Особенности индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и разрешения конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и их связи со стратеями разрешения конфликтных ситуаций.
Объект исследования: стили мышления и стратегии разрешения коннфликтов мальчиков и девочек подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь типов мышления в подростковом возрасте со стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
– охарактеризовать понятие мышления и его стилей, выделить особенности развития мышления в подростковом возрасте;
– дать характеристику конфликту как социально-психологическому явлению;
– раскрыть стратегии реагирования в конфликтной ситуации и особенности конфликтного потенциала подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУЛЬНЫХ СТИЛЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ 5
1.1 Понятие мышления и его стилей 5
1.2 Особенности развития мышления в подростковом возрасте 9
1.3 Конфликт как социально-психологическое явление 12
1.4 Психологические особенности стратегий реагирования в конфликтной ситуации 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ 25
2.1. Методы и организация исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по результатам исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

1555_доработка_стили мышления подростков.docx

— 136.09 Кб (Скачать файл)

13% мальчиков  характеризуется доминированием  абстрактно-символического  мышления. Они  хорошо усваивают  информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Это мышление отличает 13% мальчиков и 26% девочек.

Рисунок  2.1 наглядно  показывает различия в типах мышления у мальчиков и девочек подросткового возраста.

 

 

Рисунок 2.1 - Различия в типах мышления у мальчиков и девочек подросткового возраста.

 

На рисунке 2.1 наглядно продемонстрировано, что для мальчиков характерно предметно-действенное мышление, в то время как у девочек более развито словесно-логическое и наглядно-образное мышление.

Представим результаты изучения стратегий реагирования в конфликтной  ситуации у мальчиков  у девочек подросткового возраста.

Результаты изучения способов реагирования в конфликтной  ситуации представлены в Приложении 3 и  в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Способы реагирования в конфликтной ситуации у мальчиков и девочек  подросткового возраста

Стратегия

мальчики

девочки

Кол-во

%

Кол-во

%

Соперничество

4

13

2

7

Сотрудничество

8

27

10

33

Компромисс

6

20

8

27

Избегание

7

23

4

13

Приспособление

5

17

6

20

Итого

30

100

30

100


 

Как видно из данных таблицы 2.2, стратегия соперничества в конфликте характеризует 13% мальчиков и 7% девочек. Соперничество - это активное и самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им.

Противоположная  стратегия – сотрудничество – характеризует 27% мальчиков и 33% девочек. Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как естественное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. Именно он лежит в основе установки толерантности.

Компромисс как стиль поведения означает расположенность участников конфликта к урегулированию разногласий на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Эта стратегия является преобладающей у 20% мальчиков и 27% девочек. Однако компромисс является лишь временным выходом, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью и основа для конфликта остается. Если же компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится выше. Способность к компромиссу признак реализма и высокой культуры общения. Компромисс не служит способом полного разрешения конфликта, однако, он является действенным методом его регулирования.

23% мальчиков  и 13% девочек подросткового  возраста   отличаются  стратегией избегания. Н.В. Гришина отмечает, что устойчивые тенденции в неконструктивном выборе стратегии ухода связаны с «конфликтофобией». «Конфликтофобия» проявляется в сильном эмоциональном реагировании на конфликтные ситуации, стремлении поскорее «избавиться» от конфликта, например, с помощью подавления, избегания, ухода от конфликтов» [2, c. 200].

Приспособление как склонность смягчить конфликтное взаимодействие, сохранить гармонию существующих отношений посредством согласия с другой стороной характерна для 17% мальчиков и 20% девочек. 

Рисунок 2.2 наглядно показывает, какие стратегии разрешения конфликтных ситуаций характерны для мальчиков и девочек подросткового возраста.

 

 

Рисунок 2.2 – Стратегии  разрешения конфликтных ситуаций у  мальчиков и девочек подросткового возраста.

 

Как наглядно показано  на рисунке 2.2, для девочек более характерны такие стратегия поведения в конфликте, как сотрудничество и компромисс. У мальчиков, по сравнению с девочками, более выражено  соперничество и избегание.

Заключительным этапом эмпирического исследования явилось установление взаимосвязи между стилями мышления и стратегиями разрешения конфликта у подростков. С этой целью был осуществлен корреляционный анализ  (коэффициент линейной корреляции Пирсона).

Таблица 2.3 представляет результаты корреляционного анализа.

 

Таблица 2.3  – Взаимосвязь типов мышления и стратегий поведения в конфликте 

Показатели

Соперн.

Сотруд.

Компромисс.

Избегание

Приспособление

Предметно-действенное

-0,15

0,04

0,03

0,02

0,09

Абстрактно-символическое

0,10

-0,20

-0,07

0,03

0,13

Словесно-логическое

-0,23

0,48*

0,08

-0,17

-0,24

Наглядно-образное

-0,11

-0,00

0,27*

0,04

-0,13

Креативность (творческое) 

0,01

0,07

0,14

-0,16

0,58*


Примечание: *- коэффициент  корреляции, при котором существует значимая связь  

 

Интерпретация результатов корреляционного анализа:

 

1. Исследованием установлена положительная  связь между словесно-логическим  мышлением и  стратегией сотрудничества  в конфликте (r=0,48, p<0,05). Иными словами, чем выше вербальный интеллект, способность понимать устную и письменную речь, тем больше мальчики и девочки подросткового возраста  готовы к сотрудничеству в конфликтной  ситуации.  

2. Наглядно-образное мышление  положительно связано со стратегией компромисса. (r=0,27, p<0,05). Это означает, что чем богаче воображение, умение мыслить образами, тем  более мальчики и девочки подросткового возраста в конфликте способны к компромиссу, готовы пойти на  уступки.    

3. Креативность или выраженность  творческого мышления имеет положительную  взаимосвязь со стратегией приспособления (r=0,48, p<0,05). Этот результат означает следующее: творческие способность, готовность взглянуть на мир по-иному, креативность позволяет  личности  подростка в конфликтной ситуации приспособиться к ней, выбрать наиболее  оптимальную позицию.

Таким образом, на уровне статистической  значимости (p<0,05). доказана гипотеза исследования: существует определенная взаимосвязь между типами мышления и стратегиями поведения  в конфликтной ситуации.         

 

2.3 Рекомендации по  результатам  исследования

 

Как показали результаты исследования, часть мальчиков и девочек подросткового возраста  используют непродуктивные способы разрешения конфликтов, включая стратегию соперничества. Коммуникативная культура  личности включает способность в  ситуации конфликта гибко   использовать различные стратегии поведения в конфликте, стремится не к одностороннему выигрышу, а к максимальному удовлетворению  интересов обоих сторон. 

Так как  стратегия  сотрудничества более выражена у мальчиков и девочек с развитыми вербальными способностями, необходимо  средствами  психологии   развивать навыки общения, коммуникативной культуры. С этой целью можно использовать групповые упражнения.

Задачи, которые способны решить данные упражнения:

- приобретение навыков понимания  собеседника;

- понимание своего стиля общения, его достоинств и недостатков;

- умение настраиваться на волну  собеседника и преодолевать коммуникативные  барьеры;

- навыки конструктивного разрешения  конфликтов.

Приведем примеры упражнений, которые могут проводиться со старшеклассниками на осознание своего стиля общения и понимание собеседника.  

Упражнение «Захват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо.

Упражнение «Нет – диалог»

Ведется диалог между двоими участниками задача участников диалога: ни за что не соглашаться с партнером, во всем перечить, возражать вежливо, но настойчиво. Группе оценивает эффективность диалога.

Упражнение «Да –диалог»

Двое участников садятся в центр и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу – о погоде, о любимой книге и т.д.; другой должен немедленно откликнуться, высказав своё согласие с тем, что сказал первый. Главное – во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера.

Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы; т.е. не стали возражать друг другу. Затем следующие двое садятся в центр и работают в режиме «да–диалога».

Упражнение «Дискуссия»

Ведущий задаёт дискуссионную тему:

Например: «Надо ли в школах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, кто в какой форме».

«Дети виноваты в том, что родители ими постоянно недовольны и поэтому в семье возникают споры».

Участники делятся на 2 группы: 1-ая группа – условно согласные с утверждением (придерживающиеся одной точки зрения), 2-ая группа – придерживается другой точки зрения.

Ведется дискуссия по заданной теме.

Упражнение «Стиль общения»

Цель: выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определенных стилей общения.

Преподаватель предлагает группе из 5–6 человек совместно обсудить и определить тему общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идет процесс обсуждения, фиксируют для себя характерные особенности общения. После того как тема избрана, оценивается по 10-балльной системе: а) удовлетворенность темой; б) удовлетворенность тем, как шло обсуждение, т.е. что помогало и что мешало общению.

Члены группы обмениваются своими наблюдениями.

Во время общей дискуссии на заданную тему каждый участник должен выполнить индивидуальное задание, которое в конверте получает от преподавателя. Окружающие не должны знать его содержание. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время стараться определить, какое задание получили остальные. Через 15 – 20 минут преподаватель дает знак закончить дискуссию, и все начинают обсуждать, как они поняли роли друг друга, насколько эта роль соответствовала их внутренней позиции или полностью противоречила ей, как они переживали свою роль.

Каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса:

Как научиться понимать друг друга?

Что значит для человека общение?

Упражнение «Исследование проекций»

Цель: данное упражнение помогает участникам  понять истинную природу тех чувств, которые они испытывают к другим членам данной группы.

Ресурсы не требуются.

Шаг 1. Объяснение упражнения

Нередко причиной конфликтов является не расхождение в целях или интересах, а феномен проекции.

Проекция в психологии – это приписывание другим людям взглядов или чувств, которых на самом деле у них нет.

Информация о работе Особенности индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и разрешения конфликтных ситуаций