Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа
Цель состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусской молодежи к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3 стр.
ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...
5 стр.
1.1
Общая характеристика подросткового возраста………...
5 стр.
1.2
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода……………………………………
7 стр.
1.3
Потребность в самоутверждении………………………...
13 стр.
1.4
Самосознание и самооценка………………..……………...
15 стр.
1.5
Эмоции и чувства………………………………………….
17 стр.
ГЛАВА 2
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ………………………
18 стр.
2.1
Понятие этноса. Многообразие его признаков………….
18 стр.
2.2
Характер народа. Структура национального характера...
22 стр.
ГЛАВА 3
МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ………………….
24 стр.
3.1
Ментальность и основные средства её передачи………..
24 стр.
3.2
Формирование менталитета белоруса на протяжении истории………………………………………………..........
26 стр.
3.3
Этническое самосознание белорусов и его основные черты………………………………………………….........
28 стр.
ГЛАВА 4
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
34 стр.
ГЛАВА 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………...
37 стр.
5.1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»…………….
37 стр.
5.2
Социологический опрос «Я и другие»…………………….
41 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
48 стр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
Совершают преступления |
35,2% |
Создают напряжённую обстановку |
27% |
Ведут себя как хозяева |
23,8% |
Стремятся обмануть нас |
20,8% |
Свысока смотрят на нашу культуру |
12,6% |
Имеют низкий уровень культуры |
12,5% |
Имеют раздражающий внешний вид |
10,2% |
При этом непосредственно встречались с беженцами только 24% опрошенных, что означает, что оценка представителей других культур делается с точки зрения общего мнения и существующих стереотипов, а не на основе личного опыта.
Вот и получается, что белорусы демонстрируют не толерантность в том смысле, который вкладывает в это слово мировой опыт и сама теория толерантности, а скорее – терпимость или в лучшем случае – равнодушие к другим.
ГЛАВА 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
5.1 Экспресс опросник «Индекс толерантности»
После того, как мы разобрались во всех аспектах понимания толерантности белорусами в общем, можно перейти к нашему исследованию, которое касается только подростков.
В средствах массовой информации представлены взгляды о том, что сегодня все большее распространение среди подростков имеют настроения взаимной нетерпимости, недоброжелательности и агрессивности. Поэтому особо значимым является нахождение путей воспитания детей и подростков в духе толерантности.
Важнейшей проблемой воспитания в современном мире является формирование личности подростка, имеющего толерантные установки в системе социальных отношений. Ведущая роль в решении этого вопроса принадлежит школе как основному институту социализации личности.
Проблемой нашего исследования было изучение вопросов: как понимают «толерантность» сами подростки, насколько они считают себя и своих одноклассников толерантными и насколько они в действительности являются толерантными?
В опросе приняли участие подростки 8, 9 и 10 классов средней школы № 139 г. Минска (60 человек).
Метод исследования: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатовой, О.А.Кривцовой, О.Е.Хухлаевой, Л.А.Шайгеровой), [19, с. 35].
Испытуемым была предложена таблица (таблица 1) с утверждениями, и необходимо было оценить насколько они согласны или не согласны с приведенными утверждениями.
Таблица 1 – Экспресс опросник «Индекс толерантности»
Утверждение |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение |
||||||
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности |
||||||
Если друг предал, надо отомстить ему |
||||||
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение |
||||||
В споре может быть правильной только одна точка зрения |
||||||
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах |
||||||
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные |
||||||
С неопрятными людьми неприятно общаться |
||||||
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения |
||||||
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества |
||||||
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности |
||||||
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше |
||||||
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же |
||||||
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей |
||||||
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» |
||||||
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители |
||||||
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение |
||||||
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться |
||||||
Беспорядок меня очень раздражает |
||||||
Любые религиозные течения имеют право на существование |
||||||
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом |
||||||
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Анализ результатов исследования показал, что у большинства учащихся средний уровень общей толерантности как черты личности. Это свидетельствует о том, что подростки имеют как толерантные, так и интолерантные черты, в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, проявляя терпимость и доброжелательность к окружающим в других, могут проявлять нетерпимость и негативизм. Результаты обследованных классов приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты исследования толерантности подростков, распределение учащихся, в %
Класс |
Уровень |
Общий балл толерантности |
8 класс |
средний балл |
|
низкий уровень |
10 | |
средний уровень |
70 | |
высокий уровень |
20 | |
9 класс |
средний балл |
|
низкий уровень |
5 | |
средний уровень |
75 | |
высокий уровень |
20 | |
10 класс |
средний балл |
|
низкий уровень |
0 | |
средний уровень |
75 | |
высокий уровень |
25 |
Сравнивая результаты трех классов, мы видим, что наименее толерантны подростки 8-го класса.
Таким образом, по нашим результатам, у большинства испытуемых (75%) средний уровень толерантности. Следовательно наша гипотеза: «Уровень толерантности подростков Республики Беларусь достаточно высок» не подтвердилась.
Подводя итоги, можно сказать, развитие толерантности является одним из приоритетных направлений работы современной школы, выполняющей заказ многонационального и многоконфессионального государства. Важно, чтобы у школьников были сформированы толерантные установки сознания благодаря которым сложится ситуация уважительного отношения к себе и окружающим, независимо от национальной принадлежности, убеждений, культурных особенностей, вероисповедания.
5.2 Социологический опрос « Я и другие»
Так же было проведено исследование среди молодых людей от 17 до 23 лет. Все участники являются студентами высших учебных заведений.
Целью проведения данного исследования стало определение степени толерантности в молодежной среде Республики Беларусь. При этом мы обращали внимание на различные аспекты проявления толерантного отношения молодежи – по социально-экономическому статусу, по возрастному цензу, религиозным воззрениям, национальному признаку. В основу исследования была положена анкета Республиканской юношеской библиотеки и Национальной детской библиотеки им. С.Я.Маршака Республики Коми.
Гипотеза исследования: «Уровень толерантности белорусской молодежи достаточно высок».
Принимая во внимание проблему понимания понятия «толерантность» мы решили узнать: как же понимают молодые люди термин «толерантность»?
Предлагаем вам познакомиться с рейтингом ответов:
Доброжелательность |
36% |
Снисходительное отношение к людям (терпимость) |
28% |
Готовность к сотрудничеству |
20% |
Способность ценить свободу личности |
12% |
Я не знаю, что это такое |
4% |
Большинство опрошенных понимают под толерантностью «доброжелательность», но также высок процент тех людей, которые отождествляют толерантность с терпимостью.
Чем люди не похожи друг на друга, в чем основное различие между ними и как понимает это молодежь?
Поступки, интересы, увлечения |
54% |
Традиции, уклад жизни, внешние данные |
24% |
Политические взгляды и национальность |
14% |
Цвет кожи |
8% |
Таким образом, для молодых людей на первом месте стоят не те отличия, которые зачастую являются причиной разжигания розни между людьми – национальные, религиозные, политические. Молодежи более важна личность другого человека, понимание, насколько он близок по духу и интересен. Политические взгляды и национальность человека не так уж важны для его положительного восприятия. Непринципиально для большинства молодых людей и такое отличие, как цвет кожи.
Как молодые люди оценивают свое поведение?
Всегда считают себя правыми |
10% |
Признают своё право на ошибку |
76% |
Дают свои варианты ответа |
6% |
Среди своих вариантов ответа были такие: «Зависит от ситуации. Я всегда пойму, когда прав. Поступаю, как подсказывает сердце», «Я считаю себя правым практически всегда». Но подавляющее большинство признают своё право на ошибку.
Каково отношение молодёжи к конфликтам?
Препятствуют возникновению конфликтов |
40% |
При возникновении конфликтов встают на защиту тех, кого ущемляют |
32% |
Стараются не вмешиваться в конфликтные ситуации |
20% |
Сам являюсь зачинщиком конфликтов |
8% |
Большинство опрошенных занимают достаточно активную позицию по отношению к конфликтам: или препятствуют в их возникновении, или участвуют в решении. Однако достаточно высок процент людей, которые к конфликтам относятся пассивно. Есть и такие, которые их провоцируют (небольшой процент).
Как оценивают картину толерантности в своих населенных пунктах молодые люди?
Проблема взаимоотношений поколений (недопонимание между возрастными группами «молодежь – старшее поколение») |
56% |
Проблема взаимоотношений между группами «богатые-бедные» |
44% |
Что касается остальных социальных групп (здоровые – инвалиды, православные – люди иной веры, антагонизм по национальному признаку), то здесь ситуация несколько отличается.
Проблема взаимоотношений инвалидов и здоровых людей |
32% |
Проблема во взаимоотношениях по религиозному признаку |
24% |
Межнациональные противоречия |
26% |
Абсолютно толерантная обстановка |
10% |
Напряжённость социальных отношений по всем позициям |
8% |
Информация о работе Отношение белорусской молодёжи к другим нациям