Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогическую сущность развития нравственных чувств младших школьников.
2. Проанализировать практический опыт развития нравственных чувств младших школьников.
3. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста 7
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников 10
1.3 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация и проведения исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3 Рекомендации по формированию нравственных качеств 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Не всегда знание моральных норм и правил поведения  соответствует реальным действиям  ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит не совпадение этических норм и личных желаний ребенка.

  1. Будь не равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремиться жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой  дети постигают сущность добра и  зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости» [28].

На сегодняшний  день процесс обучения в начальной  школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т. е. упор, делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формирование содержательных элементов, в какой-то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные  в учебной деятельности возможности  для умственного и нравственного развития учащихся. [16].

Проблема нравственного  развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя  факторами, которые определяет Т.В.Морозова.

Во-первых, придя  в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально –  нравственных норм, существующих в  обществе, к его научному и целенаправленному  изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т. д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т.п.

Во-вторых, в  ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителями.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения  в современной школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

С этой точки  зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного  развития учащихся в процессе школьного  обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи  одного и другого. С этих позиций  учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка

[22].

Обучение развивает  школьников, прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по – разному  усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы  усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, персептивных и т.п.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений  и их применение к новым конкретным ситуациям.

Обучение воздействует на развитие младших школьников и  всей своей организацией. Оно является формой их коллективной жизни, общение  с учителями и друг с другом. В классном коллективе складывается определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив они включаются в разные виды внеклассной и внешкольной деятельности.

Ставя перед  школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные возможности.

Обучение тем  успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделение существенных признаков объектов, овладение морали оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознание общего в своих действиях при решении различных видов задач и т.п.

Поступление ребенка  в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личного роста человека. На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение, т.к. именно в них складывается  деловые качества учащихся, которые проявляются в подростковом возрасте.

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная  деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируется основные новообразования, психическое развитие ребенка идет интенсивно.

В младшем школьном возрасте, констатирует М. Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний [1].  Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становиться только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоение приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Включаясь в  учебную деятельность, младшие школьники  учатся действовать целенаправленно  и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают  осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание  им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности. (11)

Э. П. Козлов считает, что развитию этих качеств способствует мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия.

Таким образом, учащиеся становятся активным участником процесса обучения, т.е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т.е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определяться и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

В первую очередь, это мотивация действия, которая, развиваясь в начальной школе, к  пятому классу становится личностной чертой. Младший школьники безгранично  доверяют взрослым людям, учителям, подчиняются и подражают им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий младшего школьника является безоговорочной. Ребенок начинает сам себя оценивать. В младшем школьном возрасте закрепляется самооценка. Самооценка может быть адъективной, завышенной, заниженной.  

Младший школьник существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Ребенок  полон экспрессии – его чувства  быстро и ярко вспыхивают. Он, конечно, уже умеет быть сдержанным и может  скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие  взрослые любят ребенка, хорошо относятся  к нему, он испытывает эмоциональное  благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

[23].             

Мотивы поведения  развиваются в школьном детстве  по двум направлениям:

  1. изменяется их содержание, появляются новые методы в связи с расширением круга деятельности и общения ребенка;
  2. мотивы объединяются, формируется их иерархия, а в связи с этим и новые их качества: большая осознанность и произвольность. Если ребенок в раннем и младшем дошкольном возрасте целиком был во власти сиюминутных желаний, не мог делать отчет о причинах своего поведения, то у старшего дошкольника появляется определенная линия поведения. Ведущими становятся общественные моральные мотивы. Ребенок может отказаться от интересного занятия, то игры, чтобы выполнить требование взрослого и заняться не привлекательным для него делом. Важным новообразованием личности является соподчинение мотивов, когда одни становятся первостепенными, а другие подчиненными.

Появление новых  видов деятельности у младшего школьника  влечет за собой формирование новых  методов: игровых, трудовых, учебных, к  процессу рисования и конструирования, изменяются мотивы общения ребенка со взрослыми – это интерес к миру взрослых, желание действовать как взрослый, получать его одобрение и сочувствие, оценку и поддержку. По отношению к сверстникам развивается мотивы самоутверждения и самолюбия. Особое место занимают мотивы нравственные, связанные с отношением к другим людям, усвоение норм поведения, понимание своих поступков и поступков других людей. Развиваются не только положительные мотивы, но и отрицательные связанные с упрямством, капризами, ложью.

В младшем школьном возрасте большое значение имеют  широкие социальные мотивы – долга, ответственности и др. Такая социальная установка важна для успешного  начала учения. Однако многие из этих методов  могут быть реализованы только в  будущем, что снижает их побудительную силу. Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком или средненизком уровне. Большое место мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия,  престижа. Среди этих мотивов первое место занимает мотив «хочу получить хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избежание неприятностей) не занимает ведущего места мотивации младшего школьника. [26]. 

 Формирование  нравственной самостоятельности   осуществляется на всех ступенях обучения.

Воспитательный  процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются  ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов  ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного  воспитания  появляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. [29].

Чтение и  разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогает детям  понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л. И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которой ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающиеся действий учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему  делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течении урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой. [21].

Общение детей  возможно на всех уроках. Дети придумывают  примеры, задачи, упражнения, и задания  на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он хочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности. Сидящие за одной партой  взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

Урок, на котором  дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному развитию.

Информация о работе Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста