Особенности индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и разрешения конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и их связи со стратеями разрешения конфликтных ситуаций.
Объект исследования: стили мышления и стратегии разрешения коннфликтов мальчиков и девочек подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь типов мышления в подростковом возрасте со стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
– охарактеризовать понятие мышления и его стилей, выделить особенности развития мышления в подростковом возрасте;
– дать характеристику конфликту как социально-психологическому явлению;
– раскрыть стратегии реагирования в конфликтной ситуации и особенности конфликтного потенциала подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУЛЬНЫХ СТИЛЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ 5
1.1 Понятие мышления и его стилей 5
1.2 Особенности развития мышления в подростковом возрасте 9
1.3 Конфликт как социально-психологическое явление 12
1.4 Психологические особенности стратегий реагирования в конфликтной ситуации 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ 25
2.1. Методы и организация исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по результатам исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

1555_доработка_стили мышления подростков.docx

— 136.09 Кб (Скачать файл)

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. С.С. Емельянов выделяет два признака конфликта:

1. Конфликт  всегда возникает на основе  противоположно направленных мотивов  или суждений. Таким мотивы и  суждения являются необходимым  условием возникновения конфликта.

2. Конфликт  – это всегда противоборство  субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесение  взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и  т.п.) Исходя из этого можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта: наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними [9, c. 25].

Для анализа и лучшего понимания конфликта полезно определить основные структурные элементы и основные характеристики конфликта [11-13]. Сами структурные элементы — это необходимые сущностные параметры явления, без которых конфликт не может развиваться как динамически взаимосвязанная целостная система и как процесс.

Выделим основные структурные элементы конфликта:

1. Стороны  конфликта – это субъекты социального  взаимодействия, находящиеся в состоянии  конфликта или же явно или  неявно поддерживающие конфликтующих.

2. Предмет  конфликта – это, из-за чего  возникает конфликт.

3. Образ  конфликтной ситуации – это  отображение предмета конфликта  в сознании субъектов конфликтного  взаимодействия.

4. Мотивы  конфликта – это внутренние  побудительные силы, подталкивающие  субъектов социального взаимодействия  к конфликту (мотивы вступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений)

5. Позиции  конфликтующих сторон – это  то, о чем они заявляют друг  другу в ходе конфликта или  в переговорном процессе [9, c. 26].

Этапы разворачивания конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:

1. Конфликтная ситуация − это ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникших противоречий (рассогласований): мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; взглядов, убеждений; ожиданий, позиций; знаний, умений, способностей и др.

2. инцидент 

3. эскалация  конфликта: конфликтные действия  или расцвет конфликта, а также  его развитие 

4. сбалансированное  противодействие 

5. завершение  конфликта: угасание или преобразование  конфликта 

6. послеконфликтная стадия.

Не каждая конфликтная ситуация трансформируется в конфликт. Если изменить обстоятельства до появления инцидента, можно преодолеть конфликт с меньшими психологическими потерями.

 

1.4 Психологические особенности стратегий реагирования в конфликтной ситуации

 

 

Управление конфликтным противостоянием включает способы преодоления конфликтов. Участники конфликта оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах: путь «борьбы» направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого, уход от конфликта и проведение переговоров с целью найти приемлемое для всех решение возникшей проблемы.

Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Обычно выделяют следующие основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

1. Стратегия «партнерство» характеризуется  ориентацией на учет интересов  и потребностей партнера. Это  стратегия согласия, поиска и  приумножения общих интересов. «Наш  интерес состоит в том, чтобы  наилучшим образом обеспечить интересы другой стороны» − девиз сторонников партнерской стратегии поведения.

2. «напористость»  − характеризуется реализацией  собственных интересов, стремлением  к достижению собственных целей. Сторонники стратегии напористости  нетерпеливы, эгоистичны, не умеют  слушать других, стремятся навязать  свое мнение, легко ссорятся и  портят отношения.

Внутри этих двух стратегий существует пять основных тактик (стилей) поведения. Данная модель принадлежит К. Томасу. И согласно этой модели можно дать следующее толкование стратегий поведения [6, c. 217-218].

1) Уклонение (уход, избегание, игнорирование), характеризующееся отсутствием стремления как пойти навстречу оппоненту, так и защищать собственные интересы. Уклонение существует как в сознательной (рациональной), так и в бессознательной (иррациональной) форме.

Выбор данного стиля поведения можно считать рациональным, когда выполняются следующие условия:

1. проблема, вызвавшая разногласия, не представляется субъекту значимой, существенной, предмет расхождения  является мелочным, не заслуживающим  траты времени и сил;

2. обнаруживается  возможность достичь собственных  целей иным, неконфликтным путем;

3. столкновение  происходит между равными или  близкими по силу, рангу, статусу  и т.д. субъектами, сознательно избегающими  осложнений в своих взаимоотношениях;

4. участник конфликта чувствует  свою внутреннюю неправоту или  испытывает чувство вины;

5. разрешение  конфликта не сулит выигрыша;

6. выигрыш  от столкновения несопоставим  с предполагаемым ущербом (высока  цена конфликта);

7. требуется  отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть время, более обстоятельно  проанализировать сложившуюся ситуацию, найти дополнительные ресурсы  для продолжения борьбы;

8. желательно избежать дальнейших  контактов с трудным по психическому  состоянию или конфликтогенным человеком.

Н.В. Гришина отмечает, что устойчивые тенденции в неконструктивном выборе стратегии ухода связаны с «конфликтофобией». «Конфликтофобия» проявляется в сильном эмоциональном реагировании на конфликтные ситуации, стремлении поскорее «избавиться» от конфликта, например, с помощью подавления, избегания, ухода от конфликтов» [6, c. 200].

Необходимо отметить, что доминирование использования данной стратегии поведения в конфликте ведет к неверию в свои силы, снижению самооценки.

2) Приспособление (уступка) отличается склонностью смягчить конфликтное взаимодействие, сохранить гармонию существующих отношений посредством согласия с другой стороной, доверия ей. Характеризуется отсутствием заботы о достижении цели у одной из сторон и одновременно сильным стремлением к своим целям у другой стороны.

Исследователи доказали, что при дефиците времени стратегия уступок является наиболее выгодной, ведь путь уступок самый быстрый путь к достижению согласия. Обратная тенденция состоит в том, что выбор стратегии приспособления может быть оценен как проявление слабости, что грозит потерей имиджа уступающей стороной. Это может дорого обойтись, так как другая сторона в этом случае встает на путь соперничества, а не поиска интегративного решения.

Существуют факторы, определяющие эффективность использования данной стратегии:

1. проблема не является существенной  и значимой для субъекта;

2. оппонент  имеет существенно более высокий  ранг, потенциал, статус и т.д. (значительное  неравенство конфликтантов);

3. высокая значимость межличностных  отношений по сравнению с предметом  разногласий;

4. стремление  оказать поддержку оппоненту, при  получении удовлетворения от  своего добросердечия;

5. временная  мера, которая не разрешает, а  лишь замораживает конфликт с  целью предупреждения разрушительного  столкновения.

Стратегия уступок ведет к сбережению ресурсов, снятию напряжения, сохранению отношений. Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное. Уступая при признании правоты партнера, сторона конфликта производит впечатление разумного, справедливого человека.

3) Конфронтация (соперничество, конкуренция, соревнование, подавление, доминирование) активное и самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им. Под поведением в данном контексте подразумеваются любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной стороны. Если одна сторона выбирает эту тактику, она добивается удовлетворения своих притязаний и старается убедить или принудить другую сторону пойти на уступки. С.М. Емельянов указывает, что очень часто стратегия соперничества используется при реформировании организационно-штатной структуры предприятия, когда предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованных характер. В данном случае человек, отстаивающий интерес таких подразделений, должен занимать жесткую позицию [9, c. 96].

Условия эффективности использования данной стратегии:

1. проблема имеет жизненно важное значение для стороны конфликта;

2. вторая  сторона легко идет на уступки;

3. сила  действия одной стороны значительно  превосходит силу противодействия, на которое способна другая  сторона;

4. требуются  быстрые и решительные меры  в непредвиденной ситуации;

5. наличие  большого авторитета для принятия  решения и очевидно, что данное  решение наилучшее;

6. участник  конфликта в данный момент  лишен другого выбора.

Необходимо, однако, отметить, что соперничество позволяет добиваться необходимых результатов, стимулирует развитие и способствует прогрессу. В ряде ситуаций наличие соперничества является их движущей силой, сутью. Однако, если личность привыкает к использованию только подобных методов решения проблем, она становится для окружения конфликтной, трудной для общения, что приводит к постепенной изоляции, появлению сначала небольших, а со временем неразрешимых трудностей при решении вопросов, связанных с вовлеченностью других людей.

4) Компромисс как стиль поведения занимает срединное место и означает расположенность участников конфликта к урегулированию разногласий на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Компромиссное поведение может проявляться в том, что субъект поддерживает дружеские отношения, ищет справедливого исхода, делит объект желаний поровну, избегает напоминания о своем первенстве в чем либо, стремится получить что-то и для себя, но избегает лобовых столкновений, немного уступает ради сохранения отношений. Он предполагает в равной мере активные и пассивные действия.

Активная форма компромисса может проявиться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т.п. Пассивный компромисс это не что иное, как отказ от каких либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях [9, с. 98].

Эффективность использования этой стратегии зависит от следующих условий:

1. субъекты конфликта хорошо  осведомлены о его причинах  и развитии, чтобы судить о  реально складывающихся обстоятельствах;

2. необходимо принять срочное  решение при дефиците времени, а аргументы сторон одинаково  убедительны;

3. сотрудничество  или конкуренция не приводят  к успеху;

4. возможно  принять временное решение;

5. позиция  имеет не слишком большое значение, и можно несколько изменить  поставленную вначале цель;

6. компромисс  позволяет сохранить взаимоотношения  и не потерять все.

Идеальным компромиссом можно считать удовлетворение интересов обеих сторон ровно наполовину. Иногда компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом выхода из конфликта. Каждая из сторон получает что-то устраивающее ее, вместо того, чтобы продолжать войну и, возможно, потерять все. Однако компромисс является лишь временным выходом, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью и основа для конфликта остается. Если же компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится выше.

Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса с социальной практике [9, с. 99].

Способность к компромиссу признак реализма и высокой культуры общения. Компромисс не служит способом полного разрешения конфликта, однако, он является действенным методом его регулирования.

Эффективность компромисса варьируется в широком диапазоне от хрупкого равновесия до длительного и устойчивого баланса интересов и зависит от множества конкретных обстоятельств в каждом отдельном случае. Каждый раз следует проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению со стратегией сотрудничества или уклонения.

5) Стратегия сотрудничества (интеграции). Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конкурентного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, которое отвечает устремлениям всех сторон. Это возможно при своевременной и точной диагностике проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения, как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей цели. Сотрудничество не существует в чистом виде: данная стратегия включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство) [9, c. 99].

Информация о работе Особенности индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и разрешения конфликтных ситуаций