Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогическую сущность развития нравственных чувств младших школьников.
2. Проанализировать практический опыт развития нравственных чувств младших школьников.
3. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста 7
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников 10
1.3 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация и проведения исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3 Рекомендации по формированию нравственных качеств 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
14. С тобой
разговаривают оскорбительным
15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
16. Что ты
чувствуешь, когда на твоих глазах
хвалят кого-то из твоих
17. Тебе подарили
красивую необычной формы
18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
Приложение 3
Игровое занятие, направленное на решение проблемных ситуаций
Строитель
В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой – контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером – следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2–3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».
Одень куклу
В игре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек – платья, для мальчиков – костюмы). По цвету отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом – три ботинка, но ни одного носка и т. д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.
Информация о работе Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста