Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 14:05, курсовая работа
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо¬жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие
неоднозначности вещей и
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция [14, c.31].
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств
мышления, которые формируют
1.5 Развитие
творческого воображения
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.
Воображение это
умение конструировать в уме из элементов
жизненного опыта (впечатлений, представлений,
знаний, переживаний) посредством новых
их сочетаний к соотношений
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы все это является продуктом творческого воображения.
Дошкольное детство
является сензитивным периодом для
развития воображения. На первый взгляд
необходимость развивать
Из этого следует,
что творческая деятельность воображения
находится в прямой зависимости
от богатства и разнообразия прежнего
опыта человека. Педагогический вывод,
который можно сделать из всего
выше сказанного, заключается в необходимости
расширять опыт ребенка, если мы хотим
создать достаточно прочные основы
для его творческой деятельности.
Чем больше ребенок видел, слышал
и пережил, чем больше он знает
и усвоил, чем большим количеством
элементов действительности он располагает
в своём опыте, тем значительнее
и продуктивнее при других равных
условиях, будет деятельность его
воображения. Именно с накопления опыта
начинается всякое воображение. Но как
передать ребенку этот опыт заранее?
Часто бывает так, что родители беседуют
с ребенком, чтото рассказывают ему,
а потом жалуются, что у него,
как говорится, в одно ухо влетело,
а из другого вылетело. Это происходит
в том случае, если у малыша нет
интереса к тому, о чём ему рассказывают,
нет интереса к знаниям вообще,
то есть когда отсутствуют
Вообще познавательные
интересы ребенка дошкольника очень
рано начинают о себе заявлять. Проявляется
это сначала в форме детских
вопросов, которыми малыш осаждает
родителей с 34 лет. Однако станет ли
такое детское любопытство
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно
обогащение опыта ребенка,
2. Постепенное
расширение и углубление
Накопление знаний, опыта это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника это развитие направленности воображения [24, c.70].
У младшего дошкольника
воображение идет за предметом и
все, что он создаёт, носит отрывочный,
неоконченный характер. Взрослые должны
помочь ребенку научиться не просто
отрывочно фантазировать, а реализовывать
свои замыслы, создавать пусть небольшие,
но законченные произведения. С этой
целью родители могут организовать
ролевую игру и в ходе этой игры
влиять на выполнение ребенком всей цепочки
игровых действий. Можно также
устроить коллективное сочинение сказки:
каждый из играющих говорит по несколько
предложений, а участвующий в
игре взрослый может направить развитие
сюжета, помочь детям завершить задуманное.
Хорошо завести специальную папку
или альбом, куда помещались бы наиболее
удачные рисунки, сказки, сочиненные
ребенком. Такая форма фиксации продуктов
творчества поможет ребенку направлять
своё воображение на создание законченных
и оригинальных произведений.
1.6 Развитие
связной речи детей старшего дошкольного
возраста
В ходе своего развития
речь детей тесно связана с
характером их деятельности и общения.
Развитие речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется ее практическое употребление
в общении с другими людьми,
вместе с тем речь становится основой
перестройки психических
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка
Связность как
один из самых значимых категориальных
признаков текста характеризуется
взаимодействием нескольких факторов:
содержания текста, его смысла, логики
изложения, особой организации языковых
средств; коммуникативной
По определению С.Л.Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
В дошкольном возрасте
наступает качественно новый
этап освоения речи. Мотивом активного
овладения родным языком выступают
растущие потребности дошкольника
узнать, рассказать и воздействовать
на себя и другого человека. Речь
включается во все виды деятельности,
в том числе и познавательную.
Изменение стоящих перед
В развитии звуковой
стороны речи выделяют формирование
фонематического слуха и
В развитии словаря
дошкольника наблюдаются
Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя значение слов, он устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы (например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках»).
В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.
Для детей дошкольного
возраста характерна наибольшая чуткость
к языковым явлениям. Усвоение ими
суффиксов род-. него языка проявляется
в самостоятельном
В самостоятельном
словообразовании (словотворчестве), по
словам Д.Б. Эльконина, проявляется
проводимая ребенком работа по овладению
языком как реальной, предметной действительностью.
Это реальная практика, в ходе которой
происходит освоение речи. Словотворчество
выступает как симптом
На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горы - город, трава - отравитъ, деревья - деревня). То есть смысловое истолкование идет вслед за звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы освобождается от значения и выступает для ребенка с материальной точки зрения. Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком невозможно без действий со словом, как с материальной единицей языка.
Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную я серьезную работу по освоению языка.
Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм -контекстной и объяснительной. Исследование А.М. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.
Информация о работе Понятие «творчество» и «творческие способности»