Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Психология отвечает на вопрос «КАК?» и отвечает за результат («Что мы получаем в итоге»).
Психология - это наука, изучающая внутренний и психический мир человека.
Психология - наука о душе.
Психология как наука: изучает конкретные факты психической жизни;

Вложенные файлы: 1 файл

психо.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

Проективные тесты. Тестируемым дается некий неопределенный образ - изображение  какой-нибудь сцены, чернильная клякса или незаконченная фраза, - после чего им предлагается придумать историю, связанную с этой сценой, сказать, на что похоже это пятно, или закончить фразу. При этом никаких объективно верных или неверных ответов, которыми они могли бы руководствоваться, им не дают. Клиенты должны спроецировать собственные соображения, мысли и ощущения на эти образы, чтобы извлечь из них какой-то смысл. Этот метод называется проективной гипотезой. Предполагается, что тестируемые проявят в своих проективных ответах собственную подсознательную индивидуальность, поскольку неопределенность самого теста и возможных его толкований не позволяет ни смошенничать самому, ни быть обманутым, ни истолковать увиденное защитным способом.

В психологии принято подразделять проективные тесты на несколько групп:

- конститутивные тесты. В них  человеку показывают картинки  с нечеткими, размытыми образами  и предлагается пофантазировать  на тему о том, "что бы  это могло быть", "что это  напоминает" (тест Роршаха, где  используются обычные чернильные пятна, в которых можно увидеть самые разные образы).

- интерпретативные тесты. Здесь  человеку предлагают несколько  сюжетных картинок и просят  его рассказать свою собственную  интерпретацию того, что на них  изображено, придумать небольшой  рассказ об этих героях.(Тест Тематической Апперцепции (ТАТ)).

- экспрессивные тесты. Они позволяют  человеку раскрыть свой внутренний  мир в наиболее свободной манере, при помощи своих собственных  рисунков на заданную тему. Например, ему предлагается нарисовать  дом, дерево и человека, или несуществующее животное, или свою семью. Причем умение рисовать здесь не играет особой роли - человек может изображать своих героев в любой абстрактной манере. Кроме того, сама манера, в которой выполнен рисунок, может многое рассказать о его авторе. Сколько цветов он использует, какие линии преобладают в его рисунке - тонкие или жирные, четкие или расплывчатые, мягкие или жесткие - все это говорит о различных свойствах характера человека.(«Несуществующее животное», «человек под дождем»

-импрессивные тесты, в них человеку предлагается выбрать из нескольких образов те, которые нравятся ему в большей степени и те, какие, напротив, не нравятся, вызывают раздражение (тест Люшера, где используются карточки с различными цветами).

 

10)Эксперимент.

Психологический эксперимент  — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных  знаний посредством целенаправленного  вмешательства исследователя в  жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Выделяют главным  образом три вида экспериментов:

-Лабораторный  эксперимент - условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных - элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.

-Полевой, или  естественный эксперимент- эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных - рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни т.е. за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

-Формирующий,  или психолого-педагогический эксперимент. Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И.П.Павлова по выработке условных рефлексов у собак - это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты. Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, т.е. виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку.

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических  исследованиях:

-Возможность выбрать  момент начала события.

-Повторяемость изучаемого события.

-Изменяемость результатов  путём сознательного манипулирования  независимыми переменными.

 

11)Изучение  продуктов деятельности.

Праксиметрический метод  — психологический метод, заключающийся  в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

Праксиметрический метод  или «изучение продуктов деятельности» используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в более крупных исследовательских проектах.

Праксиметрический метод  широко применяется в следующих  дисциплинах:

-Историческая психология;

-Антропопсихология;

-Психология личности;

-Психология творчества;

-Клиническая психология;

Для психологии творчества данный метод  считается одним из основных. В  клинической же психологии он применяется  при анализе текстов, рисунков и  поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода в нейропсихологии можно назвать исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенёсшего травму коры левого полушария головного мозга. Результаты этого исследования опубликованы в работе «Потерянный и возвращённый мир» (1971).

Архивные исследования можно рассматривать  в качестве эффективного способа  использования информации об имевших  место в прошлом событиях в  случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.

Преимущества:

-В современных условиях доступны  огромные объёмы информации, обеспечивающие  почти неисчерпаемые возможности  для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет).

-Архивные исследования могут  согласовываться с результатами  лабораторных исследований, тем  самым увеличивая внешнюю валидность (соответствие чего-либо, чему-либо).

-Так как архивная информация  уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.

Недостатки:

-В имеющихся данных важная  информация может отсутствовать  или же не обладать должной  репрезентативностью.

-При отборе информации  легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.

-При анализе данных  при условии избыточного объёма  информации можно интерпретировать  информацию сквозь призму определённых  ожиданий.

 

12) Психодиагностика. Сферы применения.

Психологическая диагностика  выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ХХ в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод  лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики. Психодиагностика – это прикладная отрасль психологии (дисциплина). Психологическая диагностика («распознавание») определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психо-физиологических особенностей человека.

Психодиагностика – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Цели:

1. Фиксировать и описывать  в упорядоченном виде психологические  различия между людьми и группами  людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.

2. Конструирование психодиагностических  методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые  методики должны удовлетворять,  это определение границ выводов,  совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.

Значение: Она переставляет психологическую науку на фундамент  жизни.

Задачи:

1. В ситуации клиента  (у человека нет повода сознательно  искажать факты о себе, но он  может сделать это несознательно (приукрасить себя).

2. В ситуации экспертизы (человек обращается за помощью  к психодиагносту, он сам идет  на контакт. Человек знает,  что подвергается экспертизе, и  поэтому иногда сознательно корректирует  свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть лучше).

Психодиагностика включает в себя также и область психологической  практики, работу психолога по выявлению  разнообразных качеств, психических  и психофизиологических особенностей, черт Личности.

Психодиагностика как  психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская и др.). К  методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приёмы изучения индивидуально-писхологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов.

В компетенцию  психодиагностики входят:

- конструирование и  апробация методик;

- выработка правил проведения обследования;

- способы обработки и интерпретации  результатов, обсуждение возможностей  и ограничений тех или иных  методов.

Психодиагностика предполагает, что  полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой.

 

13)Основные направления  современной психологии.

Бихевиоризм.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — «поведение») - направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.

Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта  в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотрите, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Бихевиоризм положил начало возникновению  и развитию различных психологических  и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная  психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений

бихевиористской психологической  теории, в том числе и в далёких  от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и  человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

 

Гуманистическая психология.

Представители гуманистической психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл

Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) — направление в западной, преимущественно американской, психологии. Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., предметом изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

Одно из базовых убеждений  гуманистически-ориентированных психологов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал  «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии (сопереживание), внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов.

Информация о работе Предмет психологии