Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….......
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...
1.1. Личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы……………………………………………………………………………
1.2. Понятие мотивации в современной психологии………………………….
1.3. Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы…………………………………………………..
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕКОЙ СЛУЖБЫ………………………..
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования……………….
2.2. Результаты исследования личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при действиях  и поступках, выполняемых с помощью мотивационной установки, формирование побуждения в данный момент оказывается свернутым, так как вся внутренняя поисковая активность была осуществлена ранее.

Рассмотрение стадий формирования мотива, т. е. процесса мотивации, позволило определить те компоненты, которые могут входить в структуру мотива. Эти компоненты в соответствии со стадиями можно отнести к трем блокам: потребностному, «внутреннему фильтру» и целевому.

В первый блок входят такие  компоненты, как социальные и биологические потребности, долженствование и мотивационная установка; во второй – нравственный контроль, оценка внешней ситуации и своих возможностей, предпочтение, интересы, склонности, уровень притязаний; в третий – потребностная цель (удовлетворить голод, жажду и т. п.), опредмеченное действие (налить воду, решить задачу и т. п.) и процесс удовлетворения потребности (попить, поесть, подвигаться и т. п.) [14, с. 170].

Компоненты потребностного блока должны объяснить, почему у  человека возникло побуждение что-то сделать; «внутреннего фильтра» – почему это побуждение стало реализовываться именно так (или почему субъект отказался от удовлетворения потребности); целевого – для чего совершается данное действие или поступок, каков их смысл.

В каждом конкретном случае мотив строится из сочетания этих компонентов, выступающих в роли кирпичиков. При этом в мотив данного поступка или деятельности могут входить один – два компонента из каждого блока либо только из первого и третьего (если задача удовлетворения по­требности проста). Следовательно, набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. Но и сходство структуры мотивов у двух лиц не означает их тождества по смысловому содержанию. Ведь у каждого человека свои склонности, интересы, ценности, самооценка и т. п. [14, с. 171]

По мнению Е.П. Ильина, если за мотив принимать только установку  или влечение, то он может рассматриваться  как неосознаваемый или плохо осознаваемый [20, с. 25]. Но если установку и влечение считать компонентами мотива, то неосознанными или плохо осознанными могут быть лишь отдельные его составляющие, а не мотив целиком.

В.С. Мерлин справедливо  подчеркивал, что действия человека определяются главным образом сознательными целями [19, с. 83]. Поэтому мотив – это сознательно, преднамеренно сформированный и, как правило, вербализованный побудитель активности человека [19, с. 84].

Итак, подводя итог, мы можем констатировать, что существующие на данный момент описания мотивационной феноменологии отличаются большим разнообразием, многоаспектностью, понятийной пестротой, отчего в психологии не удается прийти к достаточно непротиворечивым и целостным представлениям о структуре и функциях мотивации и мотивационной сферы.

В теориях мотивации  центральным является понятие «мотив». Мотив понимается как сложное психологическое интегральное образование, включающее в себя и потребность, и идеальную цель, и побуждение, и намерение, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием, а мотивацию как сознательное формирование мотива в качестве первой ступени преднамеренного (волевого) акта.

Структуру мотива составляют три блока: потребностный, «внутренний  фильтр» и целевой.

Стадии формирования мотива и их содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинается формирование мотива: внешних – раздражители, сигналы; внутренних – дефицит чего-то в организме и социальных (просьба, требование, приказ).

 

1.3. Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы

 

Реализация стратегических задач и краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом определенных действий, часто называемых производственными функциями. В тоже время эффективность использования отдельного работника зависит не только и не сколько от его способности выполнять требуемые функции, сколько от «прилежания», с которым эти функции выполняются. Одного умения выполнять профессиональные обязанности не достаточно для достижения целей организации. Только сочетание сильной трудовой мотивации и профессионального мастерства обеспечивают достижение результата [30, с. 109].

Анализ литературных источников позволил выделить процессные и содержательные теории мотивации.

Процессные теории мотивации  объясняют выбор поведения способного привести к желательным результатам. Сюда относятся:

 А) теория ожидания;

Б) теория подкрепления;

В) теория справедливости.

Теория ожидания В. Врума  утверждает, что человек прикладывает усилия для осуществления тех  действий, которые:

* приведут к удовлетворению его потребности;

* имеют наивысшую, по его мнению, вероятность успеха [37, с. 105].

Что свидетельствует  о том, что прежде чем совершить что-либо, человек оценивает привлекательность каждого возможного результата для себя и уровень усилий, которые необходимо затратить для его достижения. Если результат не имеет ценности для человека – он не приложит особых усилий для его достижения, и, наоборот, при высокой значимости результата человек затратит большие усилия для его достижения [37, с. 106].

Теория справедливости Дж. Адамса утверждает, что в основе трудового поведения человека лежит стремление к справедливой оценке со стороны организации его усилий (по сравнению с оценкой усилий других сотрудников). Иными словами, люди озабочены, прежде всего, тем, как их соотносят с коллегами. Каждый человек сравнивает соотношение собственных усилий с результатами (оценкой со стороны организации) с тем же соотношением своих коллег и делает вывод о справедливости или несправедливости, корректируя или оставляя неизменным свое трудовое поведение на основании этого вывода [40, с. 70].

Объединив эти две  теории, мы получим некую систему, которая получила название модели Портера  Лаулера. Согласно этой теории, результаты деятельности зависят от приложенных  усилий и способности самого работника. Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и уверенностью в справедливости вознаграждения [51, с. 52].

Результат в данном случае зависит от 3 переменных:

1) затраченные усилия:

– ожидаемая ценность вознаграждения;

– ожидаемая справедливость вознаграждения;

2) способности и особенности человека;

3) осознание своей роли в процессе труда.

Но в целом, само ощущение ценности вознаграждения зависит от ощущения её справедливости.

Теория подкрепления (Л. Ричард и др.) утверждает, что изменение поведения человека может достигаться путём подкрепления его желательных проявлений и игнорированием нежелательных. Она основана на выделении желательных видов поведения и их подкреплении, и базируется на следующих положениях:

* любое поведение имеет последствия, которые могут быть положительными, отрицательными или нейтральными (нулевыми);

* поведение –  это функция его последствий:

«+» – увеличивают вероятность данного вида поведения;

«- » – уменьшают вероятность данного вида поведения;

«0» – ведут к медленному уменьшению вероятности данного вида поведения [52, с. 77].

Подкрепление определяется как любые действия, которые вызывают повторение или, напротив, подавление определенных образцов поведения. Выделяют четыре основных типа подкрепления: позитивное подкрепление, отказ от нравоучений, наказание и угасание. Каждый тип подкрепления является реакцией менеджмента на поведение работника, которое представляется желательным либо не должно повториться.

Содержательные теории мотивации показывают, что побуждает действовать человека и что стимулирует действовать. Сюда относятся: теория потребности Маслоу; двухфакторная теория Герцберга.

В отличие от процессных теорий мотивации, содержательные теории направлены не на объяснение выбора поведения, а на изучение того, что побуждает действовать человека и что стимулирует  его действовать [18, с. 73].

А. Маслоу выдвинул теорию, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Таким образом, смысл управления, по мнению Маслоу, заключается в том, что в одинаковых ситуациях разные люди ведут себя по-разному, в зависимости от сложившихся ценностных ориентиров [29, с. 43] .

В основе теории Герцберга лежит положение о том, что существует два типа факторов, влияющих на трудовое поведение работников – факторы, связанные с внешними условиями (контекстом труда), и факторы, связанные с содержанием труда [18, с. 73]. Группа факторов, которая непосредственно влияет на удовлетворение физиологических потребностей человека, называется – гигиеническими факторами. Вторая группа факторов непосредственно влияет на мотивацию работников и способствует повышению эффективности их труда. Эти факторы у Герцберга получили название мотивирующих [18, с. 74].

Управление людьми представляет собой компонент управления любой организации, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от любых других используемых организацией ресурсов, а, следовательно, требуют особых методов управления. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем.

1. Во-первых, люди наделены интеллектом, их реакция на внешнее воздействие (управление) – эмоционально-осмысленная, а не механическая, а значит, процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним.

2. Во-вторых, люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. В условиях современного научно-технического прогресса, когда технологии, а вместе с ними и профессиональные навыки устаревают в течении нескольких лет, способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный и долговременный источник повышения эффективности деятельности организации.

3. В-третьих, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30 – 50 лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременный характер.

4. В-четвертых, в отличие от материальных и природных ресурсов, люди приходят (в большинстве случаев) в организацию осознано, с определенными целями и ожидают от организации помощи (предоставления возможности) в реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным, акциям посредством пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование – сердцевина управления человеком. Эффективность управления во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование.

В зависимости от того, какие при этом преследуются цели, какие задачи оно решает, выделяют основные типы мотивирования. Так, посредством  внешних воздействий на человека привидятся в действие конкретные мотивы, побуждающие человека к определенным действиям, приводящим к необходимому результату [18, с. 76].

При этом важно точно знать то, какие мотивы способны побуждать  человека к желательным действиям, а также каким образом вызывать эти мотивы.

Разные типы мотивирования нельзя противопоставлять друг другу, поскольку обычно на практике стремятся сочетать достоинства этих типов мотивирования. Добросовестность при исполнении работы с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм для большинства работ выступает основным условием их успешной реализации. Работник может иметь высокую квалификацию, обширные знания, быть созидателем, много трудиться, но при этом относиться к своим обязанностям спустя рукава, что сводит на нет все положительное в его деятельности. Руководство организации поэтому должно стремиться таким образом строить систему мотивирования, чтобы она развивала у сотрудников нужные характеристики их поведения [18. с. 81].

При выборе той или иной системы  стимулов следует не только иметь  в виду «качество работы» (сложность труда) и ее соответствие работнику, но и помогать самим людям адекватно оценивать свои  профессиональные возможности в различные периоды жизни. Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис исследовали стадии деловой жизни [18. с. 82]. Деловая жизнь человека включает  пять этапов:

1) период начальной карьеры – вхождение в организацию, обретение своего места в ней (20-24 года);

2) этап, когда человек стремиться завоевать признание в организации (около 30 лет);

3) этап достижения высокого профессионализма, упрочения занимаемого в организации положения (35-40 лет);

4) этап переоценки своих достижений, возможных сомнений в правильности жизненного выбора (около 50 лет).

5) стадия мастерства, стремления к благополучию всей организации (после 50-ти выхода на пенсию) [5. с. 64].

Понятие мотивации как  совокупности сил, побуждающих человека осуществлять профессиональную деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей становится очевидным. Интересен вопрос соотношения «внутренней мотивации» и «внешней мотивации». Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи) [5, с. 66].

Таким образом, умения выполнять профессиональные обязанности не достаточно для достижения целей организации. Только сочетание сильной трудовой мотивации и профессионального мастерства обеспечивают достижение результата.

Информация о работе Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы