Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….......
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...
1.1. Личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы……………………………………………………………………………
1.2. Понятие мотивации в современной психологии………………………….
1.3. Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы…………………………………………………..
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕКОЙ СЛУЖБЫ………………………..
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования……………….
2.2. Результаты исследования личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….......

3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ  ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...

 

 

 

7

1.1. Личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы……………………………………………………………………………

8

1.2. Понятие мотивации  в современной психологии………………………….

14

1.3. Особенности  профессиональной мотивации у  сотрудников экспертно-криминалистической службы…………………………………………………..

27

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕКОЙ СЛУЖБЫ………………………..

 

 

 

36

2.1. Методическое обеспечение  и организация исследования……………….

36

2.2. Результаты исследования личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы………………………………………………….

 

41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………

55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….......

58

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….

63

ПРИЛОЖЕНИЯ

 
   
   
   
   

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мотивация является одной  из фундаментальных проблем, как  в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана  с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Термин «мотив» –  русифицированное французское слово  «motif», в буквальном смысле слова  обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Впервые  слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает  множественность подходов к пониманию  ее сущности, природы, структуры, а также  к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, З. Фрейд и др.). Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение об единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин).

Причины, по которым молодые  сотрудники приходят на службу в милицию, а затем в идеале 20 лет верой  и правдой охраняют правопорядок, только на первый взгляд ясны и понятны каждому. На самом деле мотивация сотрудников экспертно-криминалистической службы – сложный комплекс вопросов, важность которых трудно переоценить.

Результаты комплексных  исследований психологов МВД Республики Беларусь показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Это определяет высокие требования к психической сфере личности сотрудников экспертно-криминалистической службы, их мотивации.

Цель исследования: выявить взаимосвязь между личностными особенностями и мотивацией профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1. Выявить личностные особенности профессиональной деятельности сотрудников экспертно-криминалистической службы, описанные в юридической психологии.

         2. Изучить личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы.

         3. Определить основные факторы мотивации профессиональной деятельности сотрудников экспертно-криминалистической службы.

         4. Выявить взаимосвязь личностных черт с компонентами профессиональной мотивации сотрудников экспертно-криминалистической службы.

Объект исследования: мотивация профессиональной деятельности.

Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.

         Гипотеза исследования: личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы взаимосвязаны с особенностями мотивации их профессиональной деятельности.

Выборка исследования: для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами были обследованы 36 сотрудников экспертно-криминалистической службы г. Гродно и Гродненской области в возрасте от 23 до 40 лет. Эмпирическое исследование проводилось с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права испытуемого отказаться от участия в обследовании; информирование испытуемого об использовании получаемой информации.

  Методология исследования: Теоретической основой исследования явились работы как отечественных, так и зарубежных психологов ((Б.Б. Коссов, А.Ф. Майдыков, Б.Г. Бовин, Н.В. Андреев,  Е.П. Ильин, Л. Колтененок, С. Ковалевским,  В.Я. Кикоть, А. Маслоу,  МакКлеланд и др.).

Методологическую  основу исследования составили следующие принципы:

  • принцип системности – рассматривает возникновение и развитие профессиональной мотивации как систему. Системность изучения заключается не только в оценке особенностей профессиональной мотивации, но и в исследовании различного рода зависимостей от личностных особенностей сотрудников экспертно-криминалистической службы;
  • принцип детерминизма. Использование данного принципа в нашей работе позволило выявить основные факторы влияющие на уровень мотивации к профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы;
  • принцип единства сознания и деятельности заключается  в утверждении взаимосвязи и взаимообусловленности сознания и деятельности. Использование в нашей работе данного принципа позволило установить взаимосвязь между личностными особенностями и мотивацией профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. психодиагностические методики:

А. Методика «Многофакторного исследования личности» Р. Кеттела (форма С) (Приложение 1);

Б. Методика «Факторный опросник профессиональной деятельности» Е.А. Климова (Приложение 2);

В. Методика «Определения ведущих потребностей в профессиональной деятельности» (Приложение 3).

2) для выяснения связи между личностными особенностями и мотивацией профессиональной деятельности сотрудников экспертно-криминалистической службы нами был использован корреляционный анализ по Спирмэну с использованием пакета статистических программ Statistika 5.5.

Положения, выносимые  на защиту:

1. К личности сотрудника экспертно-криминалистической службы профессией предъявляются определенные требования.

2. Сотрудники экспертно-криминалистической службы характеризуются выраженными личностными особенностями.

3. Мотив понимается как сложное психологическое интегральное образование, включающее в себя потребность, идеальную цель, побуждение и намерение, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием, а мотивацию как сознательное формирование мотива в качестве первой ступени преднамеренного (волевого) акта, структуру мотива составляют три блока: потребностный, «внутренний фильтр» и целевой. Существуют выраженные мотивы профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.

4. Существует взаимосвязь между личностными особенностями и мотивацией профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.

          Структура и объем работы: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав (глава 1 – «Теоретические аспекты изучения взаимосвязи личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы» – посвящена описанию взглядов представителей различных психологических школ относительно влияние личностных особенностей на мотивацию профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы; 2 глава – «Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы», в которой рассматриваются методологические основы исследования, а также приводиться результаты проведенного исследования, их количественный и качественный анализ), заключения, списка использованных источников (состоящего из 58 источников), глоссария и 7 приложений. Объем дипломной работы составляет 64 страницы. В работе имеются 3 таблицы и 1 рисунок.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

 

1.1. Личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы

 

Проблема личности занимает одно из ведущих мест в психологии. Любой человек, является от рождения индивидом, личностью становиться  далеко не сразу, и даже не всегда. Личность является важнейшим социальным признаком человека, основным его свойством, в котором выражается социальная сущность индивида, его нравственный облик, ум, творческий заряд и культура [1, с. 18].

Следует отметить, что  сотрудник экспертно-криминалистической службы – это не только профессионал, но и человек, обладающий определенными качествами или свойствами, которые так или иначе отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном профессиональном поведении [34, с. 63].

Личность сотрудника экспертно-криминалистической службы в значительной мере характеризуется  особенностями его психики и  имеет определенную психологическую  структуру.

Многие ведущие отечественные  психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.) в разное время указывали, что разработка методологических основ психологии должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так как именно в этой сфере находятся главные закономерности его психической жизни [52, с. 76].

Следственная деятельность связана с дознанием и расследованием преступлений. Этой деятельностью заняты дознаватели, следователи, криминалисты. Ключевым содержанием является интенсивная мыслительная деятельность, связанная со сбором доказательств преступления в условиях противоборства лица, подозреваемого в совершении преступления.

Останавливаясь на этой главной для эксперта – криминалиста характеристике необходимо отметить, что мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности. Мышление это – процесс отражения  в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе  практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его  пределы [16, с. 310].

Мысль человека формулируется в образах, понятиях и суждениях. Суждения бывают общими, частными и единичными. Они образуются 2  основными способами: 

1) непосредственно, когда  в них  выражают то, что воспринимается;

2) опосредованно –  путем умозаключений или рассуждений [1, с. 218].

Процесс мышления – это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и  т.д.

Анализ и синтез всегда  взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает  уже в познавательном процессе. Сравнение  состоит в сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и  отношений [5, с. 63]. 

В современной психологии выделяют в основном 3  вида мышления: 

1) наглядно-действенное;  

Информация о работе Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы