Особенности индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и разрешения конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и их связи со стратеями разрешения конфликтных ситуаций.
Объект исследования: стили мышления и стратегии разрешения коннфликтов мальчиков и девочек подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь типов мышления в подростковом возрасте со стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
– охарактеризовать понятие мышления и его стилей, выделить особенности развития мышления в подростковом возрасте;
– дать характеристику конфликту как социально-психологическому явлению;
– раскрыть стратегии реагирования в конфликтной ситуации и особенности конфликтного потенциала подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУЛЬНЫХ СТИЛЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ 5
1.1 Понятие мышления и его стилей 5
1.2 Особенности развития мышления в подростковом возрасте 9
1.3 Конфликт как социально-психологическое явление 12
1.4 Психологические особенности стратегий реагирования в конфликтной ситуации 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ 25
2.1. Методы и организация исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по результатам исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

1555_доработка_стили мышления подростков.docx

— 136.09 Кб (Скачать файл)

Как правило, такие неосознанные проекции ведут к недопониманию между людьми, разочарованиям и обидам.  Возможно, среди участников группы есть люди, которые вас раздражают или, наоборот, восхищают. В таких случаях может оказаться, что вы переносите на другого человека свои собственные негативные или позитивные чувства, или же этот человек  напоминает вам какого-то знакомого, отца, мать и т.д.

Шаг 2. Начало упражнения.

Психолог предлагает каждому  участнику определить для себя такого члена группы и произнести речь на тему: «Ты человек, который …»

Прежде всего, участник должен сказать партнеру, что он о нем думает, что видит в нем хорошего или неприятного, какие качества ему приписывает и каких действий от него ожидает. Партнер выслушивает молча, а после окончания дает обратную связь и  говорит, какие из предложений верны.

Шаг 3. Групповое обсуждение

В заключение обсудите впечатления от этого упражнения. Подведите итоги.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Осуществив анализ теоретических представлений по изучаемой проблеме   можно сделать следующие выводы.

Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность), наглядно-образное (мышление, осуществляющееся на основе образов), словесно-логическое (мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, оно тесно связано с речью. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями.

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт определяют как «предельное обострение противоречий». Конфликт – это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.

Конфликт в подростковом возрасте  рассматривается как способ самоутверждения в системе межличностных отношений. Основными факторами межличностного конфликта у подростков  является особенности  личности  и  зона конфликтности со сверстниками.

Результаты  изучения взаимосвязи индивидуальных стилей мышления и стратегий  поведений конфликта у мальчиков и девочек подросткового возраста:

1. Наше исследование показало, что мальчики и девочки  подросткового возраста различаются стилями мышления. Для мальчиков-подростков  характерна выраженность  предметно-действенного  мышления (26%) и наглядно-образного (26%), в то время как у девочек подросткового возраста более развито словесно-логическое (26%)  и наглядно-образное мышление (30%). Иными словами, у девочек  лучше развиты вербальные  способности, способность к воображению, мальчики отличаются конкретным предметным мышлением, которое позволяет им лучше создавать   материальные предметы.  

2. Результаты исследования стратегий поведения в конфликте  показали, что у мальчиков-подростков, по сравнению с девочками, более выражено  соперничество и избегание. Для девочек более характерны такие стратегия  поведения в конфликте, как сотрудничество и компромисс.

 

3. Исследованием установлена тесная положительная связь между словесно-логическим мышлением и  стратегией сотрудничества в конфликте:  чем выше вербальный интеллект, тем больше мальчики и девочки готовы к сотрудничеству в конфликтной  ситуации. Наглядно-образное мышление  положительно связано со стратегией компромисса:  чем лучше умение мыслить образами, тем  более мальчики и девочки подросткового возраста в конфликте способны к компромиссу, готовы пойти на уступки.  Креативность имеет положительную взаимосвязь со стратегией приспособления.  Творческие способности позволяют  личности  подростка в конфликтной ситуации приспособиться к ней, выбрать наиболее  оптимальную позицию.

Таким образом, на уровне статистической  значимости (p<0,05). доказана гипотеза исследования: существует определенная взаимосвязь между типами мышления и стратегиями поведения  в конфликтной ситуации

По результатам исследования представлены выводы и рекомендации по развитию коммникативных наывык в  виде ролевых игр и упражнений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Алексеев, А.А. Поймите меня правильно / А.А. Алексеев, Л.И. Громова. –  СПб.:Экон.шк., 1993.- С. 29-41, 316-328.

2. Аверин, В.А  Психология детей и подростков: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

3. Воспитанник, И.В. Психологические детерминанты межличностного конфликта у  девочек – подростков:  автореф. дис. … канд. психол. наук / И.В. Воспитанник.  – Иркутск, 2006.

4. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4.

5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

6. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

7. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.1: Пер. с франц. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1996. – 496 с.

8. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Мн.: Нар. асвета, 1996. – 398 с.

9. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2001.

10. Конструктивная  психология конфликта / Б.И. Хасан. –  Спб., 2003.

11.  Конфликтология / Под ред. А.С Кармина. – СПб.: Лань, 1999.

12. Крысько,  В.Г. Психология и педагогика: Схемы  и комментарии / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 368 с.

13. Зак,  А.А. Развитие способности действовать в уме у школьников 1-Х классов  / А.А. Зак // Вопросы психологии. – 1983. – № 1.

14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие  ребенка от рождения до 17 лет) : учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1998.

15. Кураев, Г.А. Возрастная  психология. Курс лекций / Г.А. Кураев,   Е.Н.  Пожарская.  – Ростов.на Дону, 2002.

16. Леонтьев, А.Н. Проблемы  развития психики. 4-е изд. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.

17. Лобанов, А. П. Психология когнитивных процессов: учебное пособие / А.П. Лобанов. – Мн.: ООЦРТО «Диаль», 2006.

18. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.

19. Основы конфликтологии: учеб. пособие / Под ред. В.Н.Кудрявцева. – М., 1997.

20. Особенности обучения и психического развития школьников 13- 17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1988.

21. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – СПб.: СОЮЗ, 1997 – 256 с.

22. Практическая психология образования: учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

23. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

24. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб: Питер, 2005. – 651 с.

25. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. / Х. Ремшмидт.   – М.: Мир, 1994. – 320 с.

26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998 – 805 с.

27. Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 688 с.

28. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко,  С.И. Самыгин.  – Ростов н / Дону: «Феникс», 2000. – 576 с.

29. Фролов, С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: учеб. пособие / С.Ф. Фролов. – М., 1997.

30. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. – М.–Томск: ТГУ, 1997. – С. 231-237.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Текст  методики «Типы мышления»

Инструкция:

1. Мне легче что-либо сделать  самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно было бы составлять  компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я  стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне  объясняют на предметах или  рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли  как в устной, так и в письменной  форме.

9. Когда я читаю книгу, я зрительно  представляю себе ее героев.

10. Я предпочитаю самостоятельно  планировать свою работу.

11. Мне нравится все делать  своими руками.

12. В детстве я создавал (а) свой  шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение  сказанному слову.

14. Знакомые мелодии часто вызывают  у меня воспоминания.

15. Разнообразные увлечения делают  жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне  легче идти методом проб и  ошибок.

17. Мне интересно разбираться  в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего  теле-радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет  или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс  деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве  собирать конструктор из деталей.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и  глубина некоторых стихотворений.

24. Знакомый запах вызывает в  моей памяти прошлые события.

25. Мне трудно подчинять свою  жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне  хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических  формул.

28. Мне легко говорить перед  любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать  значения древних символов.

33. Я легко усваиваю грамматические  конструкции языка.

34. Я понимаю красоту природы  и искусства.

35. Не люблю ходить одним и  тем же путем.

36. Мне нравится работа, требующая  физической активности.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда  я им что-то рассказываю.

39. Мне легко представить в  образах содержание рассказа  или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока  не доведу свою работу до  совершенства.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Опросник Томаса

 

Инструкция: Уважаемые товарищи! С целью оптимизации психологического климата в вашей группе просим Вас принять участие в опросе. Напоминаем, что правильность наших выводов будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Ниже предлагается 30 пар вариантов поведения в конфликтной ситуации. В каждой паре Вы должны выбрать один из вариантов поведения, наиболее характерный для Вас ("а" или "б"). Свой выбор зафиксируйте знаком "+" (плюс) рядом с соответствующим вариантом поведения. Долго не задумывайтесь, фиксируйте первое впечатлений, Гарантируем неразглашение Ваших ответов".

1. а) Иногда  я предоставляю возможность другому взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я  стараюсь в споре прийти к  взаимному соглашению, б) Я пытаюсь  уладить спор с учетом всех  интересов другого человека и  моих собственных.

3. а) Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего; б) Иногда я жертвую своими  собственными интересами ради  интересов другого человека.

4. а) Я  стараюсь прийти к соглашению  на основе взаимных уступок, б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая  спорную ситуацию, я все время  пытаюсь найти поддержку у  другого, б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.а) Я  пытаюсь избежать неприятностей  для себя, б) Я стараюсь добиться  своего.

7. а) Я  стараюсь отложить решение спорного  вопроса, чтобы со временем решить  его окончательно, б) Я считаю  возможным в чем-то одном уступить, чтобы добиться своего в другом.

8. а) Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего, б) Я первым делом в  споре стараюсь разобраться, какие  и чьи интересы затронуты и  вокруг чего возник спор.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникших разногласий, б) Я сделаю все, чтобы добиться  в споре своего.

10. а) Я  твердо стремлюсь добиться своего, б) Я пытаюсь найти решение  проблемы, которое бы устраивало  двоих.

11. а) Первым  делом, я стараюсь определить, какие  интересы; затронуты в споре, из-за  чего возник спор, б) Я стараюсь .успокоить другого и, прежде всего, сохранить наши отношения.

Информация о работе Особенности индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и разрешения конфликтных ситуаций