Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа
Цель состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусской молодежи к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3 стр.
ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...
5 стр.
1.1
Общая характеристика подросткового возраста………...
5 стр.
1.2
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода……………………………………
7 стр.
1.3
Потребность в самоутверждении………………………...
13 стр.
1.4
Самосознание и самооценка………………..……………...
15 стр.
1.5
Эмоции и чувства………………………………………….
17 стр.
ГЛАВА 2
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ………………………
18 стр.
2.1
Понятие этноса. Многообразие его признаков………….
18 стр.
2.2
Характер народа. Структура национального характера...
22 стр.
ГЛАВА 3
МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ………………….
24 стр.
3.1
Ментальность и основные средства её передачи………..
24 стр.
3.2
Формирование менталитета белоруса на протяжении истории………………………………………………..........
26 стр.
3.3
Этническое самосознание белорусов и его основные черты………………………………………………….........
28 стр.
ГЛАВА 4
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
34 стр.
ГЛАВА 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………...
37 стр.
5.1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»…………….
37 стр.
5.2
Социологический опрос «Я и другие»…………………….
41 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
48 стр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
Очень высокий процент нетолерантности по религиозному и национальному признаку, однако есть люди, которые считают обстановку в своём регионе абсолютно толерантной.
Степень толерантности молодежи к людям других национальностей был призван выяснить вопрос анкеты: «С каким утверждением Вы согласны…» Варианты ответов были следующие:
«Республика Беларусь – для белорусов» |
8% |
«Республика Беларусь – для русских» |
4% |
«Республика Беларусь – для русских и белорусов». |
28% |
«Республика Беларусь – для всех национальностей» |
60% |
Наиболее часто выбираемый ответ «Республика Беларусь – для всех национальностей». Некоторые респонденты, выбирая этот вариант ответа, делают уточнения: «для всех, кто бы ни был, лишь бы уважали белорусский народ», «для всех национальностей, которые готовы принять культуру и уклад жизни Республики Беларусь», «для всех национальностей при условии, что живут дружно». Достаточно высокий процент толерантного отношения только к русским.
Во всех ли жизненных ситуациях молодые люди одинаково толерантны к людям иной национальности?
Национальная принадлежность человека влияет на отношение к нему при знакомстве |
24% |
Национальность не играет роли при знакомстве |
76% |
Такая же картина наблюдается в отношении выбора друзей:
Национальность друга не важна |
78% |
Выбирают друзей по национальному признаку |
22% |
Таким образом, отношение к человеку другой национальности у большинства молодых людей не зависит от того, знакомятся они с ним или же заводят дружбу.
В целом уровень национальной толерантности респондентов достаточно высокий. Однако, приятельские отношения – это одно, а создание семьи с человеком другой национальности – совсем другое.
Могу вступить в брак с человеком другой национальности |
48% |
Брак с человеком другой национальности не возможен |
52% |
Тут мнения разделились почти поровну. Незначительно перевешивает отрицательное отношение к браку с человеком другой национальности.
Какое значение имеет для молодых людей их национальная принадлежность?
Горжусь своей национальностью |
40% |
Моя национальность – не лучше и не хуже других |
56% |
Я стесняюсь своей национальности |
4% |
Большинство опрошенных гордятся своей национальностью или относятся к ней нейтрально, единицы стесняются своей национальности.
Далее молодым людям был предложен вопрос: «Как, по-вашему, все ли народы Беларуси имеют одинаковые права и возможности?»
Ответили утвердительно |
40% |
Не задумывались над этим вопросом |
32% |
Считают, что не всем народам в нашей стране предоставлены равные права и возможности. |
28% |
Большинство респондентов ответили утвердительно либо не задумывались над этим вопросом. Многие отметили неравенство всех народов в правах и возможностях.
Какие же этнические группы, испытывающие ущемление своих прав, называет молодежь? Респонденты, которые обозначили проблему социального неравенства, ответили следующим образом:
Народы Кавказа (в том числе грузины, армяне, азербайджанцы, чеченцы) |
70% |
Евреи, китайцы, цыгане, негры, русские |
16% |
Мигранты – выходцы из бывших союзных республик, гастарбайтеры. |
14% |
Далее молодым людям предоставлялась возможность высказать свои предложения по установлению мира между народами и прекращению межнациональных конфликтов. Какие варианты решения этой проблемы видят молодые люди?
Научиться жить в согласии с другими («Людям не хватает понимания, терпения, добродушия») |
22% |
Терпимость, понимание, уважение к другим людям |
6% |
Воспитание – вот ключ к толерантному обществу («Надо воспитывать молодое поколение, чтобы принципы толерантности были заложены с детства», «Закладывать в традиции семьи уважение к другим национальностям») |
12% |
Осознание людьми единства человечества, равенства людей (жить по законам мирским и божьим) |
6% |
Установление мира невозможно без предотвращения конфликтов (прекратить провоцировать конфликты между народами) |
6% |
Укреплять отношения государств в политической сфере |
6% |
Всем нациям – равные права и обязанности |
10% |
Нужно организовывать мероприятия (в сфере культуры и спорта), способствующие сближению людей разных национальностей |
8% |
Социально- экономическое обеспечение равных условий жизни |
2% |
Перестать оскорблять другие национальности в СМИ |
2% |
Наверное, нельзя ничего предпринять |
4% |
Не знают решения проблемы межнационального согласия |
6% |
Высказали предложения довольно радикального толка. |
10% |
Предложения сторонников радикализма: часть из них – антиглобалистские («Надо чтобы люди разных народов жили раздельно»), часть предложений – напротив («Нужно разрушить государственные границы и свергнуть любую власть», «Объединить все страны в единый Союз»). И, наконец, примеры крайне радикальных воззрений: «Я не против межнациональных конфликтов»; «Истребить евреев и хачиков»; «Всех «черных» - на один континент, всех «белых» - на другой».
Нельзя сказать, что чем старше респонденты, тем продуманнее ответы. Однако многие люди старше 20 лет пишут о терпимости и жизни по законам божьим.
Каково отношение молодежи к людям с другим вероисповеданием?
Принимают право человека на выбор веры |
52% |
Безразлично относятся к иноверцам |
44% |
Испытывают антипатию к людям другой веры |
4% |
Есть и оговорки - «Я с уважением отношусь к религиозному выбору человека, но считаю, что он не должен навязывать свои религиозные взгляды другим людям». Таким образом, в целом уровень религиозной толерантности в молодежной среде довольно высокий, агрессия по религиозному признаку слабо выражена.
Следующий вопрос анкеты («Ваше отношение к инвалидам, людям с внешними недостатками») давал возможность оценить уровень физиологической толерантности в молодежной среде.
Относятся к инвалидам участливо, с сочувствием |
56% |
Стараются не замечать инвалидов |
28% |
«Я отношусь к инвалидам, как к обычным людям. Если человек хороший, то внешние недостатки не замечаю. Мне все равно, какая у человека внешность» |
8% |
Стараются
оказывать посильную помощь |
4% |
Не определились со своим отношением к людям с ограниченными возможностями |
4% |
Оценивая уровень маргинальной толерантности молодых людей (отношение к бомжам и нищим), получили следующие результаты:
Испытывают жалость |
62% |
Безразличны к этой категории людей |
16% |
Испытывают отвращение, неприязнь |
10% |
Имеют свою позицию по этому вопросу |
2% |
Среди респондентов, имеющих свою позицию, часто встречается такое мнение: «Иногда испытываю к маргиналам отвращение, иногда – жалость (в зависимости от их действий/смотря от чего они опустились)», «К алкашам – негатив, к тому, у кого просто не сложилось – жалость».
Некоторые респонденты испытывают к маргиналам чувство страха, стараются избегать их, некоторые же, напротив, стараются помочь.
«Отношение зависит от конкретных людей. Бомжи бывают разные», - пишут молодые люди. Кто-то недоумевает: «Не могу понять, почему они (маргиналы) не могли все исправить, как с ними могло это произойти и почему государство ничего не предпринимает по этому вопросу». Один респондент в этой связи пишет: «Хочется заставить их (бомжей) работать».
Таким образом, для молодых людей на первом месте стоят не те отличия, которые зачастую являются причиной разжигания розни между людьми – национальные, религиозные, политические. Молодежи более важна личность другого человека, понимание, насколько он близок по духу и интересен. Политические взгляды и национальность человека не так уж важны для его положительного восприятия. Непринципиально для большинства молодых людей и такое отличие, как цвет кожи. Главной причиной многих конфликтов между молодежью различных государств являются личные качества некая личная неприязнь, что говорит о высоком уровне толерантности наших молодых людей.
Вышесказанное также наглядно демонстрирует наиболее часто выбираемый ответ белорусских студентов «Республика Беларусь – для всех национальностей». Некоторые респонденты, выбирая этот вариант ответа, делают уточнения: «для всех, кто бы ни был, лишь бы уважали белорусский народ», «для всех национальностей, которые готовы принять культуру и уклад жизни Республики Беларусь», «для всех национальностей при условии, что живут дружно».
Следовательно наша гипотеза: «Уровень толерантности белорусской молодежи достаточно высок» подтвердилась.
Обобщая изложенное, важно подчеркнуть следующее.
Подростковый возраст — период развития детей от 10—12 до 14—15 лет. Фактическое вступление в этот период может отличаться от указанных цифр на год или даже более в ту или другую сторону. Подростковый возраст часто называют переходным, так как именно в этот период происходят существенные изменения и в физиологии, и в психике детей, результатом которых является переход от детского состояния к взрослому. Подростковый период считается трудным, критическим, и этому есть объективные причины: различия между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым ,исключительно быстрый темп происходящих физических и психических изменений подростка, накопление дефектов воспитания, психологические сдвиги, происходящиe в ходе полового созревания, что выражается прежде всего в изменении самовосприятия.
Важно отметить, что формирование личности подростка, имеющего толерантные установки в системе социальных отношений является острой проблемой воспитания в современном мире.
Под национальным менталитетом понимается специфический способ мышления, мировосприятия или «мирочувствия», свойственный той или иной социально-этнической общности. Иными словами, это осознаваемые и неосознаваемые представления, установки и стереотипы социального поведения, формирующиеся у того или иного народа на протяжении истории и влияющие на его образ жизни, деятельность, тип социального мышления. Менталитет белорусов, как уже отмечалось, формировался под влиянием разнообразных этнических, социально-исторических и геополитических факторов. Он складывался на протяжении жизни многих поколений. В нем нашли отражении традиции обычаи, повседневный опыт народа. Неотъемлемыми чертами белорусского менталитета являются миролюбие, покладистость, терпимость. Анализируя социо-культурное положение в обществе на современном этапе, можно с уверенностью сказать, что в Беларуси не существует условий и предпосылок к возникновению межнациональных противоречий, а тем более вражды или дискриминации каких-либо наций.
Национальный характер, менталитет проявляется и в жизнедеятельности людей: в труде, в поведении, обществе, семье и т.д. Он находит свое отражение во всех видах и формах культуры, в искусстве народа – художественных образах народной поэзии, произведениях литературы, песнях, музыке, танцах, произведения прикладного искусства.
Толерантность – это допустимое отклонение от социального стандарта, которое принимается обществом и считается нормальным и приемлемым, т. е. то отклонение, непохожесть, отличие, к которому общество не относится агрессивно. Именно в таком значении мы употребляем это слово, когда называем некое общество «толерантным» (то есть, общество, в котором допустимое отклонение от социальных привычек и стандартов достаточно большое) и «нетолерантным» (когда допустимое несовпадение с устоявшимися нормами минимальное). Белорусская молодежь положительно относится к иностранным гражданам, принимает их манеры, некоторые традиции, однако привязанность и приверженность к своей культуре очень велика, что позволяет достичь по нашему мнению некой дружелюбной «золотой» середины в отношениях с другими национальностями.
Проведенное исследование «Индекс толерантности» показало, что у наших подростков средний уровень толерантности. А по результатам социологического опроса «Я и другие», проведённого среди молодёжи можно отметить высокий уровень толерантности. Таким образом, для молодых людей на первом месте стоят не те отличия, которые зачастую являются причиной разжигания розни между людьми – национальные, религиозные, политические. Молодежи более важна личность другого человека, понимание, насколько он близок по духу и интересен. Политические взгляды и национальность человека не так уж важны для его положительного восприятия. Непринципиально для большинства молодых людей и такое отличие, как цвет кожи. Главной причиной многих конфликтов между молодежью различных государств являются личные качества некая личная неприязнь, что говорит о высоком уровне толерантности наших молодых людей. Вышесказанное также наглядно демонстрирует наиболее часто выбираемый ответ белорусских студентов «Республика Беларусь – для всех национальностей». Некоторые респонденты, выбирая этот вариант ответа, делают уточнения: «для всех, кто бы ни был, лишь бы уважали белорусский народ», «для всех национальностей, которые готовы принять культуру и уклад жизни Республики Беларусь», «для всех национальностей при условии, что живут дружно».
Информация о работе Отношение белорусской молодёжи к другим нациям