Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:35, курсовая работа
Актуальність теми. Спрямованість особистості сучасними вченими розуміється як мотиваційна зумовленість дій і вчинків людини конкретними життєвими цілями, джерелами яких є як його базові потреби, так і вимоги суспільства до його особистості. Відзначимо, що існують різні визначення поняття «спрямованість». Так, С. Рубінштейн визначав спрямованість особистості як її «динамічну тенденцію». Учений вважав, що в діяльності проявляється характер людини, що одержує вираження в спрямованості його дій і вчинків, його темперамент і здібності, які, в свою чергу, обумовлюють досконалість виконання.
ВСТУП ………………………………………………………………………3
РОЗДІЛ 1 ОСНОВНІ ТЕОРЕТИЧНІ ПІДХОДИ ДО ВИВЧЕННЯ ПРОБЛЕМИ СПРЯМОВАНОСТІ ОСОБИСТОСТІ
1.1 Спрямованість в психологічній структурі особистості ………………..6
1.2 Вікові особливості старшокласників в контексті спрямованості їх особистості ………………………………………………………………………14
РОЗДІЛ 2 ЕМПІРИЧНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ СПРЯМОВАНОСТІ СТАРШОКЛАСНИКА
2.1 Опис методик …………………………………………………………...19
2.2 Аналіз та інтерпретація результатів дослідження …………………...23
ВИСНОВКИ …………………………………………………………………31
СПИСОК ВИКОРИСТАНИХ ДЖЕРЕЛ…………………………………...33
18 – 24 балла – смыслы этой категории представлены слабо в Вашей системе жизненных смыслов
10 – 17 баллов – смыслы этой категории представлены достаточно в Вашей системе жизненных смыслов
3 – 9 баллов – смыслы этой категории доминируют в Вашей системе жизненных смыслов
Теперь на основании полученных данных Вы можете построить профили представленности жизненных смыслов. На горизонтальной оси обозначаются категории жизненных смыслов, на вертикальной – полученные баллы по каждой из категорий.
ДОДАТОК В
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф.Потемкиной.
Данная методика основана на работах Д.М. Узнадзе, который, в свою очередь опирался на работы К. Юнга и Э. Фромма. Она позволяет диагностировать степень выраженности и взаимосвязь между собой социально-психологических установок у отдельной личности или группы людей.
Это прежде всего социально-психологические установки, связанные с «альтруизмом» и «эгоизмом», «процессуальной» и «результативной» направленностью, а также ориентацией на «свободу» и «власть», «труд» и «деньги».
Следует отметить, что можно на основании результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:
Результаты по этой методике согласовываются с изложенным ранее материалом - четыре уровня сформированности мотивации у молодых людей. Соответственно, с помощью этой методики возможно выявить на каком уровне находится мотивационная сфера индивида.
Необходимо отметить, что знание молодыми людьми основных своих потребностей - исходный момент самомотивации, личностного менеджмента, и, соответственно, существенный плюс для выстраивания своего собственного жизненного пути, карьеры.
Шкалы: ориентация на - процесс, результат, альтруизм, эгоизм, труд, деньги, свободу, власть
Назначение теста - Выявление степени выраженности социально-психологических установок.
Инструкция к тесту
Ответься на каждый вопрос «Да», если он верно описывает ваше поведение и «Нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.
Тест
Вариант 1
Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»
1. Сам процесс выполняемой
2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?
3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?
4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?
6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?
7. Вам легче просить за других, чем за себя?
8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?
9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?
10. Вам больше нравятся
11. Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чемлибо просят?
12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?
14. Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?
15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
16. Вы убеждены, что не нужно
для кого-либо сильно
17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
19. Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?
20. Вам трудно заставить себя сделатьчто-то для других?
21. Вы часто начинаете
22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?
23. Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?
24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
25. Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?
26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?
27. Вы убеждены, что самая большая
ценность в жизни жить
28. Вы можете назвать себя эгоистом?
29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?
30. Вы избегаете встреч с людьми,
не обладающими деловыми
31. Ваша отличительная черта бескорыстие?
32. Свободное время Вы
33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?
34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
35. Вам трудно решиться
36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
37. Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?
38. Стремление к результату в любом деле Ваша отличительная черта?
39. Ваша отличительная черта умение помочь другим людям?
40. Вы способны сделать
Вариант 2
Выявление степени
1. Вы согласны, что самое главное в жизни быть мастером своего дела?
2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?
3. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?
4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?
5. Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?
6. Основное стремление в Вашей жизни свобода, а не власть и деньги?
7. Вы согласны, что иметь власть над людьми наиболее важная ценность?
8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?
9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?
10. Вам всегда удается следовать
своим убеждениям вопреки
11. Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти это ее сила?
12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?
13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?
14. Вы стараетесь не связывать
себя различными
15. Вы испытываете чувство
16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?
17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?
18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?
19. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?
20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?
21. В жизни Вас радует только отличный результат работы?
22. Самое главное стремление в Вашей жизни быть свободным?
23. Вы считаете себя способным
руководить большим
24. Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?
25. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?
26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?
27. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?
28. Вы согласны, что деньги “не пахнут” и неважно, как они заработаны?
29. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?
30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?
31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?
32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?
33. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?
34. Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?
35. Власть может заменить Вам многие другие ценности?
36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?
37. Труд наибольшая ценность для Вас?
38. Вы уверенно и непринужденно
чувствуете себя среди
39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?
40. Наиболее сильное потрясение для Вас отсутствие денег?
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Вариант 1 Вариант 2 Вопросы
Процесс Труд 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
Результат Свобода 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
Альтруизм Власть 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Эгоизм Деньги 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
За каждый ответ «Да»
Интерпретация результатов теста
Ориентация на процесс. Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываютсянад достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.
Ориентация на результат. Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.
Ориентация на альтруизм. Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.
Ориентация на эгоизм. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля “разумного эгоизма” не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей “интеллигентных профессий” встречается довольно часто.
Ориентация на труд. Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.
Ориентация на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.
Ориентация на свободу. Главная ценность для этих людей это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание “свободы” и “деньги”.
Ориентация на власть. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.
Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.
Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок.
Следует отметить, что можно,
на основании результатов
1. Группа высокомотивированных
испытуемых с гармоничными
2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.
3. Группа с дисгармоничными
ориентациями, у которых некоторые
ориентации выражены сильно, а
другие могут даже
В процессе индивидуального консультирования целесообразно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ориентации или низкую мотивацию. Эти причины могут быть временными и не нуждаться в коррекции.
Информация о работе Проблема дослідження спрямованості особистості старшокласника