Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 16:14, курсовая работа
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….......
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...
1.1. Личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы……………………………………………………………………………
1.2. Понятие мотивации в современной психологии………………………….
1.3. Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы…………………………………………………..
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕКОЙ СЛУЖБЫ………………………..
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования……………….
2.2. Результаты исследования личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….......
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… |
3 |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ |
7 |
1.1. Личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической
службы……………………………………………………………… |
8 |
1.2. Понятие мотивации
в современной психологии……………… |
14 |
1.3. Особенности
профессиональной мотивации у
сотрудников экспертно- |
27 |
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕКОЙ СЛУЖБЫ……………………….. |
36 |
2.1. Методическое обеспечение
и организация исследования………… |
36 |
2.2. Результаты исследования личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы…………………………………………………. |
41 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… |
55 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………....... |
58 |
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………… |
63 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, З. Фрейд и др.). Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение об единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин).
Причины, по которым молодые сотрудники приходят на службу в милицию, а затем в идеале 20 лет верой и правдой охраняют правопорядок, только на первый взгляд ясны и понятны каждому. На самом деле мотивация сотрудников экспертно-криминалистической службы – сложный комплекс вопросов, важность которых трудно переоценить.
Результаты комплексных исследований психологов МВД Республики Беларусь показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Это определяет высокие требования к психической сфере личности сотрудников экспертно-криминалистической службы, их мотивации.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между личностными особенностями и мотивацией профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Выявить личностные особенности профессиональной деятельности сотрудников экспертно-криминалистической службы, описанные в юридической психологии.
2. Изучить личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы.
3. Определить основные факторы мотивации профессиональной деятельности сотрудников экспертно-криминалистической службы.
4. Выявить взаимосвязь личностных черт с компонентами профессиональной мотивации сотрудников экспертно-криминалистической службы.
Объект исследования: мотивация профессиональной деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.
Гипотеза исследования: личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы взаимосвязаны с особенностями мотивации их профессиональной деятельности.
Выборка исследования: для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами были обследованы 36 сотрудников экспертно-криминалистической службы г. Гродно и Гродненской области в возрасте от 23 до 40 лет. Эмпирическое исследование проводилось с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права испытуемого отказаться от участия в обследовании; информирование испытуемого об использовании получаемой информации.
Методология исследования: Теоретической основой исследования явились работы как отечественных, так и зарубежных психологов ((Б.Б. Коссов, А.Ф. Майдыков, Б.Г. Бовин, Н.В. Андреев, Е.П. Ильин, Л. Колтененок, С. Ковалевским, В.Я. Кикоть, А. Маслоу, МакКлеланд и др.).
Методологическую основу исследования составили следующие принципы:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
А. Методика «Многофакторного исследования личности» Р. Кеттела (форма С) (Приложение 1);
Б. Методика «Факторный опросник профессиональной деятельности» Е.А. Климова (Приложение 2);
В. Методика «Определения ведущих потребностей в профессиональной деятельности» (Приложение 3).
2) для выяснения связи между личностными особенностями и мотивацией профессиональной деятельности сотрудников экспертно-криминалистической службы нами был использован корреляционный анализ по Спирмэну с использованием пакета статистических программ Statistika 5.5.
Положения, выносимые на защиту:
1. К личности сотрудника экспертно-криминалистической службы профессией предъявляются определенные требования.
2. Сотрудники экспертно-
3. Мотив понимается как сложное психологическое интегральное образование, включающее в себя потребность, идеальную цель, побуждение и намерение, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием, а мотивацию как сознательное формирование мотива в качестве первой ступени преднамеренного (волевого) акта, структуру мотива составляют три блока: потребностный, «внутренний фильтр» и целевой. Существуют выраженные мотивы профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.
4. Существует взаимосвязь между личностными особенностями и мотивацией профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.
Структура и объем работы: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав (глава 1 – «Теоретические аспекты изучения взаимосвязи личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы» – посвящена описанию взглядов представителей различных психологических школ относительно влияние личностных особенностей на мотивацию профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы; 2 глава – «Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы», в которой рассматриваются методологические основы исследования, а также приводиться результаты проведенного исследования, их количественный и качественный анализ), заключения, списка использованных источников (состоящего из 58 источников), глоссария и 7 приложений. Объем дипломной работы составляет 64 страницы. В работе имеются 3 таблицы и 1 рисунок.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1.1. Личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы
Проблема личности занимает одно из ведущих мест в психологии. Любой человек, является от рождения индивидом, личностью становиться далеко не сразу, и даже не всегда. Личность является важнейшим социальным признаком человека, основным его свойством, в котором выражается социальная сущность индивида, его нравственный облик, ум, творческий заряд и культура [1, с. 18].
Следует отметить, что
сотрудник экспертно-
Личность сотрудника экспертно-криминалистической службы в значительной мере характеризуется особенностями его психики и имеет определенную психологическую структуру.
Многие ведущие отечественные психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.) в разное время указывали, что разработка методологических основ психологии должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так как именно в этой сфере находятся главные закономерности его психической жизни [52, с. 76].
Следственная деятельность
связана с дознанием и
Останавливаясь на этой главной для эксперта – криминалиста характеристике необходимо отметить, что мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности. Мышление это – процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы [16, с. 310].
Мысль человека формулируется в образах, понятиях и суждениях. Суждения бывают общими, частными и единичными. Они образуются 2 основными способами:
1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
2) опосредованно –
путем умозаключений или
Процесс мышления – это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе. Сравнение состоит в сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений [5, с. 63].
В современной психологии выделяют в основном 3 вида мышления:
1) наглядно-действенное;