Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….......
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...
1.1. Личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы……………………………………………………………………………
1.2. Понятие мотивации в современной психологии………………………….
1.3. Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы…………………………………………………..
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕКОЙ СЛУЖБЫ………………………..
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования……………….
2.2. Результаты исследования личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

2) наглядно-образное;

3) отвлеченное (теоретическое) мышление [5, с. 64]. 

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение. Образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной,  управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.  Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется на основе логических рассуждений.

Практическое мышление осуществляется и достигает определенного результата путем общих мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) еще и  классификации, систематизации, структурирования. При всем этом практическое мышление имеет творческий  характер [28, с. 116].  

Анализ литературных источников позволил выделить качества творческого мышления.

1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям – это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим  кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле очень просто. 

2. Динамичность мышления – способность быстро, творчески ориентироваться в расследуемом деле, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и определение оснований, которыми  нужно руководствоваться в  последующем  развитии  версии. 

3. Оперативность мышления – включение умственных операций  (наблюдательности, воображения), которое в исследовании вещественных  доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы;  оперативность мышления относится и к поисковой деятельности эксперта-криминалиста, обеспечивая разумное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.

4. Широта мышления  – это продуктивность творческой  работы при решении многих проблем. 

5. Глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств,  связей и отношений между предметами и явлениями. Конкретным  выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении.

6. Обоснованность в  выдвижении версий  по расследуемому делу – в их решении, смелость, оригинальность и обоснованность отличны от дискурсивного мышления тем, что эти качества в процессе познания  предшествуют логике, особенно  на первых этапах расследования.

7. Логичность мышления  – это развитие последовательности мыслительного  процесса, строгость  и  «проницательность»  доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов.

8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления – стержень мыслительного процесса работника юридического труда, без  которого  он  не  может установить истину [17, с. 96].

Профессиональная деятельность эксперта криминалиста имеет два  основополагающих аспекта. Он должен:

– участвуя в осмотре места происшествия вместе со следователем, помочь ему отыскать и зафиксировать эти следы;

– проводя по поручению следователя или суда экспертные исследования представленных предметов, оружия и др., установить их отношения и взаимосвязь с подозреваемым, произвести их идентификацию.

В деятельности эксперта-криминалиста четко выделяются следующие стороны:

    • поисковая – на месте происшествия;
    • познавательная – как начальный этап экспертного исследования;
    • реконструктивная – анализ и синтез полученной информации, формулировка рабочей гипотезы, план исследования и разработка окончательных выводов;
    • удостоверительная – протокольная форма отражения деятельности на месте происшествия, акт криминалистического экспертного исследования [16, с. 144].

В соответствии с исполняемыми экспертом-криминалистом должностными обязанностями в психограмме эксперта-криминалиста часто выделяют несколько групп личностных качеств, определяющих успешность работы при раскрытии и расследовании преступлений. К ним относят:

• мотивационно-ценностные особенности (развитое правосознание, честность, мужество, принципиальность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, развитая мотивация достижения, выраженная мотивация самоактуализации и др.);

• познавательные качества (высокий уровень интеллекта, гибкость мыслительных процессов: творческое мышление, наблюдательность, умение прогнозировать, развитая интуиция, хорошая память, развитое произвольное внимание и др.);

• коммуникативные качества (умение устанавливать психологический  контакт, владение коммуникативной техникой поведения, наличие организаторских качеств и др.);

• иные личностные особенности (устойчивая и адекватная самооценка, самостоятельность и независимость, ответственность, самоуважение и др.) [16, с. 301].

Соответственно результаты деятельности работников экспертно-криминалистических служб зависят от их личностных характеристик:

1) профессиональные знания  эксперта, в содержание которых,  по нашему мнению, входят его  мировоззренческие принципы и  установки, научные познания, знание  им коллективной экспертной практики в данной области, необходимые навыки в применении нужных методов исследования, знание критериев и путей проверки полученных результатов, наконец, личный экспертный опыт. Несомненно, на уровне профессиональных знаний положительно сказывается участие эксперта в научных исследованиях по своей специальности, систематическое знакомство с новой литературой, осведомленность о ведущихся разработках в смежных областях;

2) профессиональные качества  эксперта: наблюдательность, внимание, глубина, гибкость, логичность и критичность ума, самостоятельность мышления, способность преодолеть предубеждение или предвзятость и т. п.

3) субъективный фактор  – внутреннее убеждение эксперта. Его содержание составляет уверенность  эксперта в правильности и  единственной возможности сделанных им выводов. Это – своеобразное эмоционально-интеллектуальное состояние эксперта как познающего субъекта, наступающее в итоге всей его деятельности по решению конкретной экспертной задачи [26, с. 401].

Таким образом, личность сотрудника экспертно-психологической службы – это субъект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели.

В соответствии с исполняемыми экспертом-криминалистом должностными обязанностями в психограмме  эксперта-криминалиста часто выделяют несколько групп личностных качеств, определяющих успешность работы при  раскрытии и расследовании преступлений. К ним относят:

• мотивационно-ценностные особенности;

• познавательные качества;

• коммуникативные качества;

• иные личностные особенности (устойчивая и адекватная самооценка, самостоятельность и независимость, ответственность, самоуважение и др.).

Изучение и анализ личностных психологических особенностей эксперта – криминалиста может помочь в коррекции негативных личностных особенностей, однако более широкие  перспективы у направления профессионального  отбора.

 

1.2. Понятие мотивации в современной психологии

 

Анализ литературы по рассматриваемой нами проблеме показал, что проблема мотивации и мотивов  поведения и деятельности справедливо  относится большинством авторов  к одной из ведущих как в  отечественной, так и в зарубежной психологии. Вместе с этим, как отмечал Х. Хеккаузен, «едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации» [49, с. 45].

Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [19, с. 39].

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает  множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а так же функций  мотивов.

В психологической литературе прослеживаются два подхода к пониманию мотива. В первом подходе мотив рассматривается как теоретическое построение, которое требует обоснования. По мнению X. Хекхаузена, отсутствие логически связанных фактов заставляет усомниться в существовании мотива как такового вообще [49, с. 61].

Второй подход признает существование данного психологического явления и рассматривает мотив  как побудительную силу к поступку, действию. Однако, употребляется это  понятие в различных значениях: как представления, идеи, чувства, переживания, потребности, влечения, побуждения, склонности, желания, привычки, понятие о долге, морально-политические установки и помыслы, интересы, убеждения, стремления, психические процессы, состояния, свойства личности, предметы внешнего мира и даже условия существования [44, с. 51].

В западной психологии популярным является направление, где выделяются диспозиционные, личностные, устойчивые и переменные факторы мотивации, и утверждается, что устойчивые характеристики личности (склонности, предпочтения, установки, ценности, мировоззрение и пр.) обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Таким образом, мотив понимается здесь как свойство личности, черта характера [44, с. 62].

И все же, несмотря на имеющуюся разноголосицу, можно выделить несколько точек зрения на понимание мотива как реального психологического феномена.

Достаточно популярной в настоящее  время является концепция «самоактуализирующейся личности» А. Маслоу. Он утверждает, что основой мотивов являются потребности, которые в процессе развития индивида образуют определенную иерархическую структуру:

- физиологические потребности  (голод, жажда, секс и др.);

- потребность в безопасности (safeti) - нужда в порядке и устойчивости;

- аффилиативные потребности (affiliation) - потребность в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении;

- потребность в любви, уважении, престиже (esteem);

- потребность в самоактуализации (set factualization) [29. с. 61].

Потребности каждого  последующего уровня не могут быть удовлетворены, пока не удовлетворены потребности предыдущего уровня. Потребность в самоактуализации может быть реализована только после того, как будут удовлетворены все другие потребности. Таким образом, по Маслоу, переход от одного уровня мотивации к другому определяется законами спонтанного развития индивида [29, с. 62].

Ряд других западных авторов  также считает потребности основой  мотивов, но дает им иную классификацию. Так, К. Альдерфер, наряду с А. Маслоу, исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако он выделяет только три группы потребностей:

      • потребности существования (физиологические, потребности в безопасности);
      • потребности связи (общение, уважение, групповая принадлежность);
      • потребности роста (потребности в самореализации, самовыражении) [18, с. 73].

Д. МакКлелланд изучал влияние на поведение человека потребности  достижения, потребности соучастия (аффилиации) и потребности власти. Потребность достижения проявляется  в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели [30. с. 49].

При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь. Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Основной направленностью потребности властвовать является стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей. Все эти потребности являются приобретенными, развиваются на основе обучения и жизненного опыта.

Кроме изложенного выше подхода к типологизации потребностей, был осуществлен и подход к  классификации по основным действиям  человека. В нем типовому действию человека ставился в соответствие определенный мотив и потребность. В соответствии с этим, Г.А. Мюррей выделил 20 психогенных потребностей: потребности в достижениях, аффиляции, агрессии, независимости и т.д. [20, с. 23].

Информация о работе Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы