Отношение белорусской молодёжи к другим нациям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусской молодежи к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3 стр.

ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...
5 стр.
1.1
Общая характеристика подросткового возраста………...
5 стр.
1.2
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода……………………………………
7 стр.
1.3
Потребность в самоутверждении………………………...
13 стр.
1.4
Самосознание и самооценка………………..……………...
15 стр.
1.5
Эмоции и чувства………………………………………….
17 стр.

ГЛАВА 2
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ………………………
18 стр.
2.1
Понятие этноса. Многообразие его признаков………….
18 стр.
2.2
Характер народа. Структура национального характера...
22 стр.

ГЛАВА 3
МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ………………….
24 стр.
3.1
Ментальность и основные средства её передачи………..
24 стр.
3.2
Формирование менталитета белоруса на протяжении истории………………………………………………..........
26 стр.
3.3
Этническое самосознание белорусов и его основные черты………………………………………………….........
28 стр.

ГЛАВА 4
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
34 стр.

ГЛАВА 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………...
37 стр.
5.1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»…………….
37 стр.
5.2
Социологический опрос «Я и другие»…………………….
41 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
48 стр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 121.31 Кб (Скачать файл)

Появившееся чувство взрослости определяет стремления подростка, его социальную активность, переживания. Именно это чувство делает его более восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. С одной стороны, подросток стремится походить на взрослого внешне, пользоваться правами и привилегиями взрослых, приобщаться к их деятельности, овладевать их умениями и навыками. С другой стороны, предъявляет к взрослым требования, прежде всего обращаться с ним как со взрослым. Чаще всего это выражается в резком сопротивлении ограничению его самостоятельности — подросток отвергает все внешние проявления отношения к нему как к ребенку (опеку, контроль, требование послушания).

Возникшие стремления и требования подростка служат причиной появления новой проблемы — становления отношений между подростком и взрослым. К сожалению, многие взрослые часто не понимают, что эта проблема затрагивает обе стороны.

Если взрослые своевременно почувствуют необходимость перестройки отношений и отношения между ними и подростками станут более равноправными, если взрослые чутко и с пониманием отнесутся к изменениям, происходящим с подростками, то кризис значительно смягчится.

Чаще всего подросток первым делает попытку изменить старые отношения. Если же взрослый стремится сохранить отношение к подростку как к ребенку, сопротивляется его попыткам изменить отношения, это вызывает разнообразные формы протеста подростка, которые зависят от многих факторов. Например, если взрослые придерживаются жесткой позиции, стремятся своим авторитетом, а часто и силой сохранить прежние отношения, этот протест может принимать две основные формы:

    • открытое непослушание, негативизм, строптивость;
    • приспособительное поведение, скрытность, формальное подчинение взрослым.

Та или другая форма протеста выбирается подростками в зависимости от особенностей их характера: при слабости характера обычно наблюдается приспособительное поведение. В этих случаях кризис затягивается на весь подростковый период, приобретает форму длительного конфликта. У подростков появляется отчужденность, замкнутость, убеждение в неисправимости взрослых, в их неспособности понять внутренний мир подростка. Слова «Они нас не понимают!» — следствие поведения не только подростков, но и взрослых.

Протест может проявляться в разнообразных видах. Например, подросток сознательно отвергает любые требования, ценности, взгляды взрослого, и в этом случае взрослые вообще теряют возможность влиять на формирование моральных и ценностных установок личности подростка. Вследствие этого его поведение может стать асоциальным.

Необходимым условием смягчения кризиса, а также сохранения возможности влияния на формирование личности подростка является установление новых — равноправных — отношении между подростком и взрослыми, а также понимающее, благосклонное отношение к самостоятельности подростков. Однако при этом возникает еще одна проблема — пределы этой самостоятельности. Очень часто право на самостоятельность подросток представляет себе как ничем не ограниченную свободу по принципу: «что хочу, то и делаю». Однако самостоятельность подростков не может быть абсолютной. Подростковый период — это переход к взрослости, но еще не взрослость. Поэтому нужно найти форму отношений, обеспечивающую такую степень самостоятельности, которая, с одной стороны, была бы обусловлена возможностями подростка, а с другой — допускала бы влияние взрослого.

Теоретически это положение вполне понятное, но практически его реализовать очень трудно. Среди всех возможных форм отношений подростка и взрослого самой близкой к идеальной является сотрудничество, которое позволяет взрослому поставить подростка в положение сначала необходимого помощника, затем, в силу его возможностей, — товарища, коллеги. Однако даже сотрудничество со взрослым не позволяет подростку избавиться от ощущения неполной взрослости и тем самым полностью реализовать появившееся у него чувство взрослости.

Именно этим объясняется настоятельная потребность для подростков в обществе сверстников. Только в обществе себе подобных подростки могут полностью реализовать свое стремление быть взрослыми. Дело в том, что нормы поведения в таком обществе являются нормами поведения взрослых. Содержание этих норм — равноправие, демократичность, верность и др. — не совпадает с содержанием отношений подростка и взрослого, где даже при самой благоприятной ситуации сохраняется «мораль послушания», т.е. полного равноправия не может быть. Получается парадокс — общение с равными по возрасту более важно для формирования взрослости у подростков, чем отношения со взрослыми. Это служит основанием для некоторых выводов.

  1. Общение со сверстниками — оптимальный тип отношений для психического развития подростков. Действительно, общение со сверстниками становится источником большего удовлетворения и играет более важную роль в развитии взрослости, формировании личности, чем общение со взрослыми.
  2. Выработанные у подростков моральные нормы в общении между собой могут приводить к конфликтам в отношениях со взрослыми. Это происходит потому, что взрослые в общении с подростками руководствуются еще детской моралью, а подростки — уже взрослой. Данное положение очень важно для понимания источников конфликтов между взрослыми и подростками. В основе большинства из них лежит именно этот механизм.

Для иллюстрации можно рассмотреть основные варианты развития семейных отношений подростков и родителей: диктат, опека, конфронтация, невмешательство, сотрудничество.

Диктат. Родители, предпочитающие другим видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением подростка, который отвечает на это своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда — откровенной ненавистью. Даже если сопротивление сломлено — это пиррова победа. Растоптанными оказываются многие ценные личностные качества — самостоятельность, чувство собственного достоинства, вера в себя. Потом родители будут удивляться — почему вырос приспособленец, трус, подхалим или хам, циник, деспот? В целом, как бы ни старались родители, придерживающиеся тактики диктата, их цель в воспитании достигнута не будет (не могут же родители сознательно планировать воспитание хама или приспособленца).

Опека. Если диктат предполагает насилие, приказ, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Но результат во многом одинаков.

У детей отсутствуют самостоятельность, инициатива. Стремление «я сам» уступает место вялому безразличию — пусть мама, папа сделают, решат, помогут. Погубить человека с помощью чрезмерной опеки, в общем-то, легче, чем осчастливить его. Очень часто именно при таком типе отношений дети начинают бунтовать против родительской опеки.

Конфронтация. Приведем пример, иллюстрирующий этот вариант отношений.

Отец. Двойку получил? Ну, что я тебе, мать, говорил? Все из-за Петьки, вчера весь вечер эту модель с ним строили, а сегодня — двойка!

Сын. Папа, я двойку получил за контрольную, мы ее на той неделе писали, при чем здесь модель?

Отец. Все равно, больше к этой модели не притронешься. Ичтобы Петькиной ноги в доме не было!

Сын. Чего ты к Петьке привязался? Учится хорошо, не ругается, не дерется... — мальчик бросает взгляд в сторону матери и тихо добавляет: — Пьяным не приходит и водку не пьет.

Отец. Этого еще недоставало... — парирует отец, и вдруг до него доходит смысл сказанного: — Ты на что намекаешь, мерзавец? Что себе позволяешь?

Трудно рассчитывать, что в такой семье когда-нибудь наступит мир. Взаимные обиды растут, раздражение накапливается. Постоянная конфронтация заставляет подмечать слабости друг друга. Возникает радость по поводу неприятностей, которые выпадают на долю другого. Еще пример.

— Не приняли? Так тебе и надо. Балериной захотела быть — с твоей-то фигурой! Шить лучше научись, — с нескрываемой издевкой выговаривает мать дочери.

Можно не сомневаться: если у матери случится неприятность на работе, она не найдет сочувствия удочери — счет будет оплачен той же монетой.

В проигрыше оказываются обе стороны — победы быть не может.

Мирное сосуществование. На первый взгляд здесь все хорошо. Родители работают, дети учатся. У каждого свои дела, свои заботы. Жизнь родных, их радости, невзгоды оказываются в этом случае чуждыми для ребенка. И в критический момент, когда от него потребуется соучастие, он окажется неспособным к нему.

Сотрудничества. Это оптимальный вариант взаимоотношений. Взрослые могут найти формы эффективного сотрудничества с детьми.

В первую очередь — через соучастие. Отзывчивость при бедах и затруднениях, стремление немедленно откликнуться — свидетельство готовности к сотрудничеству и поддержке. Надо не ограничивать детей от горестей и радостей взрослого, необходимо делать ребенка не только свидетелем, но и соучастником этих горестей и радостей.

Появившееся чувство взрослости оказывает влияние на отношения учителей и подростков. Эти отношения существенно отличаются в зависимости от возраста подростка. Поэтому в каждом конкретном случае будем указывать, о каком возрасте идет речь.

Для младшего подростка, как правило, возраст учителя значимостью не обладает. Положение учителя само по себе тоже не гарантирует уважения со стороны пятиклассника. Младшие подростки ждут от учителя всезнайства, любят, когда им преподносят непререкаемые истины. Более чем критически пятиклассники отзываются о тех учителях, которые в их присутствии признали, что они чего-то не знают. Например, учитель истории как-то сказал школьникам: «Все должны тщательно готовиться к занятиям. Я тоже всегда готовлюсь, так как всего знать не могу». Подростки отреагировали моментально: «Что это за учитель, если он ничего не знает. Сам не знает, а других спрашивает».

Очень важно для младших подростков первое впечатление, которое очень устойчиво. Если с первых шагов учитель вызвал антипатию у учащихся, в дальнейшем ему будет трудно преодолеть это отношение. Если к тому же учитель говорит одно, а делает другое, если он неряшлив и груб, да еще плохо знает свой предмет, — рассчитывать на уважение младших подростков ему трудно.

Вступление в младший подростковый возраст знаменуется появлением у школьников отвращения к запретам (особенно необоснованным) и поучениям. Учителей, потакающих любой прихоти школьников, тоже не уважают. Очень восприимчивы младшие подростки к промахам и неудачам учителей: большинство подростков при случае не упустят возможности нанести ущерб авторитету такого учителя.

Старший подросток уже в состоянии избавиться от гипнотизирующего влияния первого впечатления. Поэтому, чтобы иметь авторитет у старших подростков, требуются определенные усилия в течение всего периода общения, постоянная демонстрация эрудиции и нравственной чистоты. Не следует забывать, что старший подросток круто меняет свое мнение о людях, как только обнаружит свойственные им слабости. Интерес к разногласиям в педагогическом коллективе проявляется у подростка не во имя извлечения какой-то сиюминутной выгоды, как это имеет место у младших подростков. Цель старшего подростка — обрести лишний шанс отстоять свою «свободу» в будущем, если тому или иному учителю вздумается посягнуть на нее. Поскольку большинство старших подростков страшатся перспективы всевластия наставников, строить отношения с ними необходимо на принципиальной основе.

Старший подросток, так же как и младший, не может допустить, чтобы настоящий учитель чего-то не знал. Степень эрудированности представляется ему наиболее существенной характеристикой педагога. Поэтому пришедшему на первый урок новому учителю нередко предлагают вопросы на проверку эрудиции. Многие недостатки может простить старший подросток учителю, но слабую осведомленность — никогда. Кстати, именно поэтому у подростков редко пользуются авторитетом учителя физкультуры — в силу слабой эрудиции. Очень высоко ценится старшими подростками вежливость учителя, уважительное отношение ко всем, в том числе ученикам.[1, c. 286]

 

1.3 Потребность в самоутверждении

 

 

Формирование личности подростка прежде всего определяется ведущими мотивами поведения. В младшем подростковом возрасте основой таких мотивов является потребность в самоутверждении. Стремление удовлетворить эту потребность может вылиться в различные формы поведения, но ни при каких обстоятельствах младший подросток не соглашается с положением «худшего». Именно эта потребность наделена в этом возрасте чертами ведущего мотива поведения.

Самоутверждение в младшем подростковом возрасте сводится к стремлению любым доступным путем добиться признания со стороны окружающих права занимать такое положение, какое под силу любому другому.

Потребность в самоутверждении столь велика, что младший подросток использует для ее реализации все возможности.

Если у него все в порядке с успеваемостью, то для этой цели могут использоваться успехи в учебе. В этом возрасте успехи в учебе не являются самоцелью, они значимы для младшего подростка лишь постольку, поскольку удовлетворяют потребность в самоутверждении. Однако если в классе создается общественное мнение, например, что на «отлично» учится тот, кто хочет возвыситься над сверстниками, не уважает товарищей, то ученики проявляют недовольство, когда им ставят хорошие отметки. Пока успехи в учебе обеспечивают уважение и дружбу товарищей — к ним есть стремление, когда этого не стало — резко меняется отношение к отметкам, к учебе.

Часто встречаются уродливые формы самоутверждения. Одна из них — драчливость. Особенно много драк происходит в тех классах, где победа в «поединке» расценивается как проявление доблести и геройства, а «победителю» обеспечены почет и уважение.

Еще одной такой формой самоутверждения является негативизм — стремление всегда поступать вопреки чужой воле. Опыты и наблюдения показали, что негативизм характерен лишь для тех младших подростков, положение которых в классе не соответствует их представлению о своем месте в нем. Как только в таком положении намечаются сдвиги к лучшему, ученики перестают быть негативистами.

Информация о работе Отношение белорусской молодёжи к другим нациям