Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 00:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и их связи со стратеями разрешения конфликтных ситуаций.
Объект исследования: стили мышления и стратегии разрешения коннфликтов мальчиков и девочек подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь типов мышления в подростковом возрасте со стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
– охарактеризовать понятие мышления и его стилей, выделить особенности развития мышления в подростковом возрасте;
– дать характеристику конфликту как социально-психологическому явлению;
– раскрыть стратегии реагирования в конфликтной ситуации и особенности конфликтного потенциала подростков
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУЛЬНЫХ СТИЛЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ 5
1.1 Понятие мышления и его стилей 5
1.2 Особенности развития мышления в подростковом возрасте 9
1.3 Конфликт как социально-психологическое явление 12
1.4 Психологические особенности стратегий реагирования в конфликтной ситуации 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ 25
2.1. Методы и организация исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по результатам исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как естественное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. Именно он лежит в основе установки толерантности. В конфликтной ситуации возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:
1. проблема, вызвавшая разногласия,
представляется важной для
2. конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг, потенциал или статус или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях;
3. каждая
сторона желает добровольно и
на равноправной основе
4. стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонента;
5. имеются необходимые ресурсы (в том числе временные) для разрешения конфликта.
Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. С.М. Емельянов считает, что, если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одной или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи [9, с. 99]. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
Там, где выигрывают обе стороны, люди более склонны к исполнению решений. Но данная стратегия может использоваться лишь в случае готовности обеих сторон идти на сближение, в чем и состоит главная трудность. Первые шаги по преодолению конфликта особенно не просты. Необходимо преодолеть ряд барьеров: агрессию, страх, недоверие, опасения, затрудняющие адекватное восприятие конфликтной ситуации.
Целесообразное решение состоит в том, чтобы соотнести наиболее желательный исход с вероятностью его достижения и принять решение о выборе стратегии.
Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимуме потерь. Но такой путь разрешения конфликта очень не прост. Он требует времени, энергии, терпения, затрат других ресурсов, а также высокой конфликтологической компетентности обеих сторон в равной мере. А.С. Кармин справедливо замечает, что корнем слова сотрудничество в русском языке является труд [6]. Это отражает реальную необходимость приложения интеллектуальных, эмоциональных и других усилий для его осуществления. Но зато и награда при использовании этого пути очевидна: решение является окончательным, партнерские отношения не только не разрушены, но и укреплены совместным выходом из трудной ситуации. Это единственный способ выхода из конфликта без урона для обеих сторон.
Б.И. Хасан, анализируя стратегии реагирования в конфликтной ситуации исходя из модели Томаса резюмирует, что приспособление, уход и компромисс являются скорее не стратегиями, а характеристиками процесса взаимодействия и содержат целевых установок, связанных собственно с противоречием. Это позволяет отнести их к тактикам поведения в конфликте, поскольку они способствуют не столько разрешении, сколько разрешению, т.е. определенному способу организации процесса [10, c. 96].
Особенности конфликтов в подростковом возрасте
Конфликты в подростковом возрасте связаны с потребностью самоутверждения, как среди сверстников, так и среди значимых взрослых. Межличностный конфликт у подростков может проявляться в системе отношений учитель-мальчик; учитель-девочка; девочки-мальчики; девочки-девочки, девочки-мальчики. Но чаще всего у подростков конфликт возникает с учителем.
Исследование И.В. Воспитанник установлено, что понимание конфликта в подростковой среде носит негативный, эмоциональный характер. Конфликт не рассматривается как регулятор и источник развития межличностных отношений, скорее он определяется как способ самоутверждения в системе межличностных отношений. Ни в одной из характеристик конфликтующего подростка нет положительного эмоционального отношения к конфликту.
Основным фактором межличностного конфликта у подростков выступает личностный фактор, на втором месте - зона конфликтности со сверстниками. Причем чаще всего это связанно с определенным набором эмоциональных качеств личности: раздражительность, упрямство, агрессивность, обидчивость, гнев, плаксивость и т.д.; личное безответственное отношение к реализации функций и обязанностей своей социальной роли (лень, безответственность, недобросовестность, отсутствие стремления учиться, совершенствовать свои умения, навыки.
Психологические исследования отмечают, что причиной конфликта у девочек-подростков служит «неуважительное отношение к личности», по мнению учителей 40%, по мнению мальчиков - 32%, по мнению девочек-21%.
Девочки-подростки ассоциируют понятие «конфликт» с понятием «ссора»(64%).По определению девочек-подростков ссора - это враждебное отношение, проявляющееся в таких действиях как оскорбление, клевета; применение физической силы (пощечина, удар, драка), связанное с ярким эмоциональным проявлением (гнев, агрессия, раздражение, обида).
В межличностном конфликте девочки подростки чувствуют себя достаточно уверенно. Как правило, эта уверенность проявляется убежденностью в своей правоте Девочки-подростки при разрешении конфликта берут пример с социально- значимых для них лиц (друзья, сверстники), а за помощью чаще всего обращаются к родителям, родным (старший брат, сестра), которые могут выступать в роли друзей.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность), наглядно-образное (мышление, осуществляющееся на основе образов), словесно-логическое (мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, оно тесно связано с речью).
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.
Выделяют пять основных тактик (стилей) поведения в конфликте: 1) уклонение (уход, избегание, игнорирование); 2) приспособление (уступка); 3) конфронтация (соперничество, конкуренция, соревнование, подавление, доминирование; 4) компромисс; 5) стратегия сотрудничества (интеграции).
Конфликт в подростковой среде определяется как способ самоутверждения в системе межличностных отношений. Основными факторами межличностного конфликта у подростков является особенности личности и зона конфликтности со сверстниками. Выделяют особенности конфликтного поведения подростков в зависимости от пола.
Целью исследования явилось изучение взаимосвязи индивидуального стили мышления и стратегий разрешения конфликтов у подростков.
Для реализации этой цели были подобраны методы и методики эмпирического исследования:
1. Метод психологического
1) Методика «Тип мышления» (Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005).
2) Тест Томаса-Килмена на изучение стиля реагирования в конфликтной ситуации;
Описание методик
Опросник «Стили мышления» состоит из 40 утверждений (Приложение 1), отвечать на которые нужно утвердительно или отрицательно.
Обработка результатов теста
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
0-2 – низкий,
3-5 – средний,
6-8 – высокий.
Интерпретация результатов теста
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
Методика «Тип мышления» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005.
Для исследования способности личности конструктивно разрешать конфликты используется тест Томаса-Килмена.
Тест Томаса направлен на выявление репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. Испытуемому предлагается 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий поведения. Испытуемый выбирает из каждой пары то, которое он считает более соответствующим его типичному поведению в спорных или конфликтных ситуациях. В результате можно определить, в какой степени в репертуаре поведения человека в конфликте представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, уступок или поиска компромисса. Формулировки суждений «очищены» от ситуативного контекста и потому дают возможность диагностировать именно личностные тенденции к преимущественному использованию тех или иных стратегий.
Обработка полученных данных осуществляется в соответствии с ключом, содержащим пять шкал с названиями каждой из стратегий. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Первым этапом эмпирического исследования явилось изучение стиля (типа) мышления у мальчиков и девочек подросткового возраста. Таблица 2.1 представляет результаты изучения типа мышления у мальчиков подросткового возраста.
Таблица 2.1 Результаты изучения типа мышления у мальчиков подросткового возраста
Стили |
мальчики |
девочки | ||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Предметно-действенное |
8 |
26 |
3 |
10 |
Абстрактно-символическое |
4 |
13 |
3 |
10 |
Словесно-логическое |
4 |
13 |
8 |
26 |
Наглядно-образное |
8 |
26 |
9 |
30 |
Креативность (творческое) |
6 |
20 |
7 |
23 |
Итого |
30 |
100 |
30 |
100 |
Как видно из представленных данных у 26% мальчиков и 10% девочек отличается преобладанием предметно-действенного мышления: они усваивают информацию через движения, обладают хорошей координацией движений, им нравится все мастерить руками.
26% мальчиков и 30% девочек отличаются доминирование наглядно-образного мышления, то есть обладают люди с художественным складом ума, им могут подходить профессии архитектора, конструктора, дизайнера, художника.
20% мальчиков
подросткового возраста