Особенности индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и разрешения конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и их связи со стратеями разрешения конфликтных ситуаций.
Объект исследования: стили мышления и стратегии разрешения коннфликтов мальчиков и девочек подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь типов мышления в подростковом возрасте со стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
– охарактеризовать понятие мышления и его стилей, выделить особенности развития мышления в подростковом возрасте;
– дать характеристику конфликту как социально-психологическому явлению;
– раскрыть стратегии реагирования в конфликтной ситуации и особенности конфликтного потенциала подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУЛЬНЫХ СТИЛЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ 5
1.1 Понятие мышления и его стилей 5
1.2 Особенности развития мышления в подростковом возрасте 9
1.3 Конфликт как социально-психологическое явление 12
1.4 Психологические особенности стратегий реагирования в конфликтной ситуации 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ 25
2.1. Методы и организация исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по результатам исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

1555_доработка_стили мышления подростков.docx

— 136.09 Кб (Скачать файл)

Аналитический стиль. Анализ (разложение, расчленение) – операция обратная синтезу. Представителям аналитического стиля мышления характерно систематическое, всесторонне рассмотрение вопроса, проблемы, процесса или объекта на базе скрытой или явно сформулированной теории. Аналитиков отличает логическая, методичная, тщательная (с акцентом на детали) и осторожная манера решения проблем.

Реалистический стиль. Это стиль в наибольшей степени противоположный синтетическому. Реалисты – это люди в первую очередь опирающиеся на факты (отличие от прагматиков, главным критерием которых является личный опыт). Это эмпирики, а не теоретики. Для них реальным является только то, что можно непосредственно почувствовать: ощутить запах, прикоснуться к чему-либо, лично увидеть или услышать, а также самому пережить. Реалист стремится сделать дело по возможности хорошо, опираясь на имеющиеся факты. В решении проблем характеризуются стремлением держать под контролем ситуацию (ресурсы, людей и результаты).

 

1.2 Особенности развития  мышления в подростковом возрасте

 

Ж. Пиаже считал, что в подростковом возрасте мышление достигает своей высшей стадии – стадии формальных операций - подросток начинает рассуждать на основе гипотез и предположений не только о том, что есть на самом деле, но и о том, что только может быть (умственные гипотезы). Он освобождается от конкретной привязанности к воспринимаемым объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. При этом он приписывает своему мышлению неограниченную силу, поэтому любые мечты не кажутся ему фантазией («наивный идеализм»). Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. В то время как детям младшего возраста гораздо удобнее иметь дело с конкретными эмпирическими фактами, подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы [21]

Принято считать, что не все люди способны мыслить на уровне формальных операций. Более того, подростки и взрослые, достигающие этого уровня, не всегда могут постоянно на нем удерживаться. Например, многие люди, сталкиваясь с незнакомыми проблемами в новых для них ситуациях, часто возвращаются к более конкретному типу рассуждений. Вероятно, для развития формально-операционального мышления необходим определенный уровень интеллекта. Культурные и социально-экономические факторы, особенно образовательный уровень, также играют здесь существенную роль. (Который Пиаже в своих работах учитывал крайне мало) Тот факт, что не все люди достигают в своем мышлении уровня формальных операций, привел некоторых психологов к предположению, что этот уровень следует рассматривать как расширение конкретных операций, а не как самостоятельную стадию развития интеллекта. Такую возможность допускал даже Пиаже. Тем не менее, он подчеркивал, что элементы мышления такого типа принципиально важны для освоения передовой науки и математики в частности.

Кроме того, необходимо отметить, что, по мнению Пиаже, в этом возрасте происходит окончательная децентрация мышления. Мышление подростка становится полностью обратимым. Подросток начинает осознавать сам процесс того, как именно он думает [21].

В этом смысле особенно интересны исследования сторонников информационного подхода – они обращают главное внимание на совершенствование у подростков умений, которые принято называть метапознанием. Метапознание включает в себя такие умения, как способность размышлять о мыслях, формировать стратегии и планировать. В результате появления этих новых когнитивных умений подростки учатся анализировать и сознательно изменять процессы своего мышления.

С точки зрения сторонников информационного подхода, когнитивное развитие в подростковом возрасте отличается следующими особенностями:

1. Более эффективное  использование таких механизмов  обработки информации, как ее  сохранение в памяти и перенос.

2. Развитие  более сложных стратегий для  различных типов решения задач.

3. Более эффективные  способы получения информации и ее хранения в символической форме.

4. Развитие  способности к планированию и  принятию решений, и повышение  гибкости при выборе методов  из более широкой базы сценариев.

Фактически, когнитивное развитие включает в себя как накопление знаний, так и развитие компонентов обработки информации. Эти два процесса взаимосвязаны. Решение проблем происходит более эффективно в том случае, когда у подростка имеется больший запас соответствующей информации. У подростков, владеющих более эффективными методами хранения и извлечения информации, формируются более полные базы знаний.

Большое внимание развитию мышления в подростковом возрасте уделял Л.С. Выготский. Главное в развитии мышления в этом возрасте с точки зрения Выготского - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях» - писал он [4]

В целом можно сказать, что в подростковом возрасте происходит качественная перестройка мыслительных операций, заключающаяся в переходе от наглядно-чувственной опоры к абстрактно - логической. Этот процесс является неравномерным, т.е. разные мыслительные операции переходят на понятийный уровень в разные сроки и с неодинаковой скоростью. Поэтому особенностью умственного развития подростков является разная степень сформированности сложных мыслительных операций. Раньше всех складывается операция классификации. Умозаключение по аналогии формируется позднее. При этом быстрее формируются функциональные связи между объектами, отношения противоположности, части-целого. Позднее формируются причинно-следственные отношения. Наименее всего сформирована операция обобщения. Обобщения отличаются ограниченностью и наивностью [4].

Таким образом, в подростковом возрасте происходит интенсивное развитие мышления. Подростковый возраст является сензитивным для формирования словесно-логического мышления - высшей формы мышления человека, оперирующей понятиями. Источником образования научных понятий Выготский считал правильно организованное систематическое школьное обучение. То есть именно в процессе обучения в школе, а именно, в процессе осуществления подростком учебной деятельности, происходит формирование мышления подростка.

 

1.3 Конфликт как социально-психологическое явление

 

 

Для более полного и глубокого понимания сущности понятия конфликт нам представляется необходимым изложить взгляды на содержание этого понятия в различных психологических течениях.

Рассмотрение особенностей разнообразных конфликтных ситуаций целесообразно начать с личностных проблем отдельного человека. Во-первых, человек является составной частью конфликтов всех уровней – от мелкой ссоры влюбленных до мировой войны. Во-вторых, в конфликте человек выступает не как стандартная единица, просто равная другой. Люди ведут себя по-разному и вышивают уникальный узор конфликта, потому что проявляют неповторимость своей внутренней психической организации. И, наконец, в-третьих, человек может не только выносить конфликт вовне, но и вносить его внутрь себя: он может тревожиться, впадать в депрессию, совершать нелогичные поступки, стыдиться сделанного и даже идти на самоистребление.

Э. Фромм проанализировал проблему конфликтности человеческого существования в широком социальном и социокультурном контексте [3]. Он считал, что не только отдельный индивид, но и человечество в целом не в состоянии освободиться от противоборства двух конфликтующих тенденций: первой – пробуждения из тьмы, от животных форм к более человеческой форме существования, от рабства к свободе; и второй – возвращения к тьме, к природе, к определенности и безопасности. Эти конфликтующие тенденции проявляются в разнообразии подстерегающих человека конфликтов во всех сферах его жизнедеятельности.

Типологическая концепция когнитивного диссонанса, разрабатываемая американским психологом Л. Фестингером, интерпретирует конфликт как диссонанс (т.е. отсутствие гармонии, противоречие) между двумя психологическими оппозиционными знаниями – мнением и понятием – об одном и том же объекте или субъекте. Субъективно когнитивный диссонанс переживается индивидом как дискомфорт. Поэтому личность стремится избавиться от него путем трансформации одного из компонентов диссонансных знаний, либо путем приобретения нового компонента, превосходящего по своей силе оба предыдущих. Согласно Л. Фестингеру, переживающий конфликт субъект стремится усилить оправдание своего поступка и трансформирует акты своего поведения либо изменяет свое отношение к объектам или субъектам, с которыми связан сам поступок, акт поведения.

Интеракционистское направление в психологии, основателем которого является Дж. Г. Мид, при анализе конфликта (исследования А. Голднер и Т. Шибутани) исходит из понимания его как конфликта ролей, которые выполняет личность во взаимодействии с другими людьми и которые могут противоречить друг другу либо ожиданиям этих людей [8].

В рамках гуманистической психологии предлагается иная теория. Один из основателей этого направления К. Роджерс считает, что в основе конфликта находится противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне [11]. Другой представитель этого направления А. Маслоу рассматривает сущность конфликта как нереализованную потребность в самоактуализации [11]. Такой конфликт А. Маслоу считал широко распространенным, так как согласно его представлениям, полная самоактуализация составляет лишь около одного процента у обследованных индивидов. Критическая жизненная ситуация, возникающая в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании личности в виде самостоятельных ценностей, реализуется в форме столкновения двух или более ценностей, в силу чего конфликт протекает в форме особого ценностного переживания.

Существенное внимание исследованию сущности конфликта было уделено известными российскими психологами [8].

Культурно-историческая концепция конфликта (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) основывается на следующих положениях о природе конфликта:

1. Природа конфликта позитивна, т.е. конфликт является продуктивной  основой культурного развития.

2. Феноменально конфликт представлен  как противоречивость в одном  поведении способов его организации.

3. Урегулирование-разрешение конфликта  происходит за счет овладения (Л.С Выготский) поведением и построения его на новом уровне.

Основные виды проанализированных российскими авторами конфликтов можно свести к следующему:

1. Столкновение двух  сильных, но противоположных направленных  тенденций личности (А.Р.Лурия);

2. Презентация  назревшего противоречия (В.Н.Мясищев);

3. Состояние  психической дезинтеграции личности, противоречие между различными  ее сторонами (В.С.Мерлин);

4. Внутриличностная борьба мотивов (Н.Д.Левитов).

Как отмечает Н.В. Гришина, «каждый из классических подходов психологической науки инициировал поиски феноменологии, соответствующей его теоретическим представлениям, и внес свой вклад в понимании и описание эмоционального, поведенческого и когнитивного измерения конфликта»[6, с. 76.]

В психологии конфликт определяется также как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида (внутриличностный конфликт), в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Иными словами, конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные.

Различными авторами формулируются основные функции и возможные результаты конфликта [11-13]. При этом главная функция конфликта — выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также определение путей разрешения этих противоречий и развития данного социального субъекта (психологической системы).

В целом можно перечислить следующие функции:

- сигнальная функция характеризует конфликт как показатель определенного состояния общества (что-то в системе расстроилось и нуждается в преобразованиях);

- информационная функция — отражение и выявление причин неблагополучия в системе;

- дифференцирующая функция — это процесс социальной дифференциации, отражающий переориентацию и перегруппировку задействованных в конфликте социальных сил;

- динамическая функция — способствование социальному прогрессу, где конфликт — это толчок развития и способ разрешения накопившихся противоречий.

Правомерным является определении конфликта данное Б.И. Хасаном: это такая специально организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия [10, c. 28].

Выделим в качестве обобщения научное определение конфликта, данное С.М. Емельяновым: «Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.)» [9, с. 24].

Таким образом, понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт определяют как «предельное обострение противоречий». Конфликт – это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.

Информация о работе Особенности индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и разрешения конфликтных ситуаций