Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 00:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и их связи со стратеями разрешения конфликтных ситуаций.
Объект исследования: стили мышления и стратегии разрешения коннфликтов мальчиков и девочек подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь типов мышления в подростковом возрасте со стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
– охарактеризовать понятие мышления и его стилей, выделить особенности развития мышления в подростковом возрасте;
– дать характеристику конфликту как социально-психологическому явлению;
– раскрыть стратегии реагирования в конфликтной ситуации и особенности конфликтного потенциала подростков
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУЛЬНЫХ СТИЛЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ 5
1.1 Понятие мышления и его стилей 5
1.2 Особенности развития мышления в подростковом возрасте 9
1.3 Конфликт как социально-психологическое явление 12
1.4 Психологические особенности стратегий реагирования в конфликтной ситуации 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ 25
2.1. Методы и организация исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по результатам исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. С.С. Емельянов выделяет два признака конфликта:
1. Конфликт
всегда возникает на основе
противоположно направленных
2. Конфликт
– это всегда противоборство
субъектов социального
Для анализа и лучшего понимания конфликта полезно определить основные структурные элементы и основные характеристики конфликта [11-13]. Сами структурные элементы — это необходимые сущностные параметры явления, без которых конфликт не может развиваться как динамически взаимосвязанная целостная система и как процесс.
Выделим основные структурные элементы конфликта:
1. Стороны
конфликта – это субъекты
2. Предмет конфликта – это, из-за чего возникает конфликт.
3. Образ
конфликтной ситуации – это
отображение предмета
4. Мотивы
конфликта – это внутренние
побудительные силы, подталкивающие
субъектов социального
5. Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе [9, c. 26].
Этапы разворачивания конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:
1. Конфликтная ситуация − это ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникших противоречий (рассогласований): мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; взглядов, убеждений; ожиданий, позиций; знаний, умений, способностей и др.
2. инцидент
3. эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие
4. сбалансированное противодействие
5. завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта
6. послеконфликтная стадия.
Не каждая конфликтная ситуация трансформируется в конфликт. Если изменить обстоятельства до появления инцидента, можно преодолеть конфликт с меньшими психологическими потерями.
Управление конфликтным противостоянием включает способы преодоления конфликтов. Участники конфликта оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах: путь «борьбы» направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого, уход от конфликта и проведение переговоров с целью найти приемлемое для всех решение возникшей проблемы.
Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Обычно выделяют следующие основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
1. Стратегия «партнерство»
2. «напористость»
− характеризуется реализацией
собственных интересов, стремлением
к достижению собственных
Внутри этих двух стратегий существует пять основных тактик (стилей) поведения. Данная модель принадлежит К. Томасу. И согласно этой модели можно дать следующее толкование стратегий поведения [6, c. 217-218].
1) Уклонение (уход, избегание, игнорирование), характеризующееся отсутствием стремления как пойти навстречу оппоненту, так и защищать собственные интересы. Уклонение существует как в сознательной (рациональной), так и в бессознательной (иррациональной) форме.
Выбор данного стиля поведения можно считать рациональным, когда выполняются следующие условия:
1. проблема, вызвавшая разногласия,
не представляется субъекту
2. обнаруживается
возможность достичь
3. столкновение
происходит между равными или
близкими по силу, рангу, статусу
и т.д. субъектами, сознательно избегающими
осложнений в своих
4. участник конфликта чувствует свою внутреннюю неправоту или испытывает чувство вины;
5. разрешение конфликта не сулит выигрыша;
6. выигрыш от столкновения несопоставим с предполагаемым ущербом (высока цена конфликта);
7. требуется
отсрочить острое столкновение,
чтобы выиграть время, более обстоятельно
проанализировать сложившуюся
8. желательно избежать
Н.В. Гришина отмечает, что устойчивые тенденции в неконструктивном выборе стратегии ухода связаны с «конфликтофобией». «Конфликтофобия» проявляется в сильном эмоциональном реагировании на конфликтные ситуации, стремлении поскорее «избавиться» от конфликта, например, с помощью подавления, избегания, ухода от конфликтов» [6, c. 200].
Необходимо отметить, что доминирование использования данной стратегии поведения в конфликте ведет к неверию в свои силы, снижению самооценки.
2) Приспособление (уступка) отличается склонностью смягчить конфликтное взаимодействие, сохранить гармонию существующих отношений посредством согласия с другой стороной, доверия ей. Характеризуется отсутствием заботы о достижении цели у одной из сторон и одновременно сильным стремлением к своим целям у другой стороны.
Исследователи доказали, что при дефиците времени стратегия уступок является наиболее выгодной, ведь путь уступок самый быстрый путь к достижению согласия. Обратная тенденция состоит в том, что выбор стратегии приспособления может быть оценен как проявление слабости, что грозит потерей имиджа уступающей стороной. Это может дорого обойтись, так как другая сторона в этом случае встает на путь соперничества, а не поиска интегративного решения.
Существуют факторы, определяющие эффективность использования данной стратегии:
1. проблема не является
2. оппонент
имеет существенно более
3. высокая значимость
4. стремление оказать поддержку оппоненту, при получении удовлетворения от своего добросердечия;
5. временная
мера, которая не разрешает, а
лишь замораживает конфликт с
целью предупреждения
Стратегия уступок ведет к сбережению ресурсов, снятию напряжения, сохранению отношений. Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное. Уступая при признании правоты партнера, сторона конфликта производит впечатление разумного, справедливого человека.
3) Конфронтация (соперничество, конкуренция, соревнование, подавление, доминирование) активное и самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им. Под поведением в данном контексте подразумеваются любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной стороны. Если одна сторона выбирает эту тактику, она добивается удовлетворения своих притязаний и старается убедить или принудить другую сторону пойти на уступки. С.М. Емельянов указывает, что очень часто стратегия соперничества используется при реформировании организационно-штатной структуры предприятия, когда предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованных характер. В данном случае человек, отстаивающий интерес таких подразделений, должен занимать жесткую позицию [9, c. 96].
Условия эффективности использования данной стратегии:
1. проблема имеет жизненно важное значение для стороны конфликта;
2. вторая сторона легко идет на уступки;
3. сила
действия одной стороны
4. требуются быстрые и решительные меры в непредвиденной ситуации;
5. наличие
большого авторитета для
6. участник конфликта в данный момент лишен другого выбора.
Необходимо, однако, отметить, что соперничество позволяет добиваться необходимых результатов, стимулирует развитие и способствует прогрессу. В ряде ситуаций наличие соперничества является их движущей силой, сутью. Однако, если личность привыкает к использованию только подобных методов решения проблем, она становится для окружения конфликтной, трудной для общения, что приводит к постепенной изоляции, появлению сначала небольших, а со временем неразрешимых трудностей при решении вопросов, связанных с вовлеченностью других людей.
4) Компромисс как стиль поведения занимает срединное место и означает расположенность участников конфликта к урегулированию разногласий на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Компромиссное поведение может проявляться в том, что субъект поддерживает дружеские отношения, ищет справедливого исхода, делит объект желаний поровну, избегает напоминания о своем первенстве в чем либо, стремится получить что-то и для себя, но избегает лобовых столкновений, немного уступает ради сохранения отношений. Он предполагает в равной мере активные и пассивные действия.
Активная форма компромисса может проявиться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т.п. Пассивный компромисс это не что иное, как отказ от каких либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях [9, с. 98].
Эффективность использования этой стратегии зависит от следующих условий:
1. субъекты конфликта хорошо
осведомлены о его причинах
и развитии, чтобы судить о
реально складывающихся
2. необходимо принять срочное решение при дефиците времени, а аргументы сторон одинаково убедительны;
3. сотрудничество или конкуренция не приводят к успеху;
4. возможно принять временное решение;
5. позиция
имеет не слишком большое
6. компромисс
позволяет сохранить
Идеальным компромиссом можно считать удовлетворение интересов обеих сторон ровно наполовину. Иногда компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом выхода из конфликта. Каждая из сторон получает что-то устраивающее ее, вместо того, чтобы продолжать войну и, возможно, потерять все. Однако компромисс является лишь временным выходом, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью и основа для конфликта остается. Если же компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится выше.
Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса с социальной практике [9, с. 99].
Способность к компромиссу признак реализма и высокой культуры общения. Компромисс не служит способом полного разрешения конфликта, однако, он является действенным методом его регулирования.
Эффективность компромисса варьируется в широком диапазоне от хрупкого равновесия до длительного и устойчивого баланса интересов и зависит от множества конкретных обстоятельств в каждом отдельном случае. Каждый раз следует проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению со стратегией сотрудничества или уклонения.
5) Стратегия сотрудничества (интеграции). Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конкурентного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, которое отвечает устремлениям всех сторон. Это возможно при своевременной и точной диагностике проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения, как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей цели. Сотрудничество не существует в чистом виде: данная стратегия включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство) [9, c. 99].