Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 00:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и их связи со стратеями разрешения конфликтных ситуаций.
Объект исследования: стили мышления и стратегии разрешения коннфликтов мальчиков и девочек подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь типов мышления в подростковом возрасте со стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
– охарактеризовать понятие мышления и его стилей, выделить особенности развития мышления в подростковом возрасте;
– дать характеристику конфликту как социально-психологическому явлению;
– раскрыть стратегии реагирования в конфликтной ситуации и особенности конфликтного потенциала подростков
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУЛЬНЫХ СТИЛЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ 5
1.1 Понятие мышления и его стилей 5
1.2 Особенности развития мышления в подростковом возрасте 9
1.3 Конфликт как социально-психологическое явление 12
1.4 Психологические особенности стратегий реагирования в конфликтной ситуации 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ 25
2.1. Методы и организация исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по результатам исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Как правило, такие неосознанные проекции ведут к недопониманию между людьми, разочарованиям и обидам. Возможно, среди участников группы есть люди, которые вас раздражают или, наоборот, восхищают. В таких случаях может оказаться, что вы переносите на другого человека свои собственные негативные или позитивные чувства, или же этот человек напоминает вам какого-то знакомого, отца, мать и т.д.
Шаг 2. Начало упражнения.
Психолог предлагает каждому участнику определить для себя такого члена группы и произнести речь на тему: «Ты человек, который …»
Прежде всего, участник должен сказать партнеру, что он о нем думает, что видит в нем хорошего или неприятного, какие качества ему приписывает и каких действий от него ожидает. Партнер выслушивает молча, а после окончания дает обратную связь и говорит, какие из предложений верны.
Шаг 3. Групповое обсуждение
В заключение обсудите впечатления от этого упражнения. Подведите итоги.
Осуществив анализ теоретических представлений по изучаемой проблеме можно сделать следующие выводы.
Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность), наглядно-образное (мышление, осуществляющееся на основе образов), словесно-логическое (мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, оно тесно связано с речью. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями.
Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт определяют как «предельное обострение противоречий». Конфликт – это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.
Конфликт в подростковом возрасте рассматривается как способ самоутверждения в системе межличностных отношений. Основными факторами межличностного конфликта у подростков является особенности личности и зона конфликтности со сверстниками.
Результаты изучения взаимосвязи индивидуальных стилей мышления и стратегий поведений конфликта у мальчиков и девочек подросткового возраста:
1. Наше исследование показало, что мальчики и девочки подросткового возраста различаются стилями мышления. Для мальчиков-подростков характерна выраженность предметно-действенного мышления (26%) и наглядно-образного (26%), в то время как у девочек подросткового возраста более развито словесно-логическое (26%) и наглядно-образное мышление (30%). Иными словами, у девочек лучше развиты вербальные способности, способность к воображению, мальчики отличаются конкретным предметным мышлением, которое позволяет им лучше создавать материальные предметы.
2. Результаты исследования стратегий поведения в конфликте показали, что у мальчиков-подростков, по сравнению с девочками, более выражено соперничество и избегание. Для девочек более характерны такие стратегия поведения в конфликте, как сотрудничество и компромисс.
3. Исследованием установлена тесная положительная связь между словесно-логическим мышлением и стратегией сотрудничества в конфликте: чем выше вербальный интеллект, тем больше мальчики и девочки готовы к сотрудничеству в конфликтной ситуации. Наглядно-образное мышление положительно связано со стратегией компромисса: чем лучше умение мыслить образами, тем более мальчики и девочки подросткового возраста в конфликте способны к компромиссу, готовы пойти на уступки. Креативность имеет положительную взаимосвязь со стратегией приспособления. Творческие способности позволяют личности подростка в конфликтной ситуации приспособиться к ней, выбрать наиболее оптимальную позицию.
Таким образом, на уровне статистической значимости (p<0,05). доказана гипотеза исследования: существует определенная взаимосвязь между типами мышления и стратегиями поведения в конфликтной ситуации
По результатам исследования представлены выводы и рекомендации по развитию коммникативных наывык в виде ролевых игр и упражнений.
1. Алексеев, А.А. Поймите меня правильно / А.А. Алексеев, Л.И. Громова. – СПб.:Экон.шк., 1993.- С. 29-41, 316-328.
2. Аверин, В.А Психология детей и подростков: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
3. Воспитанник, И.В. Психологические детерминанты межличностного конфликта у девочек – подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук / И.В. Воспитанник. – Иркутск, 2006.
4. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4.
5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
6. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
7. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.1: Пер. с франц. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1996. – 496 с.
8. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Мн.: Нар. асвета, 1996. – 398 с.
9. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2001.
10. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан. – Спб., 2003.
11. Конфликтология / Под ред. А.С Кармина. – СПб.: Лань, 1999.
12. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 368 с.
13. Зак, А.А. Развитие способности действовать в уме у школьников 1-Х классов / А.А. Зак // Вопросы психологии. – 1983. – № 1.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1998.
15. Кураев, Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов.на Дону, 2002.
16. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
17. Лобанов, А. П. Психология когнитивных процессов: учебное пособие / А.П. Лобанов. – Мн.: ООЦРТО «Диаль», 2006.
18. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
19. Основы конфликтологии: учеб. пособие / Под ред. В.Н.Кудрявцева. – М., 1997.
20. Особенности обучения и психического развития школьников 13- 17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1988.
21. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – СПб.: СОЮЗ, 1997 – 256 с.
22. Практическая психология образования: учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
23. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
24. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб: Питер, 2005. – 651 с.
25. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998 – 805 с.
27. Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 688 с.
28. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н / Дону: «Феникс», 2000. – 576 с.
29. Фролов, С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: учеб. пособие / С.Ф. Фролов. – М., 1997.
30. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. – М.–Томск: ТГУ, 1997. – С. 231-237.
Текст методики «Типы мышления»
Инструкция:
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто
15. Разнообразные увлечения
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве
собирать конструктор из
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и
глубина некоторых
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы
33. Я легко усваиваю
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Опросник Томаса
Инструкция: Уважаемые товарищи! С целью оптимизации психологического климата в вашей группе просим Вас принять участие в опросе. Напоминаем, что правильность наших выводов будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Ниже предлагается 30 пар вариантов поведения в конфликтной ситуации. В каждой паре Вы должны выбрать один из вариантов поведения, наиболее характерный для Вас ("а" или "б"). Свой выбор зафиксируйте знаком "+" (плюс) рядом с соответствующим вариантом поведения. Долго не задумывайтесь, фиксируйте первое впечатлений, Гарантируем неразглашение Ваших ответов".
1. а) Иногда
я предоставляю возможность
2. а) Я стараюсь в споре прийти к взаимному соглашению, б) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно
я настойчиво стремлюсь
4. а) Я стараюсь прийти к соглашению на основе взаимных уступок, б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого, б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.а) Я
пытаюсь избежать
7. а) Я
стараюсь отложить решение
8. а) Обычно
я настойчиво стремлюсь
9. а) Думаю,
что не всегда стоит
10. а) Я
твердо стремлюсь добиться
11. а) Первым делом, я стараюсь определить, какие интересы; затронуты в споре, из-за чего возник спор, б) Я стараюсь .успокоить другого и, прежде всего, сохранить наши отношения.