя с отцом, подражание ему способствует развитию Сверх-Я, т.е. совести.

У девочек наблюдается  такое же отношение к отцу.

К пяти-семи годам чувства, сопровождающие Эдипов комплекс, исчезают и наступает латентная стадия – сексуальное затишье. Этот период благоприятен для становления высшей человеческой культуры.

Фаллическая стадия имеет  большое значение для сложившейся  личности. В дальнейшем, когда происходит от родителей, преодоление «отход»  Эдипова комплекса ведет к  свободному выбору нового объекта направленности либидо и освобождение от давления авторитета одного из родителей.

Такой подход показывает важность грамотного ребенка, значимость и важность его детства.

Американский психолог Э. Эриксон не отрицал теории З. Фрейда однако считал, что большое значение для развития личности имеет окружающая среда, ее культурно-исторический контекст, поэтому теорию Эриксона принято называть психосоциальной.

В своем жизненном пути человек проходит ряд стадий, на каждой из которых ему выставляется новое социальное требование. Возраст  от трех до шести лет Эриксон считал возрастом, в котором происходит конфликт между инициативой и  виной. Инициатива проявляется в  стремлении приобщиться к миру взрослых, освоение для этого необходимых  новых умений и навыков. В этом возрасте наступает чувство ответственности  за себя, более младших детей, домашних животных. В игре ребенок учится проявлять предприимчивость, предугадывать  события. Если родители ограничивают свободу  выбора, подвижность и самостоятельность, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей. Формируют у них чувство  вины, которое в дальнейшем приводит к пассивности, скованности.

Э. Эриксон ввел понятие эго-идентичности. Это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Это «самая сердцевина, ядро» личности.

Для успешного формирования детской личности исключительно  важно учитывать, что в этом возрасте притязание на признание среди взрослых и сверстников проявляется особенно ярко и может вылиться в такие  негативные характеристики, как детская  ложь и детская зависть.

В этом возрасте ребенок  осваивает свою принадлежность к  полу и учится вести себя соответствующим  образом. Происходит «вращивание» половой идентификации в личностную структуру. Возникает чувство солидарности с представителями своего пола.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок, стремясь быть как взрослый, приписывает себе все положительные  качества (одобренные взрослыми), часто не зная, в чем они заключаются. Усвоение нормативов поведения происходит через общение со взрослыми. Ребенок видит, одобряем или нет его поступок или поступок сверстника. Он начинает понимать и осмысливать нормы поведения, со временем у него формируются привычки поведения. Оценивая других, дошкольник учится оценивать себя.

Развитие чувств происходит с развитием мышления. Чувства становятся более «разумными», более высокоразвитыми. К примеру, чувство прекрасного. Если для трехлетнего ребенка прекрасным является яркая игрушка, нарядный костюм, то старший дошкольник, более ориентирующийся в окружающем мире и более знающий о нем, уже понимает красоту природы, музыки, танца, картины и т.д.

В дошкольном возрасте впервые  отмечается способность сдерживать свои чувства. Дошкольник может скрыть страх или слезы, однако в целом  эмоции его довольно непосредственны  и поэтому лицо читается как открытая книга.

Волевые действия складываются у детей под влиянием взрослых и проявляются недолго и в  меньшей степени, чем у старших  дошкольников и школьников. Ведущим остается непроизвольное поведение.

Дети в возрасте от 4-х  до 7 лет очень чувствительны к  неудачам, они зачастую выбивают их из колеи. В поведении ребенка  появляется столько новых моментов, что взрослые зачастую теряются и  не знают, как себя вести. Возникают  споры между родственникам о способах воспитания. «В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чувство мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех» [16].

С точки зрения формирования ребенка как личности по мнению отечественных психологов, весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной регуляции. Вторая основывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем  поведении, в ощущениях, даваемых себе и другими людьми, определенными  нравственными нормами. У них  формируется более или менее  устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Источниками моральных представлений  детей являются взрослые, которые  занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстниками. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и учитывается в процессе обучения, наблюдения и подражания, через систему  поощрений и наказаний. Общению  принадлежит большая роль в развитии личности дошкольника. Общение связано  с удовлетворением одноименной  потребности, которая проявляется  довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.

В дошкольном детстве, как  и в младенчестве и раннем возрасте, один из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается по формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.

Одним из первых детьми усваиваются  нормы и правила так называемого "бытового" поведения, культурно-гигиенические  нормы, а также нормы, связанные  с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с  людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания. Положительное  значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения.

Для поведения детей в  дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки  познавательной саморегуляции и  переносится на управление социальными  действиями и поступками.

Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно.

У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями  к людям. Это в первую очередь  внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехами неудачам.

Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многих детей - дошкольников.

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно  объяснит свои поступки, пользуясь  для этого определенными нравственными  категориями. Это значит, что у  него сформировались начало нравственного  самосознания и нравственной саморегуляции поведения, хотя внешние проявления соответствующих личностных качеств не проявляется достаточно устойчивыми.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок  стремится установить и расширить  контакты с окружающими людьми.

В данном возрасте дети придают  большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам  добивается ее, стремиться получить похвалу, очень стареется ее заслужить. Все  это свидетельствует о том, что  ребенок уже вступил в период развития, сенситивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.

Под основными качествами личности понимаются те, которые, начиная  оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа, или характера, личности.

Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие - по крайней мере в начальный период - в определенной степени зависит от генотипических, биологических обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относится, например, экстроверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперантного и условно-рефлекторного поучению, подражания и ряда других.

В младшем и среднем  дошкольном детстве продолжается формироваться  характер ребенка. Он складывается под  влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают формироваться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать  с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы поведения, что  позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с  ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

У детей начиная с трехлетнего  возраста, отчетливо проявляется  стремление к самостоятельности, которую  они начинают отстаивать в игре.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складываются умение и способность правильно оценивать  себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.

Особую роль в планировании и прогнозировании результатов  личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и  оценивают своих родителей.

В исследованиях А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Л.И. Божович и других ученых установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дальше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников

 

2.1 Организация и методы эмпирического исследования

 

Перейдем к решению  непосредственных практических задач нашего исследования.

В нашем исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 10 человек.

Были подобраны различные  методики с целью выявления у  детей особенностей памяти, внимания, мышления.

Эмпирическое исследование осуществлялось в соответствии с этапами:

1 этап. Проведение эмпирического  исследования.

2 этап. Статистическая обработка  результатов.

3 этап. Интерпретация результатов  исследования.

Для исследования памяти, внимания, мышления у дошкольников в современной психологической литературе по психодиагностике существует множество методик. Исследование содержит некоторые из них.

Методика 1. Исследование концентрации внимания.

Цель исследования: изучить  особенности внимания на практическом примере у детей дошкольного  возраста.

Оборудование: 2 таблицы с  рисунками, желательно цветными (см. Приложение 3).

Порядок исследования: детям  по очереди предлагается посмотреть на картинки и найти в них как  можно больше отличий. При этом учитывается: заинтересованность в задании, отвлекаемость  на посторонние раздражители, сосредоточенность  на разглядывании и сравнивании  картинок и сам результат.

Информация о работе Особенности детей дошкольного возраста