Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 14:05, курсовая работа
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо¬жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
О развитии творческого потенциала дошкольников.
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др. практиков).
Становление способностей активно начинаются в дошкольном детстве. Развитию творческих способностей помогают различного рода игры детей.
В играх по Л.С.
Выготскому «первоначальный толчок
к развитию получают многие двигательные,
конструктивные, организаторские, художественно-
Поэтому передо мной встала такая проблема – как и через что помочь детям развить творческие способности. Программа «Радуга» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой), по которой работает коллектив нашего детского сада соответствует основным тенденциям обновления дошкольного образования и требованиям развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.
К сожалению, многим родителям в виду их загруженности на работе, некогда заниматься собственным ребенком, не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги, играть с ним, проще купить компьютерную игру или поставит видеокассету с иностранными мультфильмами. Просидев за этим за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и перенимает стереотипы поведения довольно примитивных героев. Наш ребенок может стать агрессивным, замкнутым, черствым, не желающим играть со сверстниками.
Ребенок может «потерять» себя как личность, не быть востребованным в нашем стремительно развивающемся обществе, жить « по шаблону», работать «по шаблону».
А каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» своей неповторимостью, энергией, способностью окружающих. Стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок – думающий ребенок,у него развито восприятие окружающего мира.Такие дети,как показала диагностика, мало болеют простудными заболеваниями,т.к. у них развивается позитивное отношение ко всему происходящему.
Поэтому проблема развития творческих способностей, по-моему мнению, стоит сейчас очень остро.
Опубликована Sunday, 04 July 2010. В разделе Творчество
Творчество рассматривается
учеными как человеческая деятельность
высшего уровня по познанию и преобразованию
окружающего природного и социального
мира. В процессе творческой деятельности,
что особенно важно, изменяется и
сам человек (формы и способы
его мышления, личностные качества);
он становится творческой личностью.
Психологическая наука доказала фундаментальное
значение деятельностного подхода к формированию
творчества.
Творчество в широком
смысле - это деятельность, направленная
на получение чего-то нового, неповторимого,
и поэтому основным показателем
творчества является новизна его
результата (художественное произведение,
идея, механический прибор и т.п.). Иначе
говоря, новизна результата творческой
деятельности носит объективный
характер, поскольку создается то,
чего раньше не существовало. Процесс
создания имеет субъективную окраску,
так как в нем проявляется
индивидуальность творца.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С.
Выготский, В.В. Давыдов и др.) доказали,
что творческие возможности детей проявляются
уже в дошкольном возрасте и развитие
их происходит при овладении общественно
выработанными средствами деятельности
в процессе специально организованного
обучения. Так, В.В. Давыдов в послесловии
к книге Л.С. Выготского «Воображение и
творчество в детском возрасте» указывает
на то, что творчество является постоянным
спутником детского развития.
Детское творчество, которое рассматривается
как процесс, приводящий к созданию субъективно
нового продукта, изучается, как правило,
в русле исследования именно той деятельности,
в которой оно формируется. Отсюда вытекают
и специфические показатели развития
творчества (музыкальное, изобразительное,
литературное и т.п.), связанные, прежде
всего с анализом продукта деятельности.
С психологической точки зрения дошкольное
детство является благоприятным периодом
для развития творческих способностей,
так как в этом возрасте дети чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное желание
познавать окружающий мир. И родители,
поощряя любознательность, сообщая детям
знания, вовлекая их в различные виды деятельности,
способствуют расширению детского опыта.
А накопление опыта и знаний - это необходимая
предпосылка для будущей творческой деятельности.
Одним из важнейших факторов творческого
развития детей является создание условий,
способствующих формированию их творческих
способностей. Условием успешного развития
творческих способностей является тёплая
дружелюбная атмосфера в семье и детском
коллективе. Взрослые должны создать безопасную
психологическую базу для возвращения
ребенка из творческого поиска и собственных
открытий. Важно постоянно стимулировать
ребенка к творчеству проявлять сочувствие
к его неудачам, терпеливо относиться
даже к странным идеям несвойственным
в реальной жизни. Нужно исключить из обихода
замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно
для воспитания ребенка с высоким творческим
потенциалом, хотя некоторые западные
психологи и сейчас считают, что творчество
изначально присуще ребенку и, что надо
только не мешать ему свободно самовыражаться.
Но практика показывает, что такого невмешательства
мало: не все дети могут открыть дорогу
к созиданию, и надолго сохранить творческую
активность. Педагогическая практика
доказывает что, если подобрать соответствующие
методы обучения, то даже дошкольники,
не теряя своеобразия творчества, создают
произведения более высокого уровня, чем
их необученные самовыражающиеся сверстники.
Не случайно сейчас так популярны детские
кружки и студии, музыкальные школы и школы
искусств. Конечно, ведется еще много споров
о том, чему же и как учить детей, но тот
факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей
будет эффективным лишь в том случае, если
оно будет представлять собой целенаправленный
процесс, в ходе которого решается ряд
частных педагогических задач, направленных
на достижение конечной цели.
Одним из направлений по развитию творческого
мышления в дошкольном возрасте является
формирование ассоциативности, диалектичности
и системности мышления. Так как развитие
именно этих качеств делает мышление гибким,
оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть
связь и сходные черты в предметах и явлениях,
на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление
становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных
связей позволяет быстро извлекать нужную
информацию из памяти. Ассоциативность
очень легко приобретается дошкольниками
в ролевой игре. Так же существуют специальные
игры, способствующие развитию этого качества.
Часто открытия рождаются при соединении,
казалось бы несоединимого. Например,
долгое время казались невозможными полёты
на летательных аппаратах, которые тяжелее
воздуха. Сформулировать противоречия
и найти способ его разрешения позволяет
диалектичность мышления.
Диалектичность – это способность видеть
в любых системах противоречия, мешающие
их развитию, умение устранять эти противоречия,
решать проблемы.
Диалектичность является необходимым
качеством талантливого мышления. Психологи
провели ряд исследований и, установили,
что механизм диалектического мышления
функционирует в народном и научном творчестве.
И еще одно качество, формирующее творческое
мышление - это системность.
Системность – это способность видеть
предмет или явление как целостную систему,
воспринимать любой предмет, любую проблему
всесторонне, во всём многообразии связей;
способность видеть единство взаимосвязей
в явлениях и законах развития. Системное
мышление позволяет видеть огромное количество
свойств предметов, улавливать взаимосвязи
на уровне частей системы и взаимосвязи
с другими системами.
Вторым направлением формирования творческих
способностей дошкольников является развитие
воображения.
Воображение - это умение конструировать
в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений,
представлений, знаний, переживаний) посредством
новых их сочетаний и соотношений что-либо
новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой
творческой деятельности. Оно помогает
человеку освободиться от инерции мышления,
преобразует представление памяти, тем
самым, обеспечивая создание заведомо
нового. Все, что окружает нас и что сделано
руками человека, весь мир культуры, в
отличие от мира природы – все это является
продуктом творческого воображения.
Дошкольное детство является сензитивным
периодом для развития воображения. В
30-е годы выдающийся русский психолог
Л.С. Выготский доказал, что воображение
ребенка развивается постепенно, по мере
приобретения им определенного опыта.
Л.С. Выготский утверждал, что все образы
воображения, как бы причудливы они ни
были, основываются на тех представлениях
и впечатлениях, которые мы получаем в
реальной жизни.
Из этого следует, что творческая деятельность
воображения находится в прямой зависимости
от богатства и разнообразия прежнего
опыта человека. Необходимо расширять
опыт ребенка для создания достаточно
прочных основ творческой деятельности.
Чем больше ребенок видел, слышал и пережил,
чем больше он узнал и усвоил, тем продуктивнее
при других равных условиях будет деятельность
его воображения. Именно с накопления
опыта начинается воображение. Познавательные
интересы дошкольника очень рано начинают
о себе заявлять. Проявляется это сначала
в форме детских вопросов, которыми малыш
осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет
ли такое детское любопытство устойчивым
познавательным интересом или оно исчезнет
навсегда, зависит от взрослых, окружающих
ребенка, прежде всего от его родителей.
Взрослые должны всячески поощрять любознательность
детей, воспитывая любовь и потребность
в знаниях.
Продуктивное творческое воображение
характеризуется не только такими особенностями
как оригинальность и богатство продуцируемых
образов. Одним из важнейших свойств такого
воображения является умение направлять
представления в нужную сторону, подчинять
их определённым целям. Неумение управлять
идеями, подчинять их своей цели, приводит
к тому, что самые лучшие замыслы и намерения
гибнут, не находя воплощения. Поэтому
важнейшая линия в развитии воображения
дошкольника - это развитие направленности
воображения.
У младшего дошкольника воображение идет
за предметом и все, что он создаёт, носит
отрывочный, неоконченный характер. Взрослые
должны помочь ребенку научиться не просто
отрывочно фантазировать, а реализовывать
свои замыслы, создавать пусть небольшие,
но законченные произведения. С этой целью
родители могут организовать ролевую
игру и в ходе этой игры влиять на выполнение
ребенком всей цепочки игровых действий.
Можно также устроить коллективное сочинение
сказки: каждый из играющих говорит по
несколько предложений, а участвующий
в игре взрослый может направить развитие
сюжета, помочь детям завершить задуманное.
Аппликация как вид изобразительной деятельности
тоже является средством развития творческих
способностей детей и позволяет создавать
продукт творческой деятельности. Такая
форма фиксации продуктов творчества
помогает ребенку направлять своё воображение
на создание законченных и оригинальных
произведений.
Таким образом, дошкольный возраст предоставляет
возможности для развития способностей
к творчеству. И от того, насколько были
использованы эти возможности, во многом
будет зависеть творческий потенциал
взрослого человека.
Как известно в детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. Но многие ли задумываются над тем, что творческие способности детей необходимо развивать. К сожалению, большинство взрослых не уделяют должного внимания развитию детского воображения, чем значительно ограничивают возможности детей в будущем. Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле. Так что даже если ребенок и не страдает отсутствием воображения, родители должны уделить должное внимание развитию его творческих способностей.
В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, так же по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. Поэтому игра является одним из основных методов выявления творческих способностей. Психологами специально разработаны особые тесты в игровой форме, которые позволяют определить, на каком уровне развито воображение и как устроено мышление ребенка. Некоторые дети оперируют образами воображения, другие больше склонны обыгрывать образы памяти. Иногда дети отказываются участвовать в подобных играх, что свидетельствует о необходимости особого подхода к ребенку. Создание правильных условий для развития творческих способностей детей так же играет большую роль. Родители должны не только предоставить малышу возможность развиваться, но и принимать в этом активное участие. Ни в коем случае нельзя использовать давление на малыша, заставлять его играть в развивающие игры или заниматься прикладным искусством. Особенно часто такую ошибку допускают при развитии музыкальных способностей. Не поработав достаточно над тем, что бы у ребенка появился интерес к музыке, родители спешат отдать его в музыкальную школу. Для формирования любых творческих способностей у детей необходимо не только выявить наклонности малыша, но и проделать серьезную работу, что бы привить желание развиваться в нужном направлении.
В качестве средств
развития творческих способностей можно
использовать практически все окружающие
предметы и ситуации. Творчество подразумевает
под собой умение создавать, творить.
Поэтому основная цель занятий с
ребенком научить его создавать
образы, а со временем и реализовывать
придуманное. Иногда мы, даже не подозревая,
развиваем творческие способности
детей посредством игр и
Развитие художественных способностей можно начинать уже с 1 года. В этом возрасте дети изучают предметы и их свойства. Рекомендуется, что бы в поле зрения малыша попадались различные предметы для рисования – бумага, яркие карандаши и фломастеры. До 2-3 лет происходит ознакомительный период, дети рисуют произвольные линии и формы, а также их очень привлекают цвета. На первых порах родители должны только следить за безопасностью ребенка. К 3 годам, когда малыши начинают выводить каракули, родители принимают участие. В первую очередь рекомендуется расшифровывать линии, например кружок похож на яблоко, линия на дорогу. Это закладывает в ребенке ассоциации рисунка с образами, происходит переход от произвольного чирканья на бумаге к стремлению нарисовать осмысленный рисунок. В этот период важно поощрять и поддерживать малыша и предоставлять ему свободу в творчестве. Отдавать ребенка в художественную школу рекомендуется тогда, когда достаточно разовьется интерес к рисованию.
Развитие музыкальных способностей можно начинать с первых дней жизни ребенка. Малыши очень чувствительны к звукам, по голосу и интонации они легко угадывают настроение и состояние родителей, а при продолжительном воздействии звуков музыки или телевизора становятся раздражительными и беспокойными. Ведь знакомство с музыкой у детей начинается с колыбельных песен. В более старшем возрасте используется прослушивание детских произведений, совместное разучивание песенок, ритмические упражнения с музыкальными инструментами. Гармоничное развитие музыкальных способностей малыша возможно только при активном участии и интересе родителей.
Основа развития
творческих способностей детей –
это в первую очередь свобода.
Родители не должны навязывать и принуждать
ребенка к действиям. Для успеха
в этом деле требуется терпение и
определенная тактичность – родители
должны прислушиваться к мнению ребенка,
стимулировать и поощрять его
интерес к любой творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.1 Анализ
1.2 Анализ
1.3 Дошкольный
возраст сенситивный период
1.4 Развитие качеств творческого мышления
1.5 Развитие творческого воображения
1.6 Развитие связной
речи детей старшего
1.7 Нетрадиционные
способы обучения
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня организации работы педагогов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы обучения рассказыванию
2.1 Определение
уровня развития творческих
2.2 Анализ результатов
опытно-экспериментальной
Выводы по главе 2
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте
ребенок уже представляет собой
в известном смысле личность. Он
хорошо осознает свою половую принадлежность,
находит себе место в пространстве
и времени. Он уже ориентируется
в семейно родственных
Путь познания,
который проходит ребенок от 3 до
7 лет, огромен. За это время он много
узнает об окружающем мире. Его сознание
не просто заполнено отдельными образами,
представлениями, но характеризуется
некоторым целостным
Информация о работе Понятие «творчество» и «творческие способности»