Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Психология отвечает на вопрос «КАК?» и отвечает за результат («Что мы получаем в итоге»).
Психология - это наука, изучающая внутренний и психический мир человека.
Психология - наука о душе.
Психология как наука: изучает конкретные факты психической жизни;

Вложенные файлы: 1 файл

психо.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

1) Предмет психологии.

Психология отвечает на вопрос «КАК?» и отвечает за результат («Что мы получаем в итоге»).

Психология - это наука, изучающая внутренний и психический  мир человека.

Психология - наука о  душе.

Психология как наука: изучает конкретные факты психической жизни;

Психология — наука  о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в  мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление деятельностью, которая  имеет у человека личностный характер.

Предмет психологии - это  то чем занимаются ученые в этой области.

Предметом психологии, под  которым подразумевается система  понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики  как формы психического отражения  действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии.

К психическим процессам  относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, эмоции, желания, память и внимание. В своей совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека.

Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика-это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъекта, объективного мира и самого себя. Построение субъекта неотчужденной от него картины этого мира и саморегуляция на этой основе своего поведения, деятельности и общения.

Две основные функции  психики:

-Активное отражение  внешнего мира;

-Как человек регулирует  себя во внешнем мире.

Психика связанна с деятельностью мозга.

В предмет психологии обязательно входят также и психологические  особенности различных видов  человеческой деятельности — труда, учения, творчества в различных областях искусства, игры, спортивной деятельности.

 

2)Основные разделы психологии.

Раздел психологии - часть  психологии, которая занимается изучением  чётко ограниченной части предмета этой науки.

Основные разделы психологии:

1. Общая психология – раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки

2. Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.

3. Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

4. Педагогическая психология (психология образования)— раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

5. Психология труда - раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека.

6. Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.

7. Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает нас личностью. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности и её основных психических процессов. Кроме того, изучаются индивидуальные различия.

 

3)Этапы  развития психологии.

 

Первые представления  о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими  взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая  от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

 

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

 

Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина  и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

 

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны  жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что  душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

 

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

 

Попытку вновь соединить  тело и душу человека, разделенные  учением Декарта, предпринял голландский  философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

 

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

 

Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

 

Выделение психологии в  самостоятельную науку произошло  в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

 

Основоположником отечественной  научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

 

Важное место в истории  отечественной психологии принадлежит  Г.И.Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М.Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

 

4)Возникновение  психологии как науки. Житейская,  научная и практическая психология.

С древнейших времен потребности  общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности  психического склада людей. В философских  учениях древности уже затрагивались  некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане  идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

-Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

-II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

-III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

-IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

-История психологии  как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Житейская психология - совокупность расхожих взглядов и верований о людях и жизни, характерных для основного населения. Учитывая, что культурный уровень населения невысок и находится скорее на уровне человека-ребенка, основные черты верований житейской психологии - негативизм и безответственность.

Негативизм - проявление негативной установки. Отношение к  человеку, людям (а иногда и жизненному миру в целом) с негативным предубеждением.

Безответственность - позиция  человека-ребенка, которые живет  в мире Детского сада, без задач и обязательств. Который не думает о том, что обязательства надо выполнять, а за не выполнение - отвечать. Платить.

 

Практическая  психология - психология, ориентированная на запросы широкого круга образованных людей, как минимум - людей достаточного уровня культуры. Практическая психология ориентирована в первую очередь на запросы практического плана, а не на развлечение, например. Книги по практической психологии содержат более полезного, нежели развлекательного материала, и поэтому востребованы только теми читателями, которые читают их не ради «почитать», а в связи с каким-то вопросом и для какого-то дела. Практическая психология ориентирована на широкий контингент образованного населения и их запросы - как личностного характера, так и делового.

Научная психология(Прикладная психология) - ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей. Под научной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. Или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Информация о работе Предмет психологии