Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогическую сущность развития нравственных чувств младших школьников.
2. Проанализировать практический опыт развития нравственных чувств младших школьников.
3. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста 7
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников 10
1.3 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация и проведения исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3 Рекомендации по формированию нравственных качеств 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Итак, в младшем  школьном возрасте большое значение име5ют широкие социальные мотивы – долга, ответственности и т.д. При такой социальной установке особенно значима учебная деятельность, т.к. в данном школьном возрасте она начинает формироваться, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения, поскольку учебная деятельность является  ведущей, в процессе, который формирует основные новообразования, и психическое развитие ребенка идет интенсивно.

Только глубокое осмысление научных основ содержания нравственного развития вообще и  творческий подход к определению тех конкретных моральных свойств и качеств, которые необходимо формировать у учащихся младшего школьного возрастают учителю правильную ориентировку, как в планирование воспитательной работы, так и в организации эффективного психолого-педагогического воздействия на своих воспитанников.

Организуя нравственное просвещение младших школьников, учитель проводит работу по изучению реальных знаний детей, выявляет возможные  проблемы и ошибки в сложившихся  представлениях.

 

 

1.3 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/–  мораль. «Нравы» – это те эталоны  и нормы, которыми руководствуются  люди в своем поведении, в своих  повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений [17].

Абстрактный слой морали отражается в понятии "нравственной ценности". Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека.

В педагогической классификации общечеловеческие ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного  процесса, как системообразующие линии воспитательной работы в образовательных учреждениях. Для обозначения предметов и их свойств, как объектов потребностей ребенка, традиционно употребляется понятие "благо". В этом понятии отражается нечто полезное, а в понятии "ценность" - смысл того, что эти качества в благах люди ценят и реализуют в практической деятельности. В связи с этим ценности можно подразделить на предметные (природные) и социально-культурные явления,актуальные и потенциальные предметы человеческой деятельности, субъективные критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок и закрепляются в общественном сознании как идеи, идеалы, принципы, цели деятельности и служат её ориентациями [22].

Ценности приобретают  личностный смысл для индивида, коллектива, социальной группы, как идеал человеческой деятельности, как свойство объекта, удовлетворяющего потребность и т.д. Именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение ребенком осознаваемых смыслов, позволяет ему изменять свой облик, продвигаться в личностном саморазвитии и самосовершенствовании.

Ценности формируются  в процессе переживания и осознания  младшим школьником значимости некоторых  внешних факторов, предметов или  явлений, с которыми он вступает во взаимодействие.

Становление системы  ценностей — это последовательный и длительный процесс, при котором  ценности подвергаются метаморфозам, проходят определённые состояния: из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные, что в свою очередь предъявляет особые требования не только к содержанию, технологиям, методикам, но и к логике образовательного процесса.

Нравственность  состоит в осознании выполняемых  личностью тех или иных моральных  норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый данный момент своей жизни и деятельности. Нравственность есть усвоенная и принятая личностью мораль.

Нравственность  определяется сферой поступков по отношению  к другим людям, отражая практически - деятельностную позицию человека. При этом нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя моральный облик человека [17].

Нравственность  младшего школьника - это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться.

Нравственный  человек, тот, для которого нормы, правила  и требования морали выступают как  его собственные взгляды и  убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих им привычек составляет цель нравственного воспитания.

Выделение нравственности как образующего личность начала правомерно, поскольку человек всегда оценивается с точки зрения морали, ценностей, норм и эталонов, принятых в социуме. Так, И.С. Якиманская видит важнейшей целью воспитания ориентацию школьника, прежде всего, «на ценности, чем на конечные цели (главным становится вопрос «каким быть», а не «кем быть»)» [36].

Успешность  воспитательного процесса зависит от многих психолого-педагогических факторов, но в первую очередь от мотивации воспитанников.

Нравственные  ценности – высшие ценности человека, главными категориями их определяющими  являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий(служение), принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые.

Общей категорией для обозначения нравственных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенную совокупность действий, принципов и норм нравственного.

Нравственные ценности являются генетически производными от ценностей  общества и выступают как внутренние носители социальной регуляции, устойчивые мотивационные образования, которые проявляются, с одной стороны, в стремлении человека к отношениям и поступкам, соответствующим моральным нормам, с другой стороны, в осознании себя свободной, совестливой и ответственной личностью.

Следует подчеркнуть, что  обогащение мира нравственных ценностей  является нравственное совершенствование личности [29].

Вместе с тем моральные  требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений  о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Воспитание – процесс  целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое  и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей  целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание»  всеобъемлюще. Оно пронизывает все  стороны жизнедеятельности человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое  воздействие на сознание, чувства  и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как  целостный педагогический процесс.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное  воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости  от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Нравственное  воспитание личности – сложный и  многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления [ 25].

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование  нравственного сознания;

2. воспитание  и развитие нравственных чувств;

3. выработка  умений и привычек нравственного  поведения.

Итак, нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных ценностей, соответствующих требованиям общественной морали.

Важнейшим средством  нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Проблема нравственного  воспитания была актуальной всегда. Для  разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни  на первый план выступают разные ценности и цели.

В настоящее  время воспитание анализируется  с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Воспитание предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определенное его к ним отношение.

Ценностные  ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Организация и проведения исследования

Базой нашего диагностического исследования является МОУ СОШ № 15 с. Ивановское. Ребята вторых классов были поделены на группы по 10 человек в каждой: группа «А» и группа «Б».

 Цель исследования – выявить направленность интересов и нравственную воспитанность младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.
  2. Выработать рекомендации по формированию нравственных качеств.

Методы исследования:

  1. изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. ранжирование;
  3. тестирование;

На основании  анализа психолого-педагогической литературы я сделала следующие выводы.

Основополагающей  базовой категорией нравственного  воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему,моральное сознание, знание норм поведения,привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным,неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей,управлять их поведением.

В младшем школьном возрасте развитие нравственных чувств младших школьников занимает одно из ведущих мест. Как показал анализ практического опыта, учителями на практике используются разнообразные формы(индивидуальные, групповые, фронтальные) и методы(рассказ, этическая беседа, игра) нравственного воспитания младших школьников.

Для начальной  диагностики мы использовали метод ранжирования, который заключался в распределении своих собственных желаний по степени важности, значимости для себя с позиций своего смысла, своего сознания.

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. В самом начале нами был проведен инструктаж, где учащимся были объяснены цель исследования, важность его результатов для класса, порядок выполнения задания. Каждому ученику мы раздали по цветку с семью лепестками. Затем нами было предложено записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо было поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформировал семь желаний. Детям давалось пять-семь минут на выполнение этого задания, затем цветочки собирались, и была произведена их обработка. Нами было выделено три критерия направленности желания учеников: для всех людей, для родных и друзей, для себя. Обработка полученных результатов метода ранжирования заключалась в подсчете суммы желаний для каждого из трех критериев.

Опираясь на результаты методики ранжирования, для  итоговой диагностики нами был проведен метод тестирования в вопросно - ответной форме.

Информация о работе Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста