Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:23, доклад
Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.
Планирование эксперимента начинается после отработки гипотезы, которая формируется в процессе знакомства исследователя с фактическим материалом по данной социальной (научной) проблеме. Проблема лежит в основе социальной (научной) потребности. Исследователь при формировании гипотезы ориентируется на экспериментально-теоретические подходы к структуре личности, группы, объекта исследования в целом.
Во-вторых, использование
этого метода может базироваться
либо на проверке одной теоретической
интерпретации наблюдаемых (выявляемых)
психологических свойств, либо предполагать
конкурирующие теоретические
В-третьих, поскольку
заранее обычно неизвестно, что для
данного индивидуального случая
может оказаться наиболее характерным
(сущностным), опыт и интуитивная
ориентировка выступают не менее
важными регуляторами определения
общего психологического и конкретного
методического воплощения предположений
исследователя
ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЬНЫХ
УСЛОВИЙ ИЛИ КОНТРОЛЬНОЙ
Контрольная группа
обеспечивает исходный уровень, помогающий
определить, улучшают или ухудшают
экспериментальные воздействия
способность слепых обходить препятствия.
Зависимая переменная в этом исследовании
– способность реагировать на
раздражители в условиях ограничения
чувствительности – оценивалась
по количеству случаев, когда испытуемые
натыкались на препятствия. Иногда требуется
более одной контрольной
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ И ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ НА ОДНОЙ ГРУППЕ.
План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.
Структура этого плана представляет собой:
Где R – рандомизация; X – воздействие; 01 – предварительное тестирование экспериментальной группы; Оэ – предварительное тестирование контрольной группы; 04 – итоговое тестирование контрольной группы.План с предварительным тестированием пользуется популярностью у психологов. Биологи больше доверяют процедуре рандомизации
ОТСУТСТВИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ФОНА ИЛИ ЕСТЕСТВЕННОЙ ДИНАМИКИ.
Однако с помощью плана с предварительным и итоговым тестированием контрольной группой можно контролировать другие внешние переменные. Контролируется фактор «истории»(«фона»), так как в промежутке между первым и вторым тестированием обе группы подвергаются одинаковым («фоновым») воздействиям. В реальности невозможно добиться, чтобы тест и ретест проводились в группах одновременно. План превращается в квазиэкспериментальный.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ.
Экспериментальные планы
С начала нашего века исследователи начали активно использовать контрольные группы. Практически не осталось ни одной сферы знания, где за век не были бы проведены эксперименты такого рода
Одним из важнейших
отличий современных
Планы для одной независимой переменной
План «истинного» экспериментального исследования отличается от других следующими важнейшими признаками:
1) применением одной
из стратегий создания
2) наличием экспериментальной
и, как минимум, одной
3) завершением эксперимента
тестированием и сравнением
Классическим вариантом плана является план для 2 независимых групп.
Экспериментальная группа
R Х О1
2. Контрольная группа
R О2
Здесь R— рандомизация, Х— воздействие, О1 — тестирование первой группы, О2 — тестирование второй группы.
ПЛАН СОЛОМОН
План Соломона для 4 групп
где R-— рандомизация, О — оценка, X — воздействие.
Можно оценить сложность реализации такой схемы. Исследователь обязан случайным образом решить, кому из сотрудников будет предъявлен экспериментальный материал, кому он не будет предъявлен, чья деятельность или отношение к происходящему будет измерена один раз, а чья — дважды.
Этот план объединил два ранее рассмотренных плана.
1. Эксперимент 1: R О, Х Og
2. Контроль!: R Оз С>4
3. Эксперимент 2: R Х Од
4. Контроль 2: R Og
План включает две
экспериментальные и две
Сравнение средних по
столбцам позволяет выявлять эффект экспериментального
воздействия - влияние независимой переменной
на зависимую. Средние по строкам показывают
эффект предварительного тестирования.
Сравнение средних по ячейкам характеризует
взаимодействие эффекта тестирования
и экспериментального воздействия, что
свидетельствуете о мере нарушения внешней
валидности.
Планы для одной независимой переменной и нескольких групп.
Иногда сравнение
двух групп недостаточно для
подтверждения или
а) необходимость контроля внешних переменных;
б) необходимость выявления количественных зависимостей между двумя переменными.
Для контроля внешних
переменных используются различные
варианты факторного экспериментального
плана. Что касается выявления количественной
зависимости между двумя
Эксперимент 1: R X,1 О1
Эксперимент 2: R X2 O2
Контроль: R О3
Контрольная группа в данном случае - это третья экспериментальная группа, для которой уровень переменной Х = О.
При реализации этого
плана каждой группе предъявляется
лишь один уровень независимой
ПЛАН Д.КЕМПБЕЛЛА
Видами качественного знания в социальных науках являются:
а) примитивное качественное знание, источником которого являются сами участники различного рода исследований;
б) мнения экспертов;
в) системный подход, выступающий своеобразной альтернативой количественному методу.
Необходимость качественного метода вызвана также недостатками количественного метода, необходимостью его дополнения.
Один из важнейших
недостатков исследований является
наличие артефактов в эксперименте.
В любом исследовании есть проблема
смещения результатов. Поэтому наилучшим
выходом является органичное сочетание
качественного и
Слабость лабораторного эксперимента состоит в продолжении его сильной стороны — в попытке выделить в чистом виде минимальное количество существенных факторов. При этом теряется специфика социальных связей.
То же происходит и в полевом эксперименте. Поначалу исследователь старается не вмешиваться в естественный процесс, но затем при интерпретации результатов происходит все то же — препарирование ситуации под проверяемую гипотезу.
Еще один источник смещения коренится в методах подбора испытуемых. Многие из них могут неосознаваемо подыгрывать исследователю, предугадывать ожидаемое от них поведение.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРОБЛЕМЫ УГРОЗ ВАЛИДНОСТИ
Планирование эксперимента. Логика экспериментального вывода связана с использованием принципа дедукции – общения «от общего к частному»,что позволяет отвергать научные гипотезы как ложные, если они неверно описывают эмпиричную реальность.
Логика планирования
Схема 1
Метод согласия (А. В,Х; -> У______(C,Р,Х) -> У_______
Х=>У
Если два комплекса
переменных вызывают один и тот же
эффект (У). То; значит, он обусловлен
общей для этих групп переменной (Х).
Схема 2
Метод различия
ГА.В.С,Х)->У
ГА.В,С)->У___________________
Х=>У
Если группа переменных, включающих фактор Х. Вызывает эффект У. А та же группа без фактора Х приводит к отрицательному эффекту (не – У), то У обусловлен переменной Х.
*Одинарная стрелка означает здесь «следует», а двойная-«причинно обусловливает».
Планирование эксперемента-
ряд мероприятий в процессе подготовки
эксперемента, направленных на конкретизацию
и операционализацию НЗП (независимой
переменной), ЗП (зависимой переменной),
выбор уровней ДП (дополнительной переменной)-
содержательное прланирование и на выбор
процедуры ( последовательности) опытов-
формальное планирование. Планирование
эксперемента направленно как на решение
содержательных проблем, так и на выбор
процедуры опытов с целью реализации индуктивного
вывода о том, обусловливает или нет переменная
Х переменную У.
К факторам, ставящим под угрозу внешнюю валидность или репрезентативность эксперимента, относятся:
1) реактивный эффект или эффект взаимодействия тестирования — уменьшение или увеличение чувствительности испытуемых, прошедших предварительное тестирование, к эксперименту по сравнению с членами генеральной совокупности;
2) эффекты взаимодействия фактора отбора и экспериментального воздействия;
3) условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемых на эксперимент, которая не позволяет распространить полученные данные на людей, подвергнутых такому же воздействию, но в неэкспериментальных условиях;
4) взаимная интерференция экспериментальных воздействий — возникает, если одни и те же испытуемые подверглись нескольким воздействиям и влияние более ранних воздействий не исчезло.
СМЕШИВАЮЩИЕСЯ И ПОБОЧНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
Внешние (“прочие”) переменные экспериментальной ситуации экспериментатор должен контролировать. Среди внешних переменных выделяют: 1) побочные переменные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых);
2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием
— побочная П. — П.
(или фактор), порождающая ненадежность
или систематическое смешение; совокупностями
побочных П. являются, например, фактор
времени, фактор задачи, индивидуальные
различия испытуемых (или субъективный
фактор)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
Кроме управления НП и измерения ЗП, исследователь согласно гипотезе должен учитывать еще одну переменную – дополнительную, уровень которой определяет возможность последующих обобщений на изучаемый вид деятельности, популяции, ситуации и т.д. В отличие от побочных переменных дополнительная переменная входит в формулировку экспериментальной гипотезы как уточнение условий, при которых ожидается действие НП.
Информация о работе Планирование эксперимента и контроль переменных