Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Психология отвечает на вопрос «КАК?» и отвечает за результат («Что мы получаем в итоге»).
Психология - это наука, изучающая внутренний и психический мир человека.
Психология - наука о душе.
Психология как наука: изучает конкретные факты психической жизни;

Вложенные файлы: 1 файл

психо.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

5)Методы психологического  исследования.

Психология использует методы естественных наук.

Выделяются 4 группы методов по Б.Г.Ананьеву (еще бывает классификация Рубинштейна)

1-Огранизационные  методы:

-Сравнительный метод  — сопоставление групп испытуемых  с целью найти сходство и  различия между ними.

-Сравнительно-возрастной  метод — сопоставление отдельных  особенностей людей по возрастам  с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.      

-Лонгитюдный метод(продолжительный)  мониторное обследование одних  и тех же лиц на протяжении  длительного времени.

- Комплексный метод  предполагает реализацию исследовательских  программ, в которых принимают участие представители разных наук. Такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (физическими, физиологическими, психическими, социальными и т.п.).

2-Эмпирические  методы:

- Интроспекция- метод  психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

-Экспериментальный метод.  Эксперимент — исследовательская  стратегия, в которой осуществляется  целенаправленное наблюдение за каким–либо процессом в условиях изменения отдельных характеристик условий его протекания.. Принято выделять два вида эксперимента — естественный, участники которого не знают о своей роли испытуемых, и лабораторный, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте.

-Психодиагностический метод - в  основу метода входит проведение  различных тестов, анкеты, интервью, беседы и так далее. Анкетирование,  как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

-Анализ-исследование продуктов  деятельности.

-Биографический метод.

- контент-анализ (содержательный) -  количественный анализа текстов  и текстовых массивов с целью  последующей содержательной интерпретации  выявленных числовых закономерностей.

3-Методы обработки данных:

-Количественные статистические  методы;

-Качественные методы;

Главное отличие качественных методов  от количественных состоит в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и не анализируются при помощи статистики, в то время как при использовании количественных методов исследуется большая группа людей, а данные в дальнейшем анализируются с помощью статистических методов.

4-Интерпритационные методы:

- Генетический метод - интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.

-Структурный метод (Структура (от лат. structure строение, порядок, связь) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность.) Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

 

6)Методы психологии - общая характеристика.

В психологии различают основные и  вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным  – все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод самонаблюдения, метод тестов и другие).

Наблюдение. Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость. Психолога-исследователя интересует не любое проявление поведения, а лишь то, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому наблюдающий должен выжидать нужные ему проявления свойств личности или психических состояний. Эксперимент. Основное отличие и достоинство эксперимента в том, что исследователь может по желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Основная масса эмпирических факторов в психологии получена экспериментальным путем. Однако не всякая исследовательская задача может быть решена с помощью эксперимента. Так, если изучение психических процессов и функций ведется преимущественно экспериментально, изучение более простых свойств личности (темперамента, многих способностей) тоже доступно экспериментальному методу, то характер и сложные виды способностей эксперименту пока недоступны.

Метод беседы. Он применяется на разных стадиях исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать весьма ценные результаты.

Метод интервью. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса. Часто вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход годится только на первой стадии исследования, для первичной ориентировки в проблеме. Но, могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

Метод экспертных оценок. Его широко применяют в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве и прочие. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения.

Метод самонаблюдения. Самонаблюдение можно использовать как самостоятельный, хотя и не основной метод психологического исследования. Особенно полезным метод самонаблюдения может быть при изучении психологических состояний: настроения бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности.

Метод тестов. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Кроме перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичной информации, в психологии широко применяются различные способы  и приемы обработки этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, а также методы качественного анализа.

 

7)Наблюдение.

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и  фиксации его результатов. В их число  входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Осознанное  наблюдение:

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя  с субъектом, причём наблюдаемый  обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса  наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками. Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Неосознанное  внутреннее наблюдение:

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам  неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится  внутри системы наблюдения, становится её частью. Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального  поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается  естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды. Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Преимущества  метода наблюдения:

-Наблюдение позволяет  непосредственно охватить и зафиксировать  акты поведения.

-Наблюдение позволяет  одновременно охватить поведение  ряда лиц по отношению друг  к другу или к определённым  задачам, предметам и т. д.

-Наблюдение позволяет  произвести исследование независимо  от готовности наблюдаемых субъектов.

-Наблюдение позволяет  достичь многомерности охвата, то  есть фиксации сразу по нескольким  параметрам — например, вербального  и невербального поведения;

-Оперативность получения  информации;

-Относительная дешевизна  метода.

 

8)Опрос.

Метод опроса — психологический  вербально-коммуникативный метод, заключающийся  в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми  посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать  как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов  сначала формулируют программные  вопросы, соответствующие решению  задачи, но которые доступны для  понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды вопросов:

-Закрытые (структурированные)  вопросы предполагают выбор ответа  из списка. Закрытые вопросы могут  быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

-Открытые (неструктурированные)  вопросы не содержат никаких  заготовленных ответов, а респондент  отвечает в свободной форме.  Данные, полученные из ответов  на такие вопросы, обрабатывать  труднее, чем в случае с закрытыми  вопросами.

-Субъективные — проективные  Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

-Проективные вопросы  спрашивают о третьем лице, не  указывая на респондента.

 

9)Тесты. Проективные  тесты.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Проективные тесты.

Проективные тесты (от лат. projectio – бросание вперед) — тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Впервые данная диагностическая стратегия была использована Э. Крепелином в его методике свободных ассоциаций. В качестве неопределенной ситуации могут выступать сюжетные картинки, которые надо проинтерпретировать (ТАТ), незаконченные предложения (тест Розенцвейга), чернильные пятна (тест Роршаха). Ответы на задания проективных тестов допускают очень широкий диапазон значений, поэтому очень большую роль при интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей индивида.

Информация о работе Предмет психологии