Отношение белорусской молодёжи к другим нациям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусской молодежи к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3 стр.

ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...
5 стр.
1.1
Общая характеристика подросткового возраста………...
5 стр.
1.2
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода……………………………………
7 стр.
1.3
Потребность в самоутверждении………………………...
13 стр.
1.4
Самосознание и самооценка………………..……………...
15 стр.
1.5
Эмоции и чувства………………………………………….
17 стр.

ГЛАВА 2
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ………………………
18 стр.
2.1
Понятие этноса. Многообразие его признаков………….
18 стр.
2.2
Характер народа. Структура национального характера...
22 стр.

ГЛАВА 3
МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ………………….
24 стр.
3.1
Ментальность и основные средства её передачи………..
24 стр.
3.2
Формирование менталитета белоруса на протяжении истории………………………………………………..........
26 стр.
3.3
Этническое самосознание белорусов и его основные черты………………………………………………….........
28 стр.

ГЛАВА 4
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
34 стр.

ГЛАВА 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………...
37 стр.
5.1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»…………….
37 стр.
5.2
Социологический опрос «Я и другие»…………………….
41 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
48 стр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 121.31 Кб (Скачать файл)

Известно, какую значительную роль в структуре национального характера играет самосознание этноса, нации.

Менталитет представляет собой сильный, в значительной степени неосознанный, эмоционально насыщенный, идущий от поколения к поколению своеобразный «зов предков». По определению французского историка Ж. Дюби, ментальность – это «система в движении, являющаяся таким образом объектом истории, но при этом все её элементы тесно связаны между собой; это система образов, представлений, которые в разных группах или странах, составляющих общественную формацию сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлениях о мире и о своём месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей» [11,c. 69].

Менталитет следует отличать от общественных настроений и идеологии. Общественные настроения подвержены изменениям, ментальность же в своей основе постоянна. Члены одного этноса или одной социальной группы демонстрируют сходное отношение к жизненным обстоятельствам, причём отношение это держится в стабильном виде десятилетиями, а то и столетиями. Менталитет является «скрепом», удерживающим этнос от распада в сложных, в том числе и кризисных, социальных условиях, обеспечивает его внутреннюю целостность: во-первых, в пространстве, ибо его базовые характеристики выстраивают систему идентификационных маркеров, определяющих, где заканчивается территория, на которой живем «мы», и начинается территория, на которой живут «не мы», «другие»; во-вторых, во времени (какие непреходящие общие ценности для этноса были «вчера», дороги «сегодня», и останутся духовными ориентирами «завтра»). Поэтому поведение не только отдельного человека, но и нации в целом, наряду с экономическими интересами и политическими пристрастиями, в значительной степени определяется сформированными на ментальном уровне социокультурными нормами, традициями, обычаями, предрассудками и суевериями. Известная миру практика подтверждает, что народ может какое-то время существовать, не имея собственной государственности и даже собственной территории, но, лишившись собственной культуры, утратив свои ментальные характеристики, народ растворяется, погибает.[12, c.76-77]

Каким же путём формируется и усваивается человеком ментальность? Существует множество точек зрения на этот счёт.

Некоторые учёные считают, что ментальность определяется историей и социальными условиями жизни этноса или группы и бессознательно усваивается в ходе этой истории.

Некоторые учёные утверждают, что трансляторами ментальности являются воспитание и образование. Так, в рамках анализа ментальности самоанцев великий американский антрополог М. Мид доказала, что многое из того, что кажется нам физиологически обоснованным и, следовательно, биологически присущим человеческому организму, на деле нередко является производной культуры и воспитания. Роль воспитания подчёркивает и антрополог М. Мосс в своей работе «Техники тела»: «Вы можете с уверенностью сказать, что если ребёнок сидит за столом с прижатыми к туловищу локтями, а когда не ест, держит руки на коленях, то это англичанин. Юный француз не умеет оставаться в определённом положении: локти у него веером,  он наваливается ими на стол и так сидит всё время… во всех этих элементах искусства использования человеческого тела доминировали факты воспитания». [13,c. 260]

Важнейшим способом передачи ментальности является язык. Язык в самом своём строении, лексике, фразеологии, фонетике, в общепринятых правилах, связанных с темпом, остротой разговора, несёт отпечаток ментальности своего народа.

Ментальность проникает во все поры этноса во многом потому, что воспринимаются неосознанно, просто «впитываются» людьми с самых ранних лет как единственно возможный способ мировосприятия. Важнейшим средством трансляции ментальности является традиция, которая зачастую даже не осознаётся как таковая. Именно в силу неосознанности этой традиции ментальность статична, а если её элементы и изменяются, то это происходит крайне медленно, в течение больших исторических периодов. Если же изменяется ядро ментальности, то мы имеем дело уже с совершенно другим этносом, обладающим совершенно иной картиной мира.

 

3.2 Формирование менталитета белоруса на протяжении истории

 

 

Процесс этногенеза, формирование белорусской нации и менталитета белорусов протекали в географическом, геополитическом и социокультурном центре Европы, на стыках «Востока» и «Запада», в условиях интенсивного взаимодействия со славянскими этносами – великорусским, малороссийским и  польским, балтийскими – литовским и латышским, а также с евреями, татарами, цыганами. Белорусский этнос, будучи родственным как восточнославянским – русскому и украинскому, так и западнославянскому – польскому этносам, является самостоятельным, обладающим собственными оригинальными восточно-западными культурой и менталитетом.

Принципиальным в исследовании менталитета современных белорусов является то, что, начиная со второй трети XX столетия важнейшие этнообразующие факторы подвергались качественному изменению. К таковым изменениям в первую очередь относятся:

  • приобретение белорусским народом собственной государственности;
  • принципиальное изменение социально-профессиональной структуры населения. Если в 30-е годы прошлого столетия Беларусь имела ярко выраженный аграрно-натуральный тип хозяйствования, то в XXI столетие она вступила с индустриально-промышленным типом хозяйствования, высоким научным потенциалом;
  • урбанизация белорусского населения. Если в начале XX столетия в сельских населенных пунктах проживало около 90% белорусского населения, то к началу XXI столетия сельское население составляет около 30%;
  • белорусизация городов. В начале XX столетия в полиэтничных городах удельный вес белорусского этноса не соответствовал удельном весу белорусского населения. В условиях динамической урбанистической культуры полиэтничные города явились своеобразными «правильными котлами», в которых во второй половине ХХ столетия осуществлялся интенсивный процесс формирования уникального этногенетического и социокультурного образования, основу которого наряду с белорусскими составили русские, украинские и польские этногенетические и культурные корни. [14, c. 235]

Вследствие качественного изменения природно-климатических, геополитических, социокультурных, этноконфессиональных условий в течение ХХ столетия произошло формирование этносоциогенотипа современных белорусов, в пределах которого осуществлялся и осуществляется перманентный процесс взаимопроникновения, «переплавления» культур и ментальных характеристик взаимодействующих между собой славянских народов.

Итак, о предпосылках национального менталитета белорусов можно отметить следующее.

Ментальность белорусов формировалась длительное время. Основополагающие черты белорусского менталитета начали формироваться еще в древности, когда в Беларуси господствовали многочисленные оригинальные культы, обычаи и обряды.

До принятия христианства наши предки придерживались языческих верований, поклонялись разным богам, воздавали почести природным стихиям, небесным светилам, а также священным деревьям, камням, холмам и т.д. Ментальность  в то время определялась политеизмом, обожествлением, одухотворением всей природы, подсознательным предчувствием тесной взаимосвязи между человеком и землей, всей окружающей средой и Космосом.

На первоначальных этапах своего развития далекие предки белорусов в значительной степени подвергались влиянию таких естественных факторов, как климатические условия, рельеф местности, флора и фауна. Суровый климат заставлял людей объединяться в большие патриархальные общины, роды, племена для совместного возделывания земли, защиты от природных катаклизмов. Незащищенность человека перед природной стихией вызывало страх и преклонение перед силами природы, возникновение и укоренение язычества, которое в последствие было ассимилировано, но не вытеснено христианством.

По мнению исследователей, формирование белорусского этноса началось в VII-VIII веках, в период славянской колонизации Восточной Европы и завершилось примерно в XIII-XIV вв. Начинается это формирование с процесса совместного проживания славян с балтами, когда происходит самозарождение белорусского народа и его саморазвитие.

 

3.3 Этническое самосознание белорусов и его основные черты

 

 

К XIII-XIV вв. белорусский этнос окончательно  складывается, и внутри данного процесса идет становление этнического самосознания белорусов. Этническое самосознание есть понимание людьми своей принадлежности к определенной общности, самобытности данной общности и ее отличий от других общностей. Как правило, это происходит на основе осознания своего общего происхождения, ощущения природно-генетической связанности с родной землей, на основе самобытной культуры, языка, этнического характера, менталитета. Этническое самосознание возникает и развивается постепенно, в процессе этногенеза и является одной из ключевых характеристик каждого этноса.[14, c. 244]

В эпоху первобытного строя элементы этнического самосознания сообществ Беларуси отражались прежде всего в эмоционально-чувственном осознании людьми своего общего происхождения от одного мифического предка, а также в близости традиций, обрядов, языка. Как правило, самоназвания членов отдельных родов, племен в те времена или совсем отсутствовали, или существовали в невырожденной форме, обычно соответствующей месту проживания.

В дохристианский период передкам белорусов было присуща вера в мистическое, сверх природное родство между своим родом и так называемым тотемом, прежде всего в образе животных, растений, мифических полулюдей-полуживотных.

На протяжении многих последующих веков  ментальность белорусов во многом оставалась дохристианской, языческой. Обусловлено это было относительно медленным распространением  христианства на белорусских землях.

С принятием же христианства начинается новая культурно-историческая эпоха. Именно на мировоззренческом фундаменте христианства окончательно сложились этнический менталитет, древняя белорусская культура, литература и искусство.

К IV столетию – веку образования ВКЛ белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. Практически с момента возникновения Великого Княжества Литовского жители белорусских земель отличали себя от других народов – немцев, поляков, литовцев.

С развитием коммуникационной структуры, появлением национальной государственности и соответствующих институтов, этнический менталитет приобретает новые формы. Опережающими темпами происходит развитие языка и письменности, создаются документы, характеризующие уровень политической и правовой ментальности белорусов. Надо отметить, что осознание белорусами самобытности новой  общности и своей принадлежности к ней поначалу происходило в среде наиболее образованной части. Это получило свое отражение в белорусских летописях, произведениях литературы и сочинениях общественно-политического характера.[15, c. 54]

Идеи патриотизма, достоинства своего народа, гордости за свою Родину стали доминирующими в творчестве Николая Гусовского, Франциска Скорины, Сымона Будного, Василия Тяпинского и других отечественных мыслителей. В это время произошла окончательная самоидентификация белорусской общности.

Нельзя еще раз не подчеркнуть роль религии в развитии этнического самосознания, менталитета белорусов. Православие определило основу средневековой культуры Беларуси, тем самым, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были  одушевлены Православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались церковными.

Новый период в развитии белорусской общности и формировании ее самосознания связан с вхождением территории, на которой она проживала, в состав Российского государства. Это произошло в результате трех разделов Речи Посполитой  1772, 1793 и 1795гг. На территории Беларуси было введено общероссийское административное деление, органы и структура. Стали действовать наместнические, провинциальные, а затем губернские уездные учреждения. Возникает новое явление в исторической жизни Беларуси – российский чиновник.

Это явление становится исключительно важным фактором в национальной, социальной, культурной жизни региона, накладывает свой отпечаток на менталитет нации.

XIX век стал и периодом становления белорусов как особого народа, и периодом формирования белорусской национальной идеи. На рубеже XIX – XX вв. на повестку для политической жизни общества был поставлен вопрос о самоопределении белорусов в качестве нации-государства. В 1884г. отечественные народовольцы в журнале «Гомон» выступили с обоснованным выводом о том, что белорусы составляют особый народ, или особую нацию. Они подняли вопрос о создании белорусами собственной автономии в составе будущего федеративного демократического государства.

Можно считать, что фактически 1884 год – фиксированная в письменном источнике в новейшее время дата рождения белорусской национальной идеи в ее первоначальном значении.

Таким образом, анализируя истоки, предпосылки, факторы национального менталитета белорусов, можно выделить следующие основные моменты:

  • Во-первых, на формирование национального менталитета белорусов огромное влияние оказала природно-географическая среда, особенно на первоначальном этапе процесса.
  • Во-вторых, на формирование рассматриваемого явления большое воздействие оказала религия.
  • В-третьих, на формирование менталитета белорусов оказало влияние коллективно-родовое начало, основу которого составляет неконфронтационнная социальная установка и замещение понятия свободы понятием общей воли, которая блокировала активность отдельно взятого человека. Стереотип белорусов «быть как все» кардинально отличается от западноевропейского «быть не хуже», под которым понимается «не хуже, а лучше». [16, c. 74]

Возникает закономерный вопрос: «Каков белорусский национальный менталитет?»

В последнее время в научной литературе все более прочные позиции занимает такое понятие как «национальный менталитет» или национальная ментальность. При этом под менталитетом понимается «нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и поэтому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций».

Информация о работе Отношение белорусской молодёжи к другим нациям