Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:42, реферат
В Украине, как и в большинстве других стран СНГ, люди видят себя в первую очередь через свои роли в семье . Они думают о себе как о женах, мужьях, дочерях, отцах, дедушках и т. д. Через свою роль в семье определяют себя почти 80% населения в Украине.
Второй важной областью личностной идентификации является социальный статус человека, определяемый через положение человека в системе трудовых отношении – «пенсионер», «студент», «домохозяйка». Украина отличается от других стран СНГ довольно высокой значимостью для людей своего должностного положения: 11% респондентов сказали, что думают о себе в первую очередь как о «начальнике», «руководителе». Такая значимость должностного положения была обнаружена лишь в Узбекистане,: в остальных странах СНГ она почти в два раза ниже.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения потребительского поведения
1.1. Классификация потребителей
1.2. Основные факторы, определяющие поведение потребителей.
ГЛАВА 2. Исследование потребительского поведения различных типов семей
2.1 Анализ различных типов семей и их потребительского поведения
ГЛАВА 3. Основные тенденции потребительского поведения семей в Украине
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Классификация различных типов семей (с учётом неполных семей и семей, состоящих из нескольких поколений) и описание их типичного потребительского поведения
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения потребительского поведения
1.1. Классификация потребителей
1.2. Основные факторы,
ГЛАВА 2. Исследование потребительского поведения различных типов семей
2.1 Анализ различных типов семей и их потребительского поведения
ГЛАВА 3. Основные тенденции потребительского поведения семей в Украине
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Введение
Потребители и осуществляемые ими расходы играют очень важную роль в современной рыночной экономике, называемой также "экономикой потребления". В последние годы потребительские расходы в развитых странах превышают половину ВВП.
Их усиливающаяся роль
обусловливает важность анализа
поведения потребителей и определения
факторов, воздействующих на это поведение,
с целью дальнейшего
Одной из важных задач современных
социологических исследований является
изучение противоречий, характеризующих
систему детерминации потребительского
поведения человека. В процессе творческой
деятельности люди создают все новые
и новые товары, услуги, которые
обеспечивают многообразие удовлетворения
их материальных и духовных потребностей.
Современный человек не может
существовать без разносторонней, многоэлементной
по содержанию системы потребления.
Ее важнейшей особенностью является
то, что она уже для многих людей
выходит за рамки приобретения самых
необходимых для жизни
Практически все естественные природные побудители потребительского поведения заменяются системой социального воздействия, определяющей содержание конкретных потребностей и интересов человека. Эта тенденция распространяется как на предметы первой необходимости, так и на те, с помощью которых человек повышает степень комфортности своей жизни. В связи с этим актуальной проблемой становится выяснение особенностей влияния современных социальных факторов повседневной жизни человека на его потребительское поведение.
Глава I. Теоретические аспекты изучения потребительского поведения
1.1. Классификация потребителей
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены — на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике.
Потребители – отдельные граждане, семьи, фирмы, общественные организации и государственные учреждения, которые испытывают различные нужды и обладают определенными потребностями.
Можно выделить пять
типов потребителей, существенно
различающихся по своим
1. Индивидуальные потребители,
то есть такие, которые
2. Семьи или домохозяйства
– основной тип потребителя
продуктов питания и
3. Посредники осуществляют
закупки не для потребления,
а для последующей перепродажи.
4. Снабженцы или представители
фирм принимают решения о
5. Чиновники или ответственные
лица государственных и
1.2. Основные факторы, определяющие поведение потребителей.
Изучение поведения
потребителей имеет главной
Первый подход к
изучению потребностей
Одним из главных
направлений этого подхода
Трудности определения
потребностей на основе
Поведенческий подход
заключается в изучении
С этой целью изучаются
оценки отдельными
Поведение потребителей на рынке, характер покупок определяются их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами.
Личностные факторы
включают в свой состав
Жизненный цикл семьи
– совокупность отдельных
Стадии жизненного цикла:
Холостяки (молодые самостоятельные люди, живущие отдельно от родителей);
Молодая семья без детей;
«полное гнездо»-1 (младшему ребенку меньше 6 лет);
«полное гнездо»-2 (младшему ребенку 6 и более лет);
«полное гнездо»-3 (семейная пара с независимыми детьми);
«пустое гнездо»-1 (дети живут отдельно от родителей, глава семьи работает);
«пустое гнездо»-2 (глава семьи вышел на пенсию);
живым остался один
из родителей, который
живым остался один из родителей, который вышел на пенсию;
Очевидно, что для разных
стадий жизненного цикла семьи
потребности в питании, одежде,
жилье, отдыхе являются
отребителей измеряется путем использования вопросников, порой до 25 страниц. В этих вопросниках потребителей просят определить степень своего согласия или несогласия с утверждениями, ряд из которых приводится ниже:
я являюсь человеком,
который все тщательно
я в поиске развлечений я обычно покидаю свой дом;
я получаю удовольствие,
наблюдая спортивные
Тип личности характеризуется
такими чертами, как
Уверенный человек – человек, который знает что ему нужно, не знает сомнений ни в чем;
Влиятельный – воздействует своим поведением на других;
Независимый – имеет собственное мнение, на которое трудно повлиять;
Непостоянный – не имеет своих вкусов, мнений;
Почтительный – может себя ограничивать во всем;
Властолюбивый – тот,
который властвует как на
Настороженный – очень осторожно, подозрительно относится ко всему;
Агрессивный – если ему понравится товар, то он сделает все для того, чтобы его получить, бурно реагирует по любому поводу;
Сдержанный – владеющий собой, умеющий сдерживаться; ровный, без резкостей;
Нетребовательный – предъявляющий высокие требования к товару, очень разборчивый.
Культурные факторы
включают в свой состав
Под культурой понимается
совокупность основных
Субкультура – группа
людей с общей системой
Общественный класс
– относительно упорядоченная
и стабильная общественная
Социальные факторы включают в свой состав малые группы, подразделяющиеся на группы членства, референтные группы, семью, социальные роли и статус.
Группа членства –
группа, к которой принадлежат
определенные личности и
Референтная группа – группа, по которой личность осуществляет прямое или косвенное сравнение при формировании своих отношений и линий поведения. В референтной группе может существовать «лидер мнения», который оказывает сильное влияние на других членов группы. Особенно важным является изучение мнений членов референтной группы при выпуске нового товара.