Понятие «творчество» и «творческие способности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо¬жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 223.31 Кб (Скачать файл)
    1. Понятие «творчество» и «творческие  способности» 
       
       
      Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?   
       
      Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.   
       
      Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.   
       
      Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. 
       
      Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. 
      1.2. Характеристика особенностей  развития  творческих 
       
      способностей в старшем дошкольном возрасте 
       
      Говоря, например, о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать музыкально- творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.   
       
      Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к  развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.      
       
      Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.   
       
      Однако возможности развития творческих способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития музыкально-творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).  Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития музыкально-творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей 
       
      С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.  
       
      Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
  1. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста
  2. 27 Октября 2011:
  3. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперёд. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворённости. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает – «без воображения – нет соображения».
  4. Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: «Талант всегда пробьётся». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одарённость существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать.
  5. Именно поэтому нами разработана программа по развитию творческого (дивергентного) мышления у детей старшего дошкольного возраста - «Страна Фантазия», за основу которой взят Курс развития творческого мышления Ю. Гатанова.
  6. Курс разработан на базе известной модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В рамках этой модели впервые было выделено дивергентное мышление, являющееся основой творчества. Прототипом Курса послужили развивающие программы Дж. Рензулли.
  7. Курс развития творческого мышления Ю. Гатанова является результатом трёхлетней адаптации этих программ в российских школах. Основу Курса составили задания, разработанные в соответствии с особенностями нашей культуры, с учетом замечаний психологов и учителей, проводивших занятия.
  8. Нами использован и адаптирован первый выпуск Курса – «Курс развития творческого мышления для детей 6(5) – 8 лет».
  9. В большинстве российских школ и других образовательных учреждений делается акцент на развитии традиционного (конвергентного) мышления, что безусловно очень важно (каждый ребёнок должен знать, что такое точность и подробность ответа, должен уметь работать аккуратно, в определённом темпе и т.п.). Вместе с тем, реальность, с которой соприкасается человек в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальной учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения.
  10. Дивергентное (творческое) мышление – это вид мышления, который характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем.
  11. Задания и упражнения программы развивают общие свойства творческого мышления:
  12. Беглость – это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов;
  13. Гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения;
  14. Оригинальность – это способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;
  15. Способность к детальной разработке – способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
  16. Также задания программы развивают и отдельные творческие мыслительные способности, которые выделяют в соответствии с типом перерабатываемой информации и способом её организации у человека. То есть, одни дети предпочитают работать с образной информацией (представлять себе что-либо), другие – с символической или с семантической (рисовать, придумывать пиктограммы, схемы и т.п.), некоторые дети выбирают упражнения с простыми типами ответов, тогда как другие предпочитают более сложные задания - сочинение стихов или историй.
  17. Изначально программы, лежащие в основе данного Курса, были предназначены для одарённых детей. Но потом выяснилось, что они могут развивать творческое мышление и у ребят с нормальным уровнем развития и даже у отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в предлагаемых заданиях и упражнениях нет «неправильных» ответов, именно поэтому любой ребёнок способен с ними справиться.
  18. Основное достоинство творческого Курса – каждый ребёнок творит в соответствии со своей подготовкой и своим жизненным опытом.
  19. Мы будем предлагать Вам разные способы развития творческого мышления у ребят в домашних условиях.
  20. Самое главное – позитивная поддержка ребёнка, учёт его индивидуальных особенностей, предпочтений.
  21. Исключены в общении с детьми следующие высказывания:
  22. - Не говорите глупостей!
  23. - Будьте серьёзнее!
  24. - Это хорошая идея, но...
  25. - Это к делу не относится!
  26. - Вы должны это знать!
  27. - Не надо быть неряшливыми!
  28. - Ну, это не работа...
  29. - Это никуда не годится!
  30. - Успокойтесь! И т.п.
  31. Способствуют повышению умственной активности следующие высказывания:
  32. - Гениально!
  33. - В самую точку!
  34. - Замечательно!
  35. - Здорово!
  36. - Супербрависсимо!
  37. - Экстраклассно! И т.п. (см. консультацию о способах словесной поддержки детей).
  38. Упражнение на развитие творческого мышления.
  39. Есть интересная игра для развития воображения и образного мышления, умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей: возьмите изображения разных животных (можно использовать журналы или раскраски), разрежьте их ножницами на части (голова, туловище, лапы, уши, хвост и т.п.). Предложите ребенку создать из этих деталей необычное животное (можно использовать часть деталей, а остальное дорисовать). Приклеив, раскрасив, необычного зверя, малыш может рассказать о нем:
  40. Как его зовут?
  41. Где он живет?
  42. С кем дружит?
  43. Что любит кушать? И т.п.

Развитие  творческих способностей детей

Только ленивый  в наше время не слышал о важности раннего развитии детей, о всевозможных методиках такого обучения и пользе, которую испытывают непосредственно  сами детки. Конечно, сегодня к детям  предъявляют более  высокие требования и в садиках, и  в школах, да и  сама жизнь обрушивает на подрастающее поколение  массу новой информации. Поэтому творческие способности чрезвычайно  важны во взрослой жизни. Какую бы область  себе не выбрал ваш  ребенок, чем бы он ни занимался,  творческий подход к вопросу поможет подобрать нужные решения.  И вообще развитые люди более интересны в общении и легче справляются с возникающими трудностями.   Что же могут сделать любящие родители для развития своего малыша.

Вначале нужно понять, что  же мы будем развивать? Творческие способности  включают в себя  умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы.  Еще развитие творческих способностей детей влияет на  расположенность к открытиям и умение осмыслить и применить на практике полученный опыт.

Конечно, обучением ребенка  лучше заниматься с самого рождения. Но по данным исследований, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является особенно необходимым. Дело в том, что пик творчества у детей припадает на 3, 5 − 4 года.

С чего начать развитие творческих способностей детей?

Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.

  • В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними. 
  • Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
  • Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
  • Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
  • Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.

Второе, что нужно для  успешного развития – это системность  занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную  картинку.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.

Обучать можно без скучной  передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.

Развитие творческих способностей детей при помощи игры

Вы, конечно, можете выбрать  для развития своего ребенка определенную методику и четко  следовать ей, а  можете, придерживаясь  основных принципов  обучения, придумывать  незамысловатые, но эффективные игры сами. 

Для более маленьких  деток подойдет игра «Что в коробочке», она способствует умению формулировать  и задавать вопросы, чтобы понять неопределенную ситуацию. 

Возьмите  маленький предмет  и положите его  в коробочку. А  ребенок должен понять, что так. Он может  задавать всякие вопросы  о предмете, форма, цвет, размер предмета, что им делают.  С помощью ваших ответов ребенок может строить догадки.

Не  всегда можно выделить много времени  для занятий с  ребенком, можно развивать  даже по дороге в  садик, например, можно  поиграть в противоположности. Это поможет малышу усвоить противоположные  понятия, вы можете называть свойства предметов, а ребенок должен догадаться какой  предмет может  обладать такими признаками.

Например:

Толстый - худой (человек)

Большой маленький (дом)

Добрая - злая (собака)

Голодный - сытый (хомяк)

Главное в этой игре не точное совпадение, а чтобы  ребенок научился рассматривать предметы с различных сторон, воспринимать их разные признаки.

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста требует более сложных заданий. Подойдет игра «Вопросики». Развивает исследовательские способности у ребенка, стимулирует желание узнавать больше о знакомых предметах. Ведь большинство детских вопросов стандартно, стереотипно. Нужно побудить работать не только память ребенка, так часто делают в школе, а помочь активизироваться его мышление, любознательность, заложенную от рождения. Допустим,  ребенок задает вопрос, не торопитесь тут же отвечать, а задайте встречный вопрос, пусть ответит ребенок. Это приведет к новым вопросам и т.д. Пусть затем ребенок сделает короткий пересказ того нового, что узнал из беседы.

Также подойдет игра «Два в одном» - она  поощряет находить несколько  противоречивых моментов в одном предмете. Таким образом, формируется  способность смотреть с разных углов на все явления. Дети часто категоричны в своих суждениях, либо хорошо либо плохо. Попробуйте сочетать эти противоположные понятия.

Примеры для разговора  всевозможные: огонь, солнце, утюг, прогулка в лесу, ветер.

Например,  отправиться на прогулку в лес всей семьей очень весело и приятно, но если одному пойти в лес, можно заблудиться и столкнуться с опасностью. Или утюг в маминых руках, хорошо гладит вещи, а при неумелом использовании можно обжечься.

Как видите для развивающих  занятий не нужно  много денег, времени  и незаурядных  умственных способностей.

Но  хотелось бы, чтобы  развитие творчества пошло ребенку  на пользу. Не пытайтесь  насильно вырастить  из ребенка великого художника, музыканта, или писателя-фантаста. Ваша задача в помощи развить то, что  уже заложено именно в вашем малыше, и тогда он сам  определиться в любимом  занятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес  людей во все времена. Однако в  прошлом у общества не возникало  особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры  литературы и искусства: делали научные  открытия, изобретали, удовлетворяя тем  самым потребности развивающейся  человеческой культуры.

В наше время  ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее  и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой  ориентации и адаптации к новым  условиям, творческого подхода к  решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет  определяться творческим потенциалом  подрастающего поколения.

Что такое творческие способности на самом деле?

Творческие способности  – это индивидуальные особенности  качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности  представляют собой сплав многих качеств. В частности, известный  американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям  свойственно так называемое дивергентное мышление.

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении  какой-либо проблемы не концентрируют  все свои усилия на нахождение единственно  правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным  направлениям с тем, чтобы рассмотреть  как можно больше вариантов.

Такие люди склонны  образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают  и используют только определенным образом, или формировать связи между  двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

С психологической  точки зрения дошкольное детство  является благоприятным периодом для  развития мышления творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них  есть огромное желание познавать  окружающий мир.

И воспитатели,и  родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая  предпосылка для будущей творческой деятельности.

Дошкольное детство  также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать  вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет  зависеть творческий потенциал взрослого  человека.

Развитие творческого воображения.

/Приложение 1/

Воображение –  это умение конструировать в уме  из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством  новых их сочетаний к соотношений  что-либо новое, выходящее за пределы  ранее воспринятого.

По утверждению  Л.С. Выготского, все образы воображения  основаны на тех представлениях и  впечатлениях, которые дети получают в реальной жизни. Они во многом определяют творческую активность ребенка в  игре, суть которой – не следовать  готовым штампам и образам, а  искать собственные оригинальные решения, направлять свое воображение на поиск  нового.

По моему мнению необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок  видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим  количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет  деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Информация о работе Понятие «творчество» и «творческие способности»