Отношение белорусской молодёжи к другим нациям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусской молодежи к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3 стр.

ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...
5 стр.
1.1
Общая характеристика подросткового возраста………...
5 стр.
1.2
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода……………………………………
7 стр.
1.3
Потребность в самоутверждении………………………...
13 стр.
1.4
Самосознание и самооценка………………..……………...
15 стр.
1.5
Эмоции и чувства………………………………………….
17 стр.

ГЛАВА 2
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ………………………
18 стр.
2.1
Понятие этноса. Многообразие его признаков………….
18 стр.
2.2
Характер народа. Структура национального характера...
22 стр.

ГЛАВА 3
МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ………………….
24 стр.
3.1
Ментальность и основные средства её передачи………..
24 стр.
3.2
Формирование менталитета белоруса на протяжении истории………………………………………………..........
26 стр.
3.3
Этническое самосознание белорусов и его основные черты………………………………………………….........
28 стр.

ГЛАВА 4
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
34 стр.

ГЛАВА 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………...
37 стр.
5.1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»…………….
37 стр.
5.2
Социологический опрос «Я и другие»…………………….
41 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
48 стр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 121.31 Кб (Скачать файл)

Под национальным менталитетом понимается специфический способ мышления, мировосприятия или «мирочувствия», свойственный той или иной социально-этнической общности. Иными словами, это осознаваемые и неосознаваемые представления, установки и стереотипы социального поведения, формирующиеся у того или иного народа на протяжении истории и влияющие на его образ жизни, деятельность, тип социального мышления. [17, c.122]

Менталитет белорусов, как уже отмечалось, формировался под влиянием разнообразных этнических, социально-исторических и геополитических факторов. Он складывался на протяжении жизни многих поколений. В нем нашли отражении традиции обычаи, повседневный опыт народа.

Приступая к рассмотрению белорусского национального характера или менталитета, следует отметить, что он имеет немало общих черт с общеславянским менталитетом в целом и русским национальным характером, в частности. Вместе с тем для него характерны и свои особые черты, отличающие его от других, скажем, восточнославянских народов.

Что касается славянского менталитета в целом то, как известно, славянская ментальность и культура занимают срединное положение между крайними формами социокультурных традиций Востока и Запада. Западная и восточная культурная ментальность имеют свою специфику. Запад рассматривается как носитель культуры динамического, активистского типа, ориентирующейся на преобразование внешней реальности; Востоку более свойственен традиционалистский тип культуры, нацеленный на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе и человеку. Славянский менталитет, находясь под воздействием крайних точек зрения на мироустройство, сумел их синтезировать и выработать свое особое отношение к миру, отличающиеся уверенностью в универсальной целостности бытия, в идее мирового единства.

Особенности национального менталитета белорусов. В самом общем плане, то первое, что бросается в глаза – это его традиционное колебание между Востоком и Западом, чему способствует, прежде всего, само геополитическое положение Беларуси. Вторая черта менталитета белорусского народа – отсутствие у него чувства превосходства перед другими народами, национальной исключительности, что в принципе является достаточно характерным не только так называемым великим нациям, но и некоторым малочисленным народам.

С принятием христианства изменяется и обогащается складывающаяся в то время ментальность наших предков. Смена религиозной модели не могла не повлиять на обычаи, традиции и мораль. Они становятся более мягкими, гуманными.  В период же войн белорусы становятся мужественными и решительными. Добавляются такие качества как свободолюбие и храбрость. Наглядный пример этому – движение сопротивления в республике в годы Второй мировой войны.

В целом для национального менталитета белорусов веками продолжали оставаться настроения грусти и печали. Особенно это заметно в белорусских народных песнях, причем самых различных регионов республики. Причины тому тяжелая подневольная жизнь, вечная оглядка на более сильных зарубежных соседей, опустошительные войны, наличие крепостного права и т.д. Нельзя также забывать и про геоприродные факторы, ведь предки белорусов жили разбросанно среди лесов и болот. Все это не могло не отразиться на психике. Может быть отсюда и грусть, сдержанность, замкнутость и осторожность. [12, c. 89-90]

Интересен тот факт, что скорбь у белорусов чужда всякого пессимизма и не приводит ни к отчаянию, ни к повышенному количеству самоубийств и т.д. Напротив, это чувство представляет некий выход из тяжелого внутреннего напряжения, которое иначе могло бы выразиться каким-либо душевным волнением, как гневом, страхом, упадком духа и т.д. Таким образом, печаль эта имеет свойства некого охранительно чувства, и в этом кроется ее высокопсихологическое значение для нравственного здоровья народа.

Возможно отсюда и немногословность белорусов, нелюбовь к обсуждению своих проблем публично, а внутреннее их переживание. Может быть, отсюда и кажущаяся замкнутость наших соотечественников. Однако это не является особенностью национального характера, так как в целом белорусы открыты, бесхитростны, добродушны. Просто для них несвойственно высказывать на людях свои эмоции и чувства.

Уникальные природно-географические условия жизни белорусов сформировали  тип культуры, состоящий из разнородных воззрений, слитость человека и общества, общества и природы. Ф.Кудринский в книге «Белорусы» отмечет, что «характерной чертой для белоруса следует признать его умение сосредоточиться, подолгу останавливаться на наблюдаемом явлении…Порою его ум очень широкий по захватам мысли…но природная боязнь ко всему заставляет его ум съежиться, обуздать самого себя. Трудно найти на свете человека менее требовательного, чем белорус. Постоянное «себе на уме», обдумывание своего положения, вечные счеты…сделали его чувственным ко всем неожиданностям. Белорус принимает к сердцу неприятности, которые ставят его в тупик. Он не знает русского «авось»…Белорус всю жизнь повторяет «а зараз»… и никогда не торопится. Он более всего любит покой и обожает праздники… Белорус необыкновенно терпелив… ». В другом источнике указываются аналогичные типичные для белоруса характеристики: «Белорус отличается бережливостью, почти скупостью, расчетливым ведением хозяйства. На работе отличается выдержкой, мало гармонирующей с его физической хилостью. Белорусы – прекрасные рабочие…Белорус отличается гостеприимством, склонностью к веселью и доверчивостью, …отсутствием злопамятности.

При отсутствии предприимчивости белорус однако отличается сильным развитием воображения и впечатлительностью. Он охотно уходит в мир мечтаний, воображения».

Неотъемлемой чертой белорусского менталитета является миролюбие, покладистость, толерантность. Белорус – человек незлобивый, незлорадный и немстительный. Когда встречает доброжелательное отношение к себе, всегда отвечает тем же. Если же попытаться сравнить национальные черты белоруса с другими народами, то здесь А. Смолич писал, что белорус «не имеет в характере того риска, открытой и грубой простоты, характерных для московца». Кроме того, «не имеет легкомысленности, светскости и самохвальства, которым так часто отличаются поляки». От евреев же белорусы отличаются меньшей энергичностью, настойчивостью, менее развитым умением приспосабливаться к различным обстоятельствам.

Еще со времен ВКЛ для белорусов характерны черты толерантности, которые за период нашей истории еще больше усилились. Толерантность белорусов проявлялась не только в терпимости, уважении культуры и обычаев соседей, но и в устойчивости к их насильственному воздействию.  Белорусам чужд революционизм и политический авантюризм. Они не склонны к радикальным изменениям в своей социальной жизни. Неслучайно в истории нашей страны никогда не было распространено националистическое и радикальное политическое движение.

Толерантность белорусов – результат длительного развития. Отсутствие межнациональной вражды в современной Беларуси имеет, помимо всего прочего, и исторические корни. Жизнь в условиях полиэнтических государств (ВКЛ, Речь Посполитая, Российская Империя, СССР) научила белорусов отдавать предпочтение общенациональным ценностям и не выставлять этнические интересы.[15, c.154-155]

Отличительной особенностью белорусского национального менталитета является уважение к праву. Белорусы всегда с уважением относились к законам. В подтверждение тому высказывания иностранных граждан, путешествующих по Беларуси, которые отмечали, что среди белорусов были редкостью тяжелые преступления против личности и общества.

Национальный характер, менталитет проявляется и в жизнедеятельности людей:  в труде, в поведении, обществе, семье и т.д. Он находит свое отражение во всех видах и формах культуры, в искусстве народа – художественных образах народной поэзии, произведениях литературы, песнях, музыке, танцах, произведения прикладного искусства.

 

ГЛАВА 4

ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

 

 

Целью этой главы не является раскрытие всех возможных теоритических и практических  проблем толерантности в Беларуси. Это попытка окинуть общественным взором проблему, представляющуюся интересной и неоднозначной, а также выяснить уровень толерантности молодёжи нашей страны.

«Так какие вы, белорусы? Чем отличаетесь от других?» – на такой вопрос большое количество обывателей белорусов отвечает: «Мы люди толерантные». Правда, есть и другая часть, которая отвечает аналогично, однако прибавляет к прилагательному «толерантные» уточнение «слишком», высказывается уже с выражением сожаления на лице и внутренним чувством стыда.

На первый взгляд, так и есть –толерантные. Белорусские официальные СМИ периодически выясняют толерантность белорусов, признавая наличие и  яркую выразительность этой черты в менталитете белорусов за аксиому. Причём обычно не делается попыток дать определение той толерантности, которую имеют в виду авторы статей. Понятие вырисовывается ассоциативно и сводится в положительном русле к терпимости и загадочной белорусской «памяркоўнасці», а в негативном – к гипертрофированной терпимости, равнодушию, умению приспосабливаться к любым условиям. Эта черта преподносится как природный и правильный способ мирной защиты белорусов от якобы вредных и опасных воздействий других культур.

Как оказывается, такое понимание за некоторыми исключениями фактически преобладает  и в головах значительного количества рядовых белорусов.

В качестве иллюстрации можно обратиться к результатам тех немногочисленных исследований проблем толерантности, которые проводились в Беларуси, например, исследований научного коллектива «Славяне» Гомельского государственного университета. Учёные провели опрос белорусов, украинцев и россиян – жителей соответственно Гомельской, Черниговской и Брянской областей. Всем респондентам задавался вопрос «Считаете ли Вы белорусов толерантными?» без какого-либо разъяснения самого этого понятия. В результате оказалось, что толерантными белорусов считают 52,9% жителей Гомельщины, 34,7% опрошенных украинцев и 25% россиян.[14, c. 38]

Исходя из того, что более 50% белорусов считают себя толерантной нацией, можно предполагать, не претендуя на высокую точность, что при опросе относительно наиболее типичных черт белорусского характера белорусы одной из первых вспомнят знаменитую толерантность. Такое исследование было проведено в конце 90-х годов. При опросе во время исследования белорусы отметили 115 типичных качеств сограждан, из них наиболее часто упоминались (приведём 9 самых популярных): терпеливость, гостеприимство, спокойствие, доброта, трудолюбие, ум, медлительность, нерешительность, пассивность. Но толерантность белорусов не упомянул, исходя из результатов, практически никто. Возникает закономерный вопрос – а почему? Думается, что на самом деле респонденты её назвали, но – не отмечая отдельно, а обычно ассоциируя, в первую очередь, с пассивной терпеливостью.

Однако толерантность – ни в коем случае не синоним терпеливости и даже не синоним терпимости. Давайте разберёмся, что же такое «толерантность».

В большинстве европейских языков слово «толерантность» означает не только терпимость, но и различные формы допустимого отклонения от  стандартного веса, размера, допустимое отклонение в показаниях прибора и т. д.

Например, в Российской империи вполне нормально могли относиться к существованию разговорного языка меньшинств, но развитие литературного языка часто воспринималось как угроза. Во Франции приемлемо относились к факту существования бретонской общины, но использование бретонского языка в образовании было проблематичным.

Думаем, что такое понимание наиболее адекватно отражает суть толерантности как социального феномена. Толерантность – это допустимое отклонение от социального стандарта, которое принимается обществом и считается нормальным и приемлемым, т. е. то отклонение, непохожесть, отличие, к которому общество не относится агрессивно. Именно в таком значении мы употребляем это слово, когда называем некое общество «толерантным» (то есть, общество, в котором допустимое отклонение от социальных привычек и стандартов достаточно большое) и  «нетолерантным» (когда допустимое несовпадение с устоявшимися нормами минимальное). Например, в одних обществах развитие региональных языков – явление вполне нормальное, а в других оно рассматривается как угроза суверенитету и целостности.

Согласно Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, социальная толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Такая толерантность – это не индифферентность и не игнорирование, человек вступает в контакт с тем, кто не похож на него, и при этом не отказывается от своих ценностей.[18, c. 340]

Если же исходить именно из такого, принятого мировой общественностью, понимания толерантности, являются ли белорусы толерантными? Для начала следует отметить, что существует большая проблема – не хватает широкомасштабных исследований в этой области и недостаточно информации о результатах тех исследований, которые проводятся. Основной причиной такой «обделённости» вниманием белорусской наукой теории и практики толерантности является миф о толерантности как пассивно окрашенной терпимости/терпеливости, который очень популярен у народа и закреплялся продолжительное время.

Однако даже, несмотря на эти обстоятельства, определённые исследования по белорусской толерантности проводились. Так, летом 2011 года в четырёх городах Беларуси (Минске, Бресте, Гомеле и Могилёве) ОО «Могилёвская городская ассоциация «Гуманитарная инициатива» провело социологический опрос с целью изучения особенностей восприятия беженцев в Беларуси местным населением. Было опрошено 1200 человек в возрасте от 16 до 60 лет. Респондентам задавался ряд вопросов, например: «Согласны ли Вы с правом беженцев на убежище?». «Да»– ответили 59 % опрошенных, «Нет»– 40%. Неприятие беженцев респондентами вызвано в основном тем, что, по их мнению, иноземцы:

Информация о работе Отношение белорусской молодёжи к другим нациям