Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, какое здесь доброе
дело можно сделать?
Аня Е.: снять
с крючка
Марина Б.: рассказать
им сказку.
Маша Р.: сшить
новое платье.
Дима Ш.- Давайте
кукол оживим, поиграем с ними.
(Дети
берут куклы и
начинают их водить)
Воспитатель:
- Вот видите, как только мы взяли кукол,
они ожили. И от наших действий зависит
то, что будет делать кукла. Вот наши куклы
поприветствовали друг друга жестами,
они пока разговаривать еще не могут. Они
решили прогуляться (двигаются). Но вдруг
налетел сильный ветер, и наши куклы прижались
друг к другу, чтобы им не было холодно.
Ветер прекратился,
куклы опять разбежались по полянке.
Нагулялись, пора отдохнуть.
(Дети
вешают кукол на
место, прощаются
с ними)
Значок
“Идем дальше”
Подходим
к мольберту с
картинками по сказке
“Морозко”.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, с какой сказкой
мы сейчас встретились, и что будем делать
(по значкам “Думай”,
“Говори”)
- Как вам кажется,
о чем эта сказка? Кто здесь
добрый, кто злой?
- Как вы думаете,
чему она учит?
- Почему Морозко
так поступил с мачехиной дочкой?
- Как бы поступил
Морозко, если бы мачехина дочка
была бы доброй?
- Как бы поступил
Морозко, если бы в сказке
все были бы злыми и ленивыми?
- Почему падчерица
была несчастной?
(По
всем вопросам
выслушиваю ответы-
версии детей)
Аня Е.: одна девочка
добрая, трудолюбивая
Марат О.: А другая
злая, ленивица
Воспитатель:
- Ребята, вы говорите, что одна девочка
добрая, трудолюбивая. А другая злая, ленивица.
Возьмите, пожалуйста, эти сердечки на
тарелочке, и подарите той девочке, которая
вам больше нравится. Нарисуйте девочкам
подарки и расскажите. Почему именно такие
подарки им достались.
(Дети
разбирают сердечки
и кладут возле
той девочки, которая
им нравится.
Воспитатель
запоминает и берет
себе на заметку)
Воспитатель:
- Значит, вам больше нравится падчерица,
добрая девочка. Хорошо.
- А вот падчерица
и ленивица решили угостить
вас конфетами. Падчерица угощает
карамельками, мачехина дочка –
шоколадными конфетами.
- Пожалуйста, угощайтесь.
(Обратить
внимание на то,
какие конфеты
берут дети)
Воспитатель:
- …, почему ты сердечко подарил падчерице,
а конфету взял у ленивицы? (Два,
три вопроса к детям)
Воспитатель:
- Да, ребята, говорить красиво легко, а
поступать красиво сложно.
- Ребята, мне
кажется, что Морозко слишком
жестоко поступил с бабой и
ее дочкой. Разве их не жалко?
Давайте придумаем другой способ
перевоспитания.
(Дети
высказывают свои
предложения)
Воспитатель:
- Вот мы с вами сделали еще одно доброе
дело.
(Значок
“Идем дальше”)
Воспитатель:
- А это что такое? Значок “Смотри”.
Сундук, наверное
с драгоценностями. Давайте посмотрим.
(В
сундуке элементы
театральных костюмов:
шапочки, сумочки,
короны, шляпы и
т.п.)
Воспитатель:
- Ребята, а кому это все надо? … Правильно,
артистам.
- Давайте примерим.
(Дети примеряют и
рассматривают себя
в зеркале)
- …(обращаясь
к кому-либо) кем ты себя чувствуешь?
…, а ты, …а ты?
- Рассмотрите
себя в зеркале со всех сторон.
И поиграем в игру “Замри”.
Пока звучит музыка, вы двигаетесь
как сказочные герои в костюмах
как артисты. Как только музыка
замолчит, вы должны замереть, как
будто это портрет. (Играем)
по моему знаку один из вас начинает рассказывать
о себе от лица того героя, в которого он
превратился.
Воспитатель:
- Молодцы! Настоящие артисты!
- Ребята, здесь
очень интересно, но нам пора,
Риторик нас торопит.
(Значок
“Идем дальше”)
- Нам предстоит
сделать еще одно дело. Мы с
вами волшебники, и сейчас попробуем
превратить обыкновенный шарик
в чудесную куклу. Она у нас
получится, если будем работать
дружно, помогать друг другу и
советуясь. А сначала попробуем
надуть шарик.
(Дыхательная
гимнастика “Надувание
шарика”)
Воспитатель:
- Вот и шарик. Приступаем к работе.
(Дети
на воздушный шарик
наклеивают глаза,
нос, рот, уши,
волосы. Надевают
платье.
Получается
кукла. Дети обыгрывают
ее.
Появляется
Риторик.)
Риторик:
- Ну что, ребята, вам понравилось делать
добрые дела?
- А мне вы
понравились, понравилось как
вы дружно работали, помогали
друг другу. (Индивидуальные
похвалы)
- Путешествие
закончилось, но Сказка с вами
не прощается, она сама будет
приходить к вам в гости.
А куклу возьмите себе на
память.
- Возьмитесь
за руки, закройте глаза. До
свидания. Желаю удачи!
Варианты других
заданий по каждому методу представлены
ниже.
Вид обучения |
Варианты заданий
|
ТРИЗ |
Наиболее оправдана
работа с загадкой. Первая команда
выполняет, например, задание “Поезд”
- запомнить и выложить поезд из
счетных палочек, вторая – выходит
в раздевальную комнату и составляет
загадку. В первом периоде работа
ведется со значительной помощью
педагога, затем дети становятся более
самостоятельными. Сравнения предлагают
все дети по очереди, формируется
загадка. Каждый из членов команды запоминает
и представляет только одну строчку-сравнение.
Получается “Живая загадка”.
Придумать по алгоритму
загадку об объекте по теме “Игрушки”,
основа – слова действия и слова-предметы
(часто дети интуитивно начинают пользоваться
и “красивыми” словами – педагоги
поощряют это). Затем дети вместе с
педагогом придумывают 2-х словное
предложение об отгадке и составляют
его схему. Детские загадки:
Прыгает, как
зайчик,
Катается, как
колобок,
Круглый, как
яблоко,
Разноцветный, как
радуга. (Мяч) |
Мнемотехника |
Работа на занятиях
по мнемотаблицам состоит из трех
этапов.
1 этап: Рассматривание
таблицы и разбор того, что
на ней изображено.
2 этап: Осуществляется
перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных
символов в образы.
3 этап: После
перекодирования осуществляется
пересказ сказки или рассказ
по заданной теме. В младших
группах с помощью воспитателя,
в старших – дети должны
уметь самостоятельно.
Еще одна разновидность
мнемотехники – это коллаж.
Коллаж –
это лист картона, где изображены
буквы, цифры, геометрические фигуры, различные
картинки, но связанные они все
между собой одной целью.
Цель – коллажа
– расширение словарного запаса, образного
восприятия, развитие устной речи, умения
связно говорить, рассказывать.
|
Моделирование |
При работе над
серией картин у детей формируется
представление об основных принципах
построения связного сообщения: последовательное
изложение произошедших событий, отражение
причинно-следственных связей, определение
основной мысли и выбор лингвистических
средств, необходимых для составления
рассказа. Могут использоваться следующие
приемы работы по серии сюжетных картинок:
– Установление
последовательности серии.
– Отобрать из нескольких
картинок те, которые иллюстрируют
прочитанный рассказ.
– Восстановить
последовательность событий по памяти
(рассказ был прочитан ранее, дети
должны вспомнить события рассказа
и разложить последовательно
картинки).
– Определить, какой
картинки не хватает (необходимо выложить
картинки, кроме одной; дети должны
догадаться, чего не хватает и рассказать;
и тогда выкладываем недостающую
картинку).
– Найти лишнюю
картинку.
– Распутать
две сюжетные линии про одного
главного героя.
– Подобрать
к сюжетной картинке отдельные предметные
изображения.
– Использовать
семантические абсурды (найти несоответствие
между текстом рассказа и картинками).
Также дети выделяют
главную мысль в каждой картинке
серии и изображают ее в виде пиктограммы
(схематичного рисунка). Таким образом
составлялся графический план рассказа. |
Песочная
терапия |
Организация совместной
сюжетно-ролевой игры с песком, мелкими
игрушками на тему “Один день из
жизни нашей семьи”. Рисование
на песке или составление песочных
композиций. |
Рисунок |
Воспитатель предлагает
детям выложить на фланелеграфе характер
полёта пчёл в начале пути из улья, затем
разлетающихся по очереди из пчелиного
роя и летающих над поляной
в поисках нужного цветка. Дети
выполняют задания по выбору, рассказывают,
какой характер полёта пчёл будут
изображать на своём листе.
Педагог предлагает
детям начать индивидуальную практическую
работу - рисунок -“Пчёлы летят на цветочную
поляну”. Во время практической работы
звучит музыка Н.Римского-Корсакова
“Полёт шмеля”.
По мере выполнения
рисунков, педагог обращает внимание
детей на выбор цвета для брюшка пчелы,
для крыльев, цветов, облаков. Педагог
нацеливает деятельность детей на создание
своей композиции. Для этого спрашивает
о замысле своего рисунка (Это большая
пчела летит к красивому цветку, а за ней
летят молодые пчёлки; пчела собрала много
нектара и устала; пчела любуется солнышком)
После завершения
работы, рисунки прикрепляют к
доске. Педагог задаёт вопросы:
- На каком
рисунке пчела самая весёлая?
Или задумчивая?
- Где самая
большая и неуклюжая пчела?
- Где молодые
пчёлки играют в догонялки?
- Где серьёзные
пчёлы летят на работу?
- Как бы вы
назвали свой рисунок?
Во время анализа
педагог старается задавать вопросы
так, чтобы о каждом рисунке дети
могли что-нибудь сказать. Воспитатель
обращает внимание на самые выразительные
работы. |
Аппликация |
Для ребят постарше
занятия с мозаикой становятся средством
развития воображения, помогают придумывать
новое, выражать свои чувства и настроение.
Изображения дети выкладывали на
разноцветных фонах. Обычно использовали
фоны спокойных, пастельных тонов. Однако
материал и цвет для фона может
быть различный.
Поначалу цвет
фона выбирался детьми произвольно
(по принципу “нравиться – не нравиться”),
постепенно дети переходили к осознанному
выбору фона будущей композиции и
использовали его для достижения
большей выразительности. Для некоторых
видов композиций готовила специальные
фоны с заранее подобранным и
созданным изображением (дорога, корзина,
ваза, блюдо, корабль, ель, река и т.д.).
Дети составляли изображение подходящего
предмета или персонажа и вписывали
его в композицию.
Обязательным
является описание проводимых ребенком
изменений, составление рассказа по
композиции.
Возможна групповая
работа, где составляется комплексная
аппликация и каждый из детей объясняет
и рассказывает причины помещения
совей составной части на общий
аппликационный коллаж. |
Лепка |
Выполнение
сказки «Пластилиновая сказка», передача
движение, характера через превращения
пластилина. Рассказывание превращений,
составление сказки |
Игра-драматизация |
Сорока и
Медведь (по Н.Сладкову)
Медведь медленно
вылезает из берлоги (ребёнок встаёт
со своего стульчика), потягивается, зевает,
трёт глаза, смотрит по сторонам. Замечает
Сороку, медленно идёт к ней.
Сорока легко
слетает с дерева (ребёнок спрыгивает
со своего стульчика), летит к Медведю,
плавно размахивая крыльями.
Сорока (склонив
голову на бок). Ау, Медведь, ты утром
что делаешь?
Медведь (медленно
поводит в стороны головой). Я
– то? (остановился, задумался). Да ем!
Сорока (удивленно
моргнув). А днём?
Медведь (делает
те же движения головой). И днём ем.
Сорока (подпрыгнув
от удивления). А вечером?
Медведь (махнув
лапой). И вечером ем.
Сорока (от удивления
округлив глаза). А ночью?
Медведь. И ночью
ем.
Сорока. А когда
же ты не ешь?
Медведь. Да когда
сыт бываю!
Сорока (удивлённо
взмахивает крыльями). А когда ты
сыт бываешь?
Медведь (медленно
разводит лапы в стороны). Да никогда
(отрицательно машет головой). |
|
Работа проводилась
на протяжении 7 месяцев, после чего
при помощи аналогичных методик,
но на аналогичном материале.
Обобщим данные,
полученные при проведении методик.
Таблица
5
Сводная
таблица изучения уровня развития творческих
способностей на контрольном этапе
эксперимента в экспериментальной
группе МДОУ
№ |
Ф.И. ребенка |
Методика «Солнце
в комнате»
|
Методика «Складная
картинка» |
Уровень развития
творческих способностей |
1 |
Аня Е. |
В |
В |
В |
2 |
Марина Б. |
В |
В |
В |
3 |
Оксана Г. |
В |
В |
В |
4 |
Таня М. |
В |
В |
В |
5 |
Маша Р. |
В |
В |
В |
6 |
Марат О. |
ВС |
ВС |
ВС |
7 |
Никита Л. |
С |
С |
С |
8 |
Иван Р. |
ВС |
ВС |
ВС |
9 |
Максим Ш. |
ВС |
ВС |
ВС |
10 |
Дима Ш. |
ВС |
ВС |
ВС |
|
Таким образом,
у детей отмечается в 50% высокий
уровень развития творческих способностей,
что на 20% больше чем на констатирующем,
в 40% уровень выше среднего, что на
10% больше, чем на констатирующем, у
10% отмечается средний уровень развития
творческих способностей.
Сравним данные
с результатами в контрольной
группе на контрольном этапе эксперимента
Таблица
6
Сводная
таблица изучения уровня развития творческих
способностей в контрольной группе
№ |
Ф.И. ребенка |
Методика «Солнце
в комнате»
|
Методика «Складная
картинка» |
Уровень развития
творческих способностей |
1 |
Дина Г. |
В |
В |
В |
2 |
Оля Т. |
ВС |
В |
В |
3 |
Владик Б. |
ВС |
ВС |
ВС |
4 |
Марина Щ. |
В |
В |
В |
5 |
Лена И. |
ВС |
ВС |
ВС |
6 |
Ирина И. |
ВС |
ВС |
ВС |
7 |
Дима К. |
С |
ВС |
ВС |
8 |
Олег Н. |
ВС |
ВС |
ВС |
9 |
Игорь В. |
С |
С |
С |
10 |
Дима С. |
С |
ВС |
С |
|
В контрольной
группе изменений не обнаружено.
Сравнительный
анализ данных двух групп позволяет
сделать вывод о доминирующем
положении экспериментальной группы
в определении уровней развития
творческих способностей.