Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 16:14, курсовая работа
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….......
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...
1.1. Личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы……………………………………………………………………………
1.2. Понятие мотивации в современной психологии………………………….
1.3. Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы…………………………………………………..
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕКОЙ СЛУЖБЫ………………………..
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования……………….
2.2. Результаты исследования личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….......
Понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять профессиональную деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей становится очевидным.
Так в семинаре-совещании
состоявшемся в мае 2008 года по теме
«Актуальные вопросы
Анализ исследований профессиональной мотивации сотрудников экспертно-криминалистической службы за последние три года проводимый руководителем службы психодиагностики при ЦВВК МВД Л. Колтюненок показал, что 24 % сотрудников и кандидатов на службу в экспертно-криминалистический отдел в качестве основного мотива указывают на привлекательность социальных аспектов службы (возможность трудоустройства, материальная стабильность, гарантии, ранний выход на пенсию). Для 19 % милиционеров наиболее актуальными являются личностные аспекты: их привлекает статус сотрудника в глазах людей, в том числе властные полномочия. Среди остальных – милиционеры, ориентирующиеся на семейные традиции, романтику, внешнюю атрибутику.
Однако среди претендентов
на службу, а также молодых сотрудников ОВ
Таким образом, в заключении теоретической части дипломной работы можно сделать следующие выводы:
1) личность сотрудника
экспертно-психологической
В соответствии с исполняемыми
экспертом-криминалистом
2) существующие на данный момент описания мотивационной феноменологии отличаются большим разнообразием, многоаспектностью, понятийной пестротой, отчего в психологии не удается прийти к достаточно непротиворечивым и целостным представлениям о структуре и функциях мотивации и мотивационной сферы.
В теориях мотивации центральным является понятие «мотив». Мотив понимается как как сложное психологическое интегральное образование, включающее в себя и потребность, и идеальную цель, и побуждение, и намерение, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием, а мотивацию как сознательное формирование мотива в качестве первой ступени преднамеренного (волевого) акта.
Структуру мотива составляют три блока: потребностный, «внутренний фильтр» и целевой.
Стадии формирования мотива и их содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинается формирование мотива: внешних – раздражители, сигналы; внутренних – дефицит чего-то в организме и социальных (просьба, требование, приказ);
3) умения выполнять профессиональные обязанности не достаточно для достижения целей организации. Только сочетание сильной трудовой мотивации и профессионального мастерства обеспечивают достижение результата.
Понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять профессиональную деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей становится очевидным.
Анализ литературных источников позволил выделить процессные и содержательные теории мотивации, объясняющие различные компоненты мотивации профессиональной деятельности.
При выборе той или иной системы стимулов следует не только иметь в виду «качество работы» (сложность труда) и ее соответствие работнику, но и помогать самим людям адекватно оценивать свои профессиональные возможности в различные периоды жизни.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕКОЙ СЛУЖБЫ
2.1. Методическое
обеспечение и организация
В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование с цель определения взаимосвязи личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.
Основными принципами нашего исследования являются: принцип системности, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности.
Принцип системности рассматривает возникновение и развитие профессиональной мотивации как систему. Системность изучения заключается не только в оценке особенностей профессиональной мотивации, но и в исследовании различного рода зависимостей от личностных особенностей сотрудников экспертно-криминалистической службы.
Принцип детерминизма. Использование данного принципа в нашей работе позволило выявить основные факторы влияющие на уровень мотивации к профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.
Принцип единства сознания и деятельности заключается в утверждении взаимосвязи и взаимообусловленности сознания и деятельности. Использование в нашей работе данного принципа позволило установить взаимосвязь между личностными особенностями и мотивацией профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.
Для реализации поставленной
целей наше исследование
Первый этап – подготовительный. На данном этапе был определен объект исследования, разработан рабочий план, отобраны методики.
Второй этап – сбора данных. В ходе него составлен график проведения исследования, проведен инструктаж лиц вошедших в выборку и проведено само исследование.
Третий этап – обработка, анализ и интерпретация полученных данных.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами были обследованы 36 сотрудников экспертно-криминалистической службы г. Гродно и Гродненской области в возрасте от 23 до 40 лет (2009 год). Эмпирическое исследование проводилось с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права испытуемого отказаться от участия в обследовании; информирование испытуемого об использовании получаемой информации.
Исходя из цели нашего исследования, при изучении взаимосвязи личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы были использованы следующие психодиагностические методы:
1. Индивидуально-психологические
Опросник Кеттела является
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В настоящем описании методики Р. Кеттелла речь идет о форме С, точнее о ее адаптированном варианте. Адаптация этой формы проводилась с 1972 года в исследовательской группе Э. С. Чугуновой на кафедре социальной психологии ЛГУ под руководством И. М. Палея сотрудниками А. Н. Капустиной, Л. В. Мургулец и Н. Г. Чумаковой. Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа.
В форме С
на каждый фактор отведено по шесть
вопросов с интервалом в 17 пунктов.
Кроме того, в форме С вопросы
сформулированы таким образом, чтобы
придать методике вид промежуточной
между самооценочной и
Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов.
Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.
Перед началом опроса
Обработка результатов исследования осуществлялась вручную, путём накладывания ключей на бланки ответов испытуемых и записывалась сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности.
Опыт работы с формой С методики Кеттелла показал, что данная форма не требует перевода сырых оценок в стены. По большинству факторов формы С высший балл равен 12, по фактору MD он составляет 14 баллов, по фактору В - 8. Факторы имеют биполярное значение и их интерпретация в ту или иную сторону начинается ровно с середины, с оценки 6, в стандартизованных шкалах – 5,5. Следовательно, на практике сырые оценки попадают в 10-балльную шкалу. Главным же образом следует отметить то, что при сравнении выборок, оценки которых выражены в стенах, происходит нивелировка результатов, уменьшается разброс данных и это затрудняет их интерпретацию. Следовательно, перевод в стандартные баллы может мешать более точному дифференцированному анализу.
Результаты применения
данной методики позволяют
2. Факторный опросник профессиональной деятельности Е.А. Климова (Приложение 2).
Методика представляет собой опросник. Каждый вопрос испытуемый оценивает по 11-балльной шкале. Вопросы теста дают представление о преобладании того или иного фактора мотивации профессиональной деятельности:
1 – потребность в высокой зарплате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок;
2 – потребность в
хороших условиях работы и
комфортной окружающей
3 – потребность в
чётком структурировании
4 – потребность в
социальных контактах: общение
с широким кругом людей,