Понятие «творчество» и «творческие способности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо¬жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 223.31 Кб (Скачать файл)

А. В. Запорожец  утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал  внимание на то, что необходимо научиться  управлять особенностями его  проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское  творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и  в произведениях искусства, которое  играет большую роль в общем и  творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство  дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство  не только вызывает переживание, но и  познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению  им (эмоциональная отзывчивость).

Интерес к изобразительной  деятельности детей обусловливается  его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность  в ней не ослабевает, а все более  увеличивается.

Формирование  психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и  на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации  его деятельности, зависящей от приемов  и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Одно из условий  проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация  повседневных наблюдений за явлениями  окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также  учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и  результату детской деятельности, организация  атмосферы творчества и мотивация  задания. Формирование мотивов изобразительной  деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания  и выполнения темы является одной  из важных задач обучения. Следующей  задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Цель сенсорного воспитания - формирование у детей  рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная  деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а  дошкольный возраст является благоприятным  для их развития, и наибольшие возможности  открывает именно изобразительная  деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное  воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с  которых и начинается познание окружающего  мира.

Таким образом, спектр нетрадиционных средств, используемых при обучении дошкольника рассказыванию  чрезвычайно широк и может  использоваться в варьировании и  смене видов деятельности, тем  самым сохраняя интерес и мотивацию  дошкольника.  

Выводы по главе 1  

Универсальные творческие способности это индивидуальные особенности, качества человека, которые  определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями  развития творческих способностей в  дошкольном возрасте является развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых  образов и направленность.

Дошкольный возраст  имеет богатейшие возможности для  развития творческих способностей. К  сожалению, эти возможности с  течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно  эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми  творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К  сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного  воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое  развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются  в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Одним из способов развития творческих способностей дошкольников нами выбрано и охарактеризовано использование форм нетрадиционного  обучения рассказыванию.  

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ  

2.1 Определение уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказыванию   

На основании  цели и задач работы нами было проведено  экспериментальное изучение уровня развития творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста. В  исследовании принимали участие 10 дошкольников старшей группы МДОУ № 341 и 10 дошкольников МДОУ № 314.

Методики диагностики  универсальных творческих способностей для детей 56 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика «Солнце  в комнате» 

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление  способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в  контексте заданной ситуации путем  устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой  находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к  проведению.

Психолог, показывая  ребенку картинку: «Я даю тебе эту  картинку. Посмотри внимательно и  скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь  солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или  художник здесь чтото напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она  были правильной».

Пользоваться  карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно  сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка  исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие  ответа, непринятие задания («Не  знаю, как исправить», «Картинку  исправлять не нужно») 1 балл.

2. «Формальное  устранение несоответствия (стереть,  закрасить солнышко) 2 балла.

3. Содержательное  устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте «Солнышко  на улице») 3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок «Сделать из солнышка лампу») 4 балла.

4. Конструктивный  ответ (отделить несоответствующий  элемент от других, сохранив его  в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать  окно», «Посадить солнышко в  рамку» и т.д.) 5 баллов.

Данные, полученные при проведении данной методики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изучение  уровня развития творческих способностей по методике

«Солнце в комнате»

Ф.И. ребенка Колво баллов Уровень развития творческих способностей
1 Аня Е. 5 В
2 Марина Б. 5 В
3 Оксана Г. 4 ВС
4 Таня М. 5 В
5 Маша Р. 4 ВС
6 Марат О. 3 С
7 Никита Л. 3 С
8 Иван Р. 4 ВС
9 Максим Ш. 3 С
10 Дима Ш. 3 С

 

 

Таким образом, у детей отмечается в 30% высокий  уровень развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 40% средний  уровень развития творческих способностей.

2. Методика «Складная  картинка» 

Основание. Умение видеть целое раньше частей.

Цель. Определение  умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к  проведению.

Психолог, предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней  нарисовано?» Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка расправляется, снова  складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется  пять вариантов складывания «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий  смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию  соответствует одна позиция при  сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание 3 балла. Всего 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие  ответа, непринятие задания («Не  знаю», « Ничего не станет»,  «Так не бывает») 1 балл.

2. Ответ описательного  типа, перечисление деталей рисунка,  находящихся в поле зрения  или вне его, т.е. утеря контекста  изображения («У утки нет головы»,  «Утка сломалась», «Утка разделилась  на части» и т. д.) 2 балла. 

3. Ответы комбинирующего  типа: сохранение целостности изображения  при сгибании рисунка, включение  нарисованного персонажа в новую  ситуацию («Утка нырнула», «Утка  заплыла за лодку»), построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения  «привязано» не к какойлибо ситуации, а к конкретной форме, которую  принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

Данные, полученные при проведении данной методики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Изучение  уровня развития творческих способностей по методике

«Складная картинка»

Ф.И. ребенка Кол-во баллов Уровень развития творческих способностей
1 Аня Е. 15 В
2 Марина Б. 12 ВС
3 Оксана Г. 10 ВС
4 Таня М. 15 В
5 Маша Р. 10 ВС
6 Марат О. 9 С
7 Никита Л. 8 С
8 Иван Р. 9 С
9 Максим Ш. 9 С
10 Дима Ш. 8 С

 

 

Таким образом, у детей отмечается в 20% высокий  уровень развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 50% средний  уровень развития творческих способностей.

Обобщим данные, полученные при проведении методик.

Таблица 3

Сводная таблица изучения уровня развития творческих способностей

Ф.И. ребенка Методика «Солнце  в комнате»   Методика «Складная  картинка» Уровень развития творческих способностей
1 Аня Е. В В В
2 Марина Б. В В В
3 Оксана Г. ВС ВС ВС
4 Таня М. В В В
5 Маша Р. ВС ВС ВС
6 Марат О. С С С
7 Никита Л. С С С
8 Иван Р. ВС ВС ВС
9 Максим Ш. С С С
10 Дима Ш. С С С

Информация о работе Понятие «творчество» и «творческие способности»