Особенности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Изучить психолого-физиологические и личностные особенности детей в дошкольном возрасте;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………….……………..31
Список использованной литературы…………………………………..……..34

Вложенные файлы: 1 файл

лазарева.docx

— 202.72 Кб (Скачать файл)

Анализ результатов:

Найдено 5 отличий – высокий  уровень концентрации внимания.

Найдено 3 отличия – средний  уровень.

Найдено 1 отличие – низкий уровень.

Методика 2. Диагностика уровня развития памяти: произвольной и непроизвольной Диагностика уровня развития памяти: произвольной и непроизвольной [41] (Приложение 4).

Цель исследования – выявить  преобладающий тип памяти у детей  дошкольного возраста.

Оборудование: 3 набора предметных картинок размером 5х7 см (по 20 картинок в каждом), каждый набор можно  разбить на 4 группы: животные, одежда, овощи, посуда.

Проведение исследования: проводится 3 серии экспериментов. Через  день индивидуально с детьми старшей  группы. В каждой серии используется новый набор картинок.

В первой серии изучается  непроизвольное запоминание. Каждому  ребенку предлагается рассмотреть  картинки с изображением разных предметов. Картинки показываются одна за другой. После рассмотрения одного из наборов, просят назвать картинки, которые  ребенок запомнил.

Во второй серии происходит изучение активной непроизвольной памяти. Детям по очереди предлагается разложить  набор картинок № 2 в четыре ряда по принципу: «Что к чему подходит». После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка перечислить  картинки по рядам.

В третьей серии изучается  произвольная память. Детям, участвовавшим  в первых 2-х сериях, предлагают третий набор картинок – посмотреть и запомнить как можно больше, чтобы потом их назвать. Каждую картинку показывают в течение 3-х секунд. После показа всех картинок их убирают, а детей просят назвать изображенные предметы.

Результаты исследования заносят в таблицу и сравнивают с нормативными показателями. Если в каждой серии ребенок запомнил:

- 7-9 картинок – это средний уровень запоминания;

- меньше 5 – недостаточный уровень развития памяти;

- больше 10 – высокий уровень развития памяти.

Методика 3. Диагностика развития логического мышления через анализ овладения ими понятием сохранения [32, 33] (по Ж. Пиаже).

Предлагаемая методика помогает понять уровень логического мышления у детей 4-7 лет. Уровень овладения  понятием сохранения, по мнению Ж. Пиаже, является одной из основополагающих характеристик умственного развития дошкольника.

Цель исследования: определить уровень развития мышления у детей  дошкольного возраста.

Оборудование: два одинаковых стакана А, А1 и стакан С, который ниже и шире стаканов А, А1. И стакан Д, который выше и уже стаканов А, А1 (стаканы должны быть прозрачными – см. рис. 1). Емкость с налитой в нее водой.

Ход исследования: берут  стакан А и дают ребенку стакан А1. В оба стакана наливают воду так, чтоб она была на одном уровне. После этого ребенку задается вопрос: «Если мы выпьем воду каждый из своего стакана, мы выпьем один больше, другой меньше, или поровну, как ты думаешь?».

После того как ребенок  дал верный ответ, воду из стакана А переливают в стакан С. Опять задается вопрос: «А теперь воды столько же, чтобы ее выпить, или нет, как ты думаешь?».

В ходе беседы выслушиваются  обоснования ребенком своего ответа. При правильном ответе приводят контраргумент: «Один ребенок мне сказал, что  воды здесь больше (или меньше). Прав он или нет? Как бы ты ему ответил?

Аналогичная беседа проводится при переливании воды в стакан Д.

Анализ результатов: На основе ответов детей делят на 3 группы: сохраняющие (С), полусохраняющие (ПС) и несохраняющие (НС).

1 стадия – «несохраняющие».  На этой стадии дети видят,  когда количество жидкости в  стаканах поровну, и без труда  признают равенство. Но если  жидкость перелить в сосуды  разной формы, то ребенок считает,  что количество жидкости меняется в зависимости от уровня жидкости в сосудах. Никакие аргументы не меняют суждений ребенка.

2 стадия – «полусохраняющие». Эти дети колеблются между сохранением и несохранением количества. Их объяснения неполны и маловразумительны. В целом они не видят необходимости в сохранении количества.

3 стадия – сохраняющие испытуемые. Дети сразу утверждают сохранение количества жидкости, и приводят аргументы, доказывающие это, контраргументам упорно сопротивляются.

 

2.2 Статистическая  обработка результатов исследования

 

Результаты проведения эмпирического  исследования представлены в Приложении 4.

По первой методике «Найди отличия» 3 ребенка нашли 5 отличий, 2 чел. – 4 отличия, 2 чел. – 3 отличия, 1 чел. – 2 отличия, 2 чел. – 1 отличие.

Высокий уровень концентрации внимания обнаружен у 5 детей,  средний уровень – у 3 детей, низкий уровень – у 2 детей. Результаты представлены на Диаграмме 1 (См. Приложение 5).

Для детей пяти лет средний уровень концентрации внимания по итогам проведения методики равен 2,75 баллов. Для детей шести лет средний уровень концентрации внимания по итогам проведения методики равен 3,8 балла.

По второй методике на изучение непроизвольного и произвольного  внимания были получены результаты по трем сериям тестов (непроизвольное пассивное, непроизвольное активное, произвольное запоминание)

Средний показатель памяти мы определяли как средне арифметическое между показателями из трех разных колонок для каждого ребенка в отдельности. Таким образом, средний показатель памяти колеблется в интервале от 5 до 8,7 баллов.

По итогам проведения третьей  методики по тестам Ж. Пиаже 60% детей «несохраняющие», 20% - «полусохраняющие», 20% - «сохраняющие», что свидетельствует о том, что большинство детей в группе имеют конкретное  наглядно-образное мышление.

 

2.3 Анализ результатов  исследования

 

Анализ результатов по методике 1.

В процессе проведения эксперимента ребенку предлагают найти различия в картинках, то есть формируют произвольное внимание. Обработка результатов  показывает, что уровень концентрации внимания у детей 5 лет еще недостаточный. Наблюдается высокая отвлекаемость  на соседних детей, игрушки. Интерес  повышается при замене картинок на более разноцветные, яркие. Дети более старшего возраста (6-7 лет) более внимательны при рассмотрении картинок, меньше отвлекаются и находят больше различий, а также находят их быстрее. Из чего можно делать вывод, что произвольное внимание развивается на протяжении дошкольного возраста, формируется взрослыми и к школьному возрасту достигает довольно высокого уровня.

Анализ результатов по методике 2.

Из результатов исследования видно, что средние показатели памяти у детей в группе находятся  на среднем уровне. При изучении непроизвольного запоминания было отмечено, что дети запоминали наиболее яркие, интересные им картинки (овощи, которые сами ели, животных, которых  видели или которые живут у  них дома). Девочки чаще называли посуду. При изучении непроизвольного  активного запоминания некоторые  дети затруднялись разложить по группам  предложенные картинки (дети 5 лет). Когда  надо было вспомнить, какие картинки, в каком ряду, более младшие дети думали дольше и называли картинок меньше. В последнем задании один из детей растерялся, что нужно запомнить как можно больше картинок (Лакиза, Максим) и в результате назвал картинок меньше, чем во втором задании.

В целом дети справились с заданием. Средний показатель памяти у каждого ребенка совпал со средним  нормативным.

Вывод: произвольную память у детей также формируют взрослые. Непроизвольное запоминание играет ведущую роль. Детям легче вспомнить  картинки наиболее интересные лично  для них. По результатам исследования как памяти, так и внимания недостаточный уровень у девочки, 6 лет (Кричер Женя).

Анализ результатов по методике 3.

Обработка данных исследования показала, что большинство детей не сохраняют объем жидкости при переливании в сосуд другой формы. Они обращают внимание на уровень воды. Логическое мышление недостаточно. У более старших детей, готовящихся к школе (оба умеют считать, один проходил такой тест на сохранение) логическое мышление развито сильнее, они отвечают, что воды столько же, так как стакан шире (или уже), или потому, что воду никто не доливал (не отливал). Было доказано, что логическое мышление у дошкольников только начинает формироваться и с задачами на сохранение они справляются при условии обучения, стимулирующего развитие логического мышления.

Эмпирическое исследование доказало наличие особенностей развития психических процессов у дошкольников: внимания, памяти, мышления. Было установлено, что в этом развитии существенную роль играет правильное воспитание и  обучение детей. Для готовности к  школе необходимо активизировать процессы развития мышления, внимания, памяти путем простых заданий, желательно в игровой форме.

 

 

 

 

Заключение

 

 Период дошкольного детства чрезвычайно важен для развития личности ребенка. В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяется и оформляется внутреннее умственное действие и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной - мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях происходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция), совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.

Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать  окружающую действительность, создавать  что-то новое. Творческие способности  у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени  получают первичное развитие имеющиеся  задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве  является обязательным условием ускоренного  развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка  к действительности.

В познавательных процессах  возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными  действиями, во внимании - умением управлять  и контролировать внутренний и внешний  планы действия, в памяти - соединением  внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании  и восприятии.

Эта тенденция особенно отчетливо  выступает в мышлении, где она  представила как объединение  в единый процесс наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.

В дошкольном возрасте соединяются  воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность  вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкцией. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может быть использован при обучении иностранным языком.

Одновременно завершается  процесс формирования речи как средство обучения, что подготавливает благоприятную  почву для активации воспитания и для развития ребенка как  личности. В процессе воспитания, проводимого  на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форме  и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы  и правила начинают управлять  его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно  регулируемые поступки. Вершиной личностного  развития ребенка в дошкольном детстве  является персональное самосознание, включающее опознание собственных  личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Важно не навредить развитию мышления ребенка, стремясь сделать  его логическим. В итоге ребенок  может возненавидеть скучные  задачи и в школе могут возникнуть проблемы. Все задания должны исходить из того, что мышление дошкольника  является наглядно-образным. Мышление, как известно, связано с памятью. Все, что нужно запомнить ребенку, должно носить эмоциональную, яркую  окраску, иначе эффекта не будет.

Каждый день мы должны следить  за собой, ведь окружение формирует  нас. А что тогда говорить про  формирующуюся личность дошкольника, который как губка впитывает в себя всю информацию из окружающего мира. Что бы ни говорили о том, что воспитывать нужно до 5 лет, на мой взгляд, воспитание продолжается всю жизнь. Только не всегда воспитатели – это родители, учителя, наставники. Часто сама среда выступает в роли воспитателя, пусть строгого, не всегда справедливого. Но это та жизнь, которую мы строим: «… среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не обстановки, а источника развития» [3].

Информация о работе Особенности детей дошкольного возраста