Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогическую сущность развития нравственных чувств младших школьников.
2. Проанализировать практический опыт развития нравственных чувств младших школьников.
3. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста 7
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников 10
1.3 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация и проведения исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3 Рекомендации по формированию нравственных качеств 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 2 классов.
Ход проведения. Для успешного проведения теста мы попросили ребят соблюдать абсолютную тишину.
Предварительно нами были подготовлены листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Мы следили
за тем, чтобы во время тестирования
атмосфера содействовала
Вопросы теста были прочитаны нами поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Результат метода ранжирование по выявлению направленности желаний младших школьников группы "А ".
Рисунок 1 Направленность желаний учеников группы "А "
Результат метода ранжирование по выявлению направленности желаний младших школьников группы "Б".
Рисунок 2 Направленность желаний учеников группы "Б "
Результаты метода тестирования по выявлению уровня нравственной воспитанности младших школьников группы "А".
Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, подсчитано и выражено в процентном отношении к общему числу учащихся:
- 10 из 10 протестированных (100%) дали от 10 и более нравственных ответов, что свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности учащихся.
Безнравственных ответов (от 10 и более): 0
Неопределенных ответов (от 10 и более): 0
Таким образом, общее количество нравственных ответов - 330 из 400 возможных (82,5%); безнравственных - 23 из 400 возможных (5,75%); неопределенных - 47 из 400 возможных (11,75%).
Вывод: 94,25 % протестированных достаточно нравственно воспитаны
Результаты метода тестирования по выявлению уровня нравственной воспитанности младших школьников группы "Б".
Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, подсчитано и выражено в процентном отношении к общему числу учащихся:
- 9 из 10 протестированных (100%) дали от 10 и более нравственных ответов, что свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности учащихся.
Безнравственных ответов (от 10 и более): 0
Неопределенных ответов (от 10 и более): 0
Таким образом, общее количество нравственных ответов - 314 из 400 возможных (78,5%); безнравственных – 42 из 400 возможных (10.5%); неопределенных - 44 из 400 возможных (11%).
Вывод: 89, 5% протестированных достаточно нравственно воспитаны.
На основании проведенных исследований мы можем сделать вывод, что ученики группы "А" , наиболее нравственно воспитаны, чем ученики группы "Б". Хотя в некоторых ситуациях у учеников группы "А" присутствует эгоизм и отсутствует культура поведения.
2.3 Рекомендации по формированию нравственных качеств
Нравственные качества у младших школьников формируются в разных видах и формах деятельности: уроки, игры, игровые ситуации (см. Приложение 3), изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.
На формирование нравственных качеств детей огромное влияние оказывает такая форма работы, как создание этических ситуаций. Моделирование этических ситуаций как совокупность условий и обстоятельств, создает определенные отношения, положения, содержание моральное противоречие, требует разрешения учащимися.
Одним из методов решения этической ситуации выступает метод сопереживания. Учитель предлагает учащимся рассказать или увиденного, описать те моменты из своего жизненного опыта, которые помогли бы объяснить первую реакцию. «Поставить себя на место участников, проникнуть их чувствами, при этом будьте осторожны с оценками». Далее предлагается сравнить свои чувства с чувствами этих лиц, определить причины. Используя этические знания, объясните поведение участников, спрогнозируйте поведение при измененных условиях, предложите свою стратегию и тактику решения ситуации.
Включение этических ситуаций происходит успешнее, если тщательно, изучена совокупность условий, в которых разворачивается жизнедеятельность учащихся; внимательно изучен их жизненный опыт; осуществляется подбор ситуаций, адъективных возрасту детей, их предшествующему опыту; логике развивающего учебного процесса.
Мы считаем, что благодаря созданию этических ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их посредственно, ежедневно, а так же ту, что предстает перед ними посредственно – в книгах, картинах, видеозаписях.
В результате использования этих ситуаций у учащихся развивается нравственное мышление, закрепляются этические знания и умения, формируется нравственная позиция. А это в свою очередь и является нравственными качествами, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста.
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А. А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация.
Содержание материала – текст произведения, затрагивающий вопрос человеческого быта, раскрывается на уроке через метод эвристической беседы с учащимися, через умело организованный доступ, в которые включаются учащиеся всей группы и даже двух групп, если идет литературное соревнование.
На таких соревнованиях применяются всевозможные средства для достижения поставленной на уроке цели. К таковым можно отнести подготовку учащимися рисунков, подготовка вопросов команде – сопернику, вопросы – загадки, инсценировки. Причем инсценировка может быть самим вопросом.
Все эти средства активизируют мыслительную деятельность учащихся, заставляют осмыслить важный нравственный аспект, формируя вывод: нельзя жить не по совести! Своеволие грозит горькой расплатой. На таких уроках самый не читающий ученик пытается мыслить, просматривает текст в песенках ответа. И такое явление наблюдается на каждом уроке – соревновании.
Педагогический опыт убеждает в том, что на уроках чтения необходимо обращаться к музыкальным и живописным произведениям искусства, т.к. «сухое чтение» и перечитывание даже известных литературных произведений не дает детям удовлетворения, радости от общения с книгой.
Литература, музыка, живопись – взаимообогащенные виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. К. Д. Уминский писал, что ребенок живет красками и звуками классики давно подметили, что детям подросткам, легче охарактеризовать человека и его поступки цветом, чем словом. Вот почему, знакомя детей с психологическими произведениями И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. И. Куприна, предлагается изобразить героев с начало цветом, а сюжетную линию – цветовой гаммой.
Литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе и признано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства.
«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело», - К. Д. Ушинский.
Привлекая на урок произведения живописи известных художников, дети зримо представляют себе персонажей сказок, рассказов, природу, среду обитания животных, учатся видеть прекрасное вокруг себя. Картины так же, как и музыкальное произведения, создают определенный настрой на то или иное восприятие произведений литературы.
Л. Б .Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источника их накопления является знакомство младших школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.
Экскурсии с учащимися проводятся в течении всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Своеобразной школой формирования нравственных качеств являются экскурсии в природу. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережно относится к ее достоянию – природе. [7].
На уроках литературного чтения проводятся заочные экскурсии в картинные галереи, в художественные музеи. Здесь дети знакомятся не только с различными авторами и содержанием шедевров живописи, но и при соответствующем эмоциональном настрое, формируемом учителем, пропускают жизнь картин через себя. Потому что смотреть и видеть – вещи разные и редко совпадающие. Чем раньше ребенок научится восхищаться, удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.
Приобщение детей к искусству – это и знакомство с истоками народной культуры. Ведь «Во все времена именно молодое поколение продолжает культуру всего народа. Национальная культура – это и уклад жизни, и образ чувствований, и язык». Участие детей в праздниках Рождества, Масленицы, экскурсии в музей и на выставки, новогодние праздники с участием героев народных сказок западают им в душу и, несомненно, духовно обогатят.
Знания учащихся о нравственных нормах, полученные на уроке, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные , в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа и т.п.
Этические беседы способствуют приобретением подрастающем поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитание интереса к нравственным проблемам, стремление к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно учувствовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам. Учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.
Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню, - говорил он, - как быстро и радостно возрождается мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед, производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе» [19].
Этическая беседа, по мнению Л. Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появится, стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.
Этическая беседа проводится двумя путями – индуктивный и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т.е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, которое дает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этих беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом. [7].
Уроки чтения носят вспомогательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного типа. Проблемные же вопросы призваны будить интеллект ребенка, ведь ему надлежит разобраться в нравственном затруднении. Здесь налицо активное творчество, а учитель ведет, направляет общий разговор, нередко импровизируя, особенно когда «проблемные вопросы» ставят сами дети.
Один из важных вопросов детской психологии – это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто озарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к нему. Однако этот тезис является спорным, а с точки зрения школы – недопустимым. Творчество живет в каждом ребенке в большей или меньшей степени. Мы находим у детей творческие процессы в самом раннем их возрасте. Лучше всего они выражаются в играх детей. И цель учителя – сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.
Информация о работе Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста