Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 16:14, курсовая работа
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….......
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...
1.1. Личностные особенности сотрудников экспертно-криминалистической службы……………………………………………………………………………
1.2. Понятие мотивации в современной психологии………………………….
1.3. Особенности профессиональной мотивации у сотрудников экспертно-криминалистической службы…………………………………………………..
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕКОЙ СЛУЖБЫ………………………..
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования……………….
2.2. Результаты исследования личностных особенностей и мотивации профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….......
2. У сотрудников экспертно-криминалистической службы наиболее выраженными чертами личности являются: «эмоциональная уравновешенность» (эмоциональная устойчивость, выдержанность, работоспособность), «высокая нормативность поведения» (степенность в поведении, требовательность к себе, ответственность, руководство чувством долга), «смелость» (устойчивость к стрессовым ситуациям, решительность, невосприимчивость), «проницательность» (расчетливость, утонченность, принципиальность, корректность, вежливость), «консерватизм» (устойчивость по отношению к традиционным трудностям).
3. Мотив понимается как сложное психологическое интегральное образование, включающее в себя и потребность, и идеальную цель, и побуждение, и намерение, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием, а мотивацию как сознательное формирование мотива в качестве первой ступени преднамеренного (волевого) акта. Структуру мотива составляют три блока: потребностный, «внутренний фильтр» и целевой. Стадии формирования мотива и их содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинается формирование мотива: внешних и внутренних.
«Потребность в высокой зарплате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок» и « потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке» обладают в сознании респондентов наибольшей субъективной значимостью. Актуальность данных мотивов, по нашему мнению, связана с низкой оплатой труда, недостаточно благоприятными условиями труда. Наименее значимым для сотрудников экспертно-криминалистической службы является мотив «потребность в завоевании и признании со стороны других людей, общественное мнение».
У сотрудников экспертно-криминалистической службы доминирующей является потребность «достижения успеха в целом». У данных респондентов успех расценивается как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность.
4. Значимые корреляционные зависимости были выявлены между личностными чертами и мотивацией профессиональной деятельности у сотрудников экспертно-криминалистической службы.
Мотив «потребность в социальных контактах» коррелирует с такими личностными чертами как: «общительность», «доверчивость», «конформизм».
«Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег на работе, значительная степень близости в отношениях, доверительность» имеет прямую зависимость с такими личностными чертами как: «общительность» и «конформизм».
Чем чаще у сотрудников экспертно-криминалистической службы встречается мотив «потребность ставить для себя сложные цели и достигать их», тем чаще у них присутствует такая личностная черта как «смелость» и меньше выражена такая личностная черта как «консерватизм».
«Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими» связана с такими личностными чертами как: «доминантность» и «консерватизм».
Мотив «потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины» взаимосвязан с такими личностными чертами как: «высокий интеллект», «тревожность» и «радикализм».
Мотив «потребность быть креативным, анализирующим, думающим работникам, открытым для новых людей» связан с такими личностными чертами как «высокий интеллект», «практичность» и «радикализм».
Мотив «потребность в самосовершенствований, росте и развитии как личности», чаще выражена у экспертов-криминалистов у которых доминируют такие личностные черты как «высокий интеллект», «доминантность», «тревожность» и менее выражена такая личностная черта как «консерватизм».
Мотив «потребность в завоевании и признании со стороны других людей, общественное мнение» коррелирует с такими личностными чертами как: «общительность», «подчиненность» и «наивность».
Потребность «достижение успеха в целом» связана с такими чертами личности как «высокий интеллект», «смелость», «контроль желаний».
«Стремление к власти» связано с такими личностными чертами как «нонконформизм», «высокий интеллект», «смелость», «проницательность».
Также была выявлена прямая корреляционная зависимость между «тенденцией к аффилиации» и такими личностными чертами как «замкнутость» и «доминантность».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. – М.: МПСИ, 1999. – 534 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: МПСИ, 1980. – 360 с.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование: кн. 2; / А. Анастази; под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 336 с.
4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев – М.: ГАУ, 1976. – 178 с.
5. Базылева, М.Н. Мотивация труда: сущность, теории, модели / М.Н. Базылева. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 176 с.
6. Бакурадзе, А.Б. Мотивация труда педагогов / А.Б. Бакурадзе. – М.: Сентябрь, 2005. – 231 с.
7. Белоус, В.В. Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности / В.В. Белоусов, Т.В. Копань // Вопросы психологии. – 1995. – № 6. – С. 96.
8. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – М.: Прсвет, 1991. – 644 с.
9. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эмиров. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144 с.
10. Вилюнас, В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации / В.К. Вилюнас // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1997. – № 1. – С. 3.
11. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
12. Волковицкий, Г.А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования / Г.А. Волковицкий. – М.: Гардарика, 1994. – 73 с.
13. Грецов, А.Г. Выбираем профессию / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2008. – 341 с.
14. Гущина, И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / И. Гущина // Человек и труд. – 2000. – № 1. – С. 169–174.
15. Герасимович, А.И. Математическая статистика: учебное пособие / А.И. Герасимович. – Мн.: Выш. школа, 1983. – 279 с.
16. Жалинский, А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: учеб. пособие / А.Э. Жалинский. – М.: Изд-во БЕК, 1997. – 415 с.
17. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2003. – 476 с.
18. Измайлова, М. Мотивация трудовой деятельности: современные теории / М. Измайлов // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 7. – С. 73–83.
19. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 508 с.
20. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. – 1995. – № 2. – С. 23–27.
21. Каверин, С.Б. Мотивация труда / С.Б. Каверин. – М.: Пресс, 1998. – 251 с.
22. Кардашов, В. Мотивация персонала: теория и практика / В. Кардашов // Человек и труд. – 2002. – № 10. – С. 80–84.
23. Кивайко, В.Н. Юридическая психология / В.Н. Кивайко. – Мн.: ТетраСистемс, 2008. – 176 с.
24. Кетько, С.М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография / С.М. Кетько, С.А. Пакулина, А.В. Поминов. – М.: Пресс, 2005. – 231 с.
25. Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и склонности к риску / Т.В. Корнилова. – М.: Смысл, 1997. – 301 с.
26. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Мн: «Современное слово», 2006. – 506 с.
27. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583 с.
28. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Наука, 1996. – 337 с.
29. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
30. Москвичев, С.Г. Мотивация, деятельность и управление / С.Г. Москвичев. – Киев: Алтек, 2003. – 490 с.
31. Морозова, А.П. Проблемы
мотивации работников к
32. Нирмайер, Р. Мотивация / Р. Нирмайер, М. Зайфферт. – М.: Омега-Л, 2008. – 365 с.
33. Новицкий, О.Г. Личностный
смысл профессии как мотив
учебной деятельности
34. Новокрещенов, А.В. Кадровый состав местных органов власти: отбор кандидатов и их мотивация поступления на муниципальную службу / А.В. Новокрещенов // СОЦИС. Социологические исследования. – 2008. – № 10. – С. 62–67.
35. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. – М.: Смысл, 2004. – 607 с.
36. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: АСТ, 2004. – 403 с.
37. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2008. – 304 с.
38. Пряжников, Н.С.
39. Психологическое обеспечение
профессиональной деятельности / Г.С.
Никифоров, М.А. Дмитриева, Л.
40. Ревенков, А. Мотивация трудовой деятельности / А. Ревенков // Экономист. – 2005. – № 7. – С. 68–74.
41. Семенов, С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия / С.П. Семенов. – СПб.: Питер, 2001. – 216 с.
42. Соколов, Н.Я. Мотивы профессионального поведения и деятельности юристов / Н.Я. Соколов // Государство и право. – 2008. - № 11. – С. 14-22.
44. Соломанидина, Т.О. Мотивация
трудовой деятельности
44. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл / Б.А. Сосновский. – М: Амалфея, 1993. – 184 с.
45. Судаков, К.В. Биологические мотивации / К.Б. Судаков. – М.: Медицина, 1971. – 304 с.
46. Тесты по профориентации / сост. А.А. Аркадьев. – Мн.: Соврем. шк., 2008. – 272 с.
47. Ткачев, Р.В. Мотивация
и денежное стимулирование
48. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения. Биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Френкин. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с.
49. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.
50. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.
51. Цветкова, Г. Кризис трудовой мотивации и его последствия / Г. Цветкова // Экономист. – 2000. – № 4. – С. 51–56.
52. Черемошкина, Л. Мотивация труда: факторы влияния / Л. Черемошкина // Человек и труд. – 2004. – № 8. – С. 75–79.
53. Чирков, В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция / В.И. Чирков // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 102.
54. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В.И. Чирков // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С.116–130.
55. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов / Г.Г. Шиханцов; отв. ред. д-р юр. наук проф. В.А. Томсинов. – Мн.: Харвест, 1998. – 640 с.
56. Эммонс, Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности / Р. Эммонс. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.
57. Эффективная мотивация персонала / Авт. – сост. В. Надеждина. – Мн.: Харвест, 2007. – 256 с.
58. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – М.: МОДЭК, 1998. – 304 с.
ГЛОССАРИЙ
№ п/п |
Понятие (термин) |
Содержание понятия (термина) |
1 |
Личность сотрудника экспертно-криминалистической службы |
личность человека, обладающего
определенными качествами или свойствами,
которые так или иначе |
2 |
Мышление |
процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества |
3 |
Динамичность мышления |
способность быстро, творчески ориентироваться в расследуемом деле, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и определение оснований, которыми нужно руководствоваться в последующем развитии версии |
4 |
Оперативность мышления |
включение умственных операций (наблюдательности, воображения), которое в исследовании вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы |
5 |
Широта мышления |
продуктивность творческой работы при решении многих проблем |
6 |
Мотив |
материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. От латинского moveo - двигаю |
7 |
Внешняя мотивация |
мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами |
8 |
Внутренняя мотивация |
мотивация, связанная
не с внешними обстоятельствами, а
с самим содержанием |
9 |
Положительная мотивация |
мотивация, основанная на положительных стимулах |
10 |
Отрицательная мотивация |
мотивация, основанная на отрицательных стимулах |
№ п/п |
Понятие (термин) |
Содержание понятия (термина) |
11 |
Мотив идентификации |
стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.) |
12 |
Мотив власти |
стремление индивида влиять на людей |
13 |
Мотив саморазвития |
стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию |
14 |
Мотив достижения |
стремление достичь
высоких результатов и |
15 |
Просоциальные мотивы |
мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом |
16 |
Мотив аффилиации |
стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними |
17 |
Негативная мотивация |
побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности |