Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогическую сущность развития нравственных чувств младших школьников.
2. Проанализировать практический опыт развития нравственных чувств младших школьников.
3. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста 7
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников 10
1.3 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация и проведения исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3 Рекомендации по формированию нравственных качеств 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
5 |
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
7 |
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста |
7 |
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников |
10 |
1.3 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности |
20 |
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
26 |
2.1 Организация и проведения исследования |
26 |
2.2
Анализ и интерпретация
|
28 31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
39 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
41 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
43 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Особую остроту и актуальность эта проблема приобретает сегодня, когда современная ситуация в мире и в нашей стране многими учеными характеризуется как кризис нравственности.
Представляется, что проблема становления нравственных основ личности особенно актуальна в младшем школьном возрасте, поскольку именно от начальной ступени зависит успешность дальнейшего обучения и воспитания.
Перед общеобразовательной
школой ставится задача
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. [7].
Цель исследования: изучить особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: нравственное развитие детей младшего школьного возраста имеет свои особенности.
Задачи исследования:
3. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н.М. Трофимовой, Я.И. Колдунова, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- ранжирование;
- анкетирование;
-тестирование;
-диагностическое исследование;
-математическая обработках данных исследования.
Элементы научной новизны и теоретической значимости заключаются в обобщении и систематизации работ по теме исследования, описание основных терминов и теорий отечественных и зарубежных авторов.
Структура курсовой работы.
Структура курсовой работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. [5].
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
В этом возрасте происходит появление важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их по ведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово - ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.
Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам.
«Негативное содержание
этого возраста проявляется в
первую очередь в нарушении
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, что бы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.
Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.
Дети стремятся
к совершенствованию навыков
тех видов деятельности, которые
приняты и ценятся в
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества [6].
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладение разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.
Ученые в
области педагогике выяснили, что
в различные возрастные периоды
существуют не одинаковые возможности
для нравственного восприятия. Ребенок,
подросток, юноша, по – разному относится
к различным средствам
Работая над проблемой нравственного развития младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
- К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
- Бессмысленно
говорить о втором уровне
- на третьем уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правила хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте.
Информация о работе Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста