Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогическую сущность развития нравственных чувств младших школьников.
2. Проанализировать практический опыт развития нравственных чувств младших школьников.
3. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста 7
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников 10
1.3 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация и проведения исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3 Рекомендации по формированию нравственных качеств 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Ребенок считает.

Рассказал, какую то неслыханную сказку, выдумал историю, «написал» стихотворение – это не такое уж редкое явление в современной жизни. Но что стоит за этим? И как, нам, взрослым, относится к этим сочинениям?

Его, т.е. сочинительство, надо поощрять, поддерживать и, конечно, развивать в школе вне зависимости, получится из ребенка литератор или нет. Более того, нужно, чтобы и те дети, которые не пытаются сочинять по собственной инициативе, с нашей помощью прошли школу литературного творчества, ощутили его трудные радости, сделали свои первые шаги к самовыражению в слове.

Эти прием помогают детям в их первых шагах на пути к красоте слова, приобщают их к огромному и прекрасному миру искусства. Поскольку, с одной стороны, они нацелены на воспитание уважения к художественному произведению, на формирование уважения и восхищения перед тайной литературного творчества, а с другой стороны, перекидывают мостик к восприятию красоты мира живописи и музыки.

На уроках литературного творчества учитель, по словам Ш. А. Амонашвили, чтобы «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», должен создать «…такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином». Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую хочется разгадать.

Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного учителя. Ребенок – соавтор. Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли, высказанной Уолтам Уитменом: «Ну у кого нет таких дарований, которых небыло бы у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя!»

Но важно не только разбудить в детях желание свободно высказываться на любую тему, но и обогатить их красотой слов, которые, по словам К.Паустовского, «…то шелестят как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед».

Чтобы глубже понять главную мысль произведения дети на уроке иллюстрируют его. Перед иллюстрированием они рисуют словесную картину по каждой части.

Работа над произведением (анализ, выразительное чтение, иллюстрирование) способствует не только развитию речи, но и эмоционально-эстетическому развитию ребенка.

Таким образом, мы подошли к выводу, что для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы, экскурсии, демонстрации.

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них эстетических представлений, обобщенных и дифференцируемых (что значит, быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.д.) Методика формирования этих представлений должна основываться на конкретных, образных примерах из жизни, художественных произведений устного народного творчества,способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблему  нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

Работая над проблемой нравственного  воспитания младших школьников мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного развития в младшем школьном возрасте в процессе игровой деятельности.

Нравственное  воспитание – целенаправленный двухсторонний  процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки  навыков и привычек нравственного  поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок.  
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст]/ Г. С. Абрамова. - Москва, 2004.- 471с.

2. Бабанский,  Ю. К. Педагогика [Текст]/ Ю.К. Бабанский. – Москва, 1999.-374с.

3. Богданова,  О.С.Этические беседы с школьниками  [Текст]/О.С.Богданова. – Москва, 2007.-310с.

4. Божович, Л.И.,Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]/Л.И. Божович.- Москва, 2000.-468с.

5. Волков, Б.С., Детская  психология развития [Текст]/Б.С.  Волков. - Москва, 2000.-576с.

6. Григорович, Л.А.Педагогика  и психология [Текст]/Л.А.Григорович. - Минск, 2004.-312с.

7. Каиров, И.А.  Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва, 2006.- 201с.

8. Каиров, И.А.Нравственное  развитие младших школьников  в процессе воспитания [Текст]/ И.А.Каиров. - Москва, 2005.-213с.

9. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников [Текст]/ А.А. Калюжный. – Москва,2008.-205с.

10. Колдунов, Я.И.Нравственное  воспитание личности школьника  [Текст]/Я.И.Колдунова. - Калуга,2007.-197с.

11. Кузнецова,  Л. В.Гармоническое развитие личности младшего школьника [Текст]/Л.В.Кузнецова. –Москва, 2008.-241с.

12. Лихачёв, Б.Т.Педагогика [Текст]/Б.Т. Лихачев. – Москва, 2006.-601с.

13. Маклаков, А.Г.  Общая психология [Текст]/А.Г.Малков. - СПб., 2004.-318с.

14. Малиночкин, Э.Т.Педагогика [Текст]/Э. Т. Малиночкин. – Москва, 2002.-430с.

15. Марьенко, И.С.Нравственное  становление личности [Текст]/И.С.  Марьенко. - Москва, 2005.219с.

16. Натанзон, Э.Ш.Психологический  анализ поступков ученика [Текст]/Э.Ш.  Натанзон. – Москва, 2001.-349с.

17. Немов, Р.  С.Психология [Текст]/Р.С.Немов – Москва, 2000.-691с.

18. Щукина, Г.И.  Педагогика школы [Текст]/ Г.И.Щукина. – Москва, 1998.-291с.

19. Подласый, П.И.Педагогика [Тест] / П.И. Подласый. – Москва, 2001.-437с.

20. Рахимов, А.З.  Роль нравственного воспитания  в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов. -СПб., 2008-169с.

21. Реан, А.А.,Психология  и педагогика [Текст] / А.А. Реан.–  СПб., 2000.-263с.

22. Рожков, М.  И.Организация воспитательного процесса  в школе [Текст]/И.И.Рожков. – Москва, 2000.-309с.

23. Рубинштейн, С. Л.Психолого–педагогические проблемы нравственного воспитания школьников[Текст]/С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1996.-350с.

24. Сенько, В.  Г.Воспитание у младших школьников  норм поведения [Текст] / В.Г.Сенько. – Минск,2006.-190с.

25. Сластенин,  В. А.Педагогика [Текст]/В.А.Сластенин. - Москва, 2002.-405с.

26. Толкачёва,  Л. Всех выше должно стоять  образование нравственное [Текст]/ Л.Толкачева.- Минск, - 2002.-291с.

27. Трофимова,  Н. М.Нравственные ориентиры младшего  школьника [Текст]/Н.М. Трофимова.  – СПб., 2007.-266с.

28. Урумбасарова, Э. А.Проблема нравственного воспитания  в исторических трудах педагогической  науки[Текст]/Э.А. Урумбасарова. –  Алмата, 1999.-364с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест  "Размышляем о жизненном опыте".

Учащимся предлагалось выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *

1. На пути  стоит одноклассник. Тебе надо  пройти. Что ты делаешь?

2. Ты заметил  среди гостей невзрачную девочку  (мальчика), которая (который) одиноко  сидит в стороне. Что ты делаешь?

3. Ты опаздываешь  в школу. Видишь, что кому-то  стало плохо. Что ты делаешь?

4. Твои соседи  переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

5. Ты узнал,  что твой одноклассник несправедливо  наказан. Как ты поступишь в  этом случае?

6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

7. Ты пишешь  контрольную работу. На что ты  рассчитываешь?

8. Ты пришел  на уборку школы и видишь, что  все уже трудятся. Что ты предпримешь?

9. Некий волшебник  предлагает тебе устроить твою  жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

10. Тебя учитель  просит выполнить общественное  поручение. Выполнять его не  хочется. Как ты поступишь?

11. Ты был  на экскурсии в замечательном,  но малоизвестном музее. Сообщишь  ли ты кому-нибудь об этом?

12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

13. Уроки закончились,  ты собрался идти домой. И  в говорят: "Есть важное дело. Надо". Как ты поступишь?

14. С тобой  разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относишься?

15. Ты узнал,  что школу закрыли по каким-то  причинам. Как ты реагируешь?

16. Что ты  чувствуешь, когда на твоих глазах  хвалят кого-то из твоих одноклассников?

17. Тебе подарили  красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

18. Уезжая надолго  из дома, как ты себя чувствуешь  вдали?

19. Тебя просят  послать книги в детский дом.  Что ты делаешь?

20. Когда ты  слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае было подсчитано и выражено в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим  о достаточной нравственной воспитанности  учащихся, являлось количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20,:

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, являлось количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим  о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсовном поведении, являлось оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

 

 

Приложение 2

Анкета для  детей

1. На пути  стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

2. Ты заметил  среди гостей невзрачную девочку  (мальчика), которая (который) одиноко  сидит в стороне. Что ты делаешь?

3. Ты опаздываешь  в школу. Видишь, что кому-то  стало плохо. Что ты делаешь?

4. Твои соседи  переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

5. Ты узнал,  что твой одноклассник несправедливо  наказан. Как ты поступишь в  этом случае?

6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

7. Ты пишешь  контрольную работу. На что ты  рассчитываешь?

8. Ты пришел  на уборку школы и видишь, что  все уже трудятся. Что ты предпримешь?

9. Некий волшебник  предлагает тебе устроить твою  жизнь обеспеченной без необходимости  учиться. Что ты ему ответишь?

10. Тебя учитель  просит выполнить общественное  поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

11. Ты был  на экскурсии в замечательном,  но малоизвестном музее. Сообщишь  ли ты кому-нибудь об этом?

12. Решается  вопрос, кто бы мог выполнить  полезную для твоего класса  работу. Ты знаешь, что способен  это сделать. Как ты поступишь?

13. Уроки закончились,  ты собрался идти домой. И  в говорят: "Есть важное дело. Надо". Как ты поступишь?

Информация о работе Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста