Проблема целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: В том случае, когда предметом исследования выступает будущее человека в масштабе его жизненного пути, то есть долговременная картина жизни в будущем, речь идёт о жизненных целях и планах, ориентациях и перспективах. Эти понятия во многом близки по содержанию и нередко используются в одном контексте для характеристики совокупности представлений человека об основных линиях и ориентирах его дальнейшего жизненного пути. Значение этих понятий в жизни личности и общества трудно переоценить. Для психологии как для науки важно определить принципы построения временных перспектив, в сознании личности, как кратковременных, так и длительных. Знание принципов формирования временных перспектив открывает возможности для понимания процессов самоактуализации и социализации личности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…... 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы целеполагания
и построения жизненной перспективы у подростков ………………… 4
Составляющие жизненной перспективы и её значение………………….4
Характеристика психофизиологических особенностей
подростков …………………………………………………………………. 9
1.3. Особенности целеполагания и построения жизненной
перспективы подростков………………………………………..………12
Глава 2. Практика психолого-педагогической помощи при
целеполагании и профессиональном самоопределении.……..….……17
2.1. Психолого-педагогическая помощь подросткам в построении
жизненных планов……….……………………………………….…….. 17
2.2. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение .……. 28
Выводы …………………….………………………………………………………. 35
Заключение ………………………………………………………………………… 37
Список литературы …..….………………………………………………………… 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой. Возрастная психология. Целеполагание.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

СФМГПУ

Тема: Проблема целеполагания

 

и построения жизненной  перспективы у  подростков.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….…... 2   

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы целеполагания

               и построения жизненной перспективы  у подростков ………………… 4

    1. Составляющие жизненной перспективы  и её значение………………….4
    2. Характеристика психофизиологических особенностей

          подростков …………………………………………………………………. 9

    1.3.   Особенности  целеполагания и построения жизненной 

              перспективы  подростков………………………………………..………12

Глава 2. Практика психолого-педагогической помощи при 

                 целеполагании и профессиональном  самоопределении.……..….……17

    2.1. Психолого-педагогическая  помощь подросткам в построении

              жизненных планов……….……………………………………….…….. 17

    2.2.  Жизненная  перспектива и профессиональное  самоопределение .……. 28

Выводы …………………….………………………………………………………. 35

Заключение ………………………………………………………………………… 37

Список литературы …..….………………………………………………………… 38        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Актуальность  исследования: В  том  случае,  когда  предметом  исследования  выступает  будущее  человека  в  масштабе  его  жизненного  пути,  то есть  долговременная  картина  жизни  в  будущем,  речь  идёт  о  жизненных  целях  и  планах,  ориентациях и перспективах.  Эти понятия во  многом  близки  по  содержанию  и нередко используются  в одном контексте для характеристики  совокупности  представлений человека  об  основных  линиях  и ориентирах  его дальнейшего жизненного пути. Значение  этих  понятий в жизни личности  и общества  трудно  переоценить.  Для психологии  как для науки важно определить  принципы  построения  временных перспектив,  в сознании  личности,  как кратковременных,  так и длительных. Знание  принципов  формирования  временных  перспектив  открывает  возможности  для  понимания  процессов  самоактуализации  и  социализации  личности.              

     Е.И.Головаха  в  книге   «Жизненная  перспектива  личности»  доказывает,  что  жизненные  цели  и  планы  как  последовательно  формирующиеся  компоненты  осознанной  картины  будущего  дают  ответы  на  ключевые  жизненные  вопросы:  в  каких  сферах  жизни  сконцентрировать  усилия  для  достижения  успеха,  что  именно  и  в  какой  период  жизни  должно  быть  достигнуто,  какими  средствами  и  в  какие  конкретные  сроки  могут  быть реализованы  поставленные  цели.  Поэтому  в  практической  работе  педагога,  работающего  с  подростками  и  юношами,  знание  принципов  формирования  временной  перспективы  у  данного  контингента  необходимо.  Педагог  дополнительного  образования,  наряду  с  родителями  и  учителями  школ,  участвует  в  формировании  воспитанником  его  целей  и  планов.  В  том  случае  когда,  ценностные  ориентации,  цели  и  планы  сформированы  не  в  той  мере,   чтобы  человек  мог  последовательно  реализовывать  планы  на  пути  к  поставленной  цели,  может  произойти  разрыв  между  целями  и  планами  и  возникнуть  феномен  недостижимости  цели  из-за  отставания  от  сроков  выполнения  планов.  Может  возникнуть  и  феномен  инверсии  планов  и  цели,  когда,  например,  счастливая  семейная  жизнь  наступит  до  реализации  планов  рождения  ребёнка,  и  сами  эти  планы  окажутся  ненужными,  препятствующими  достижению  жизненной  цели. Негативные  индивидуальные  и  социальные общественные последствия растянутых на неопределенно долгий срок или слишком быстро достигнутых содержательно неопределенных жизненных целей вполне очевидны. Для общества важно чтобы у молодого человека, вступающего в жизнь, временная перспектива была сформирована точно, но достаточно гибко, чтобы обеспечить возможность коррекции в случае всевозможных изменений жизненной ситуации. В таком случае человек сможет организовать себе достойную жизнь и быть полезным обществу.                               

      Объект исследования: целеполагание и построение жизненной перспективы. 

     Предмет исследования: закономерности целеполагания и построения временной перспективы у подростков.

     Целью данной работы является изучение способов оказания помощи подросткам в построении их жизненной перспективы.

     Гипотезой настоящего исследование является предположение о том, что человеку необходимо самостоятельно выбирать свой жизненный путь, определять собственные планы на будущее, используя те возможности, которые ему предоставляют родители, педагоги и психологи образовательных учреждений, литература, средства массовой информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретический анализ проблемы целеполагания  и построения жизненной перспективы у подростков. 

    1. Составляющие  жизненной перспективы  и её значение.
 

     Ранее уже шла речь о сходстве  таких понятий как жизненные  цели, планы, ориентации и перспективы.  Однако за их содержательным  сходством стоит не менее существенное различие. Жизненные цели и планы имеют достаточно определённую предметную очерёдность, могут быть выражены в конкретных событиях жизненного пути. Жизненные планы являются средствами осуществления жизненных целей, их  конкретизацией в хронологическом и содержательном аспектах, они определяют порядок действий, необходимых для реализации жизненных целей как основных ориентиров жизненного пути в будущем. С помощью этих понятий будущее может быть рассмотрено как относительно упорядоченная во времени совокупность событий, приводящая к достижению идеальных результатов, являющихся на данном этапе жизненного пути основными ориентирами деятельности человека.

     Но социальное самоопределение  и поиск себя включает не  только составление планов организации собственной жизни; (где учиться? Где работать и жить?), но и поиск ответа на вопрос, каким быть? Это значит, что социальное самоопределение, формирование временной перспективы тесно связано с формированием мировоззрения. Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний и опыта. Познавательными предпосылками мировоззрения являются усвоение определённой и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему. Но мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

      Обобщая, выше сказанное, можно  определить временную перспективу  как ментальную проекцию мотивационной  сферы человека. Она представляет  собой в разной мере осознанные  надежды, планы, проекты, стремления, привязанности, связанные с более или менее отдалённым будущим. Временная перспектива формируется на протяжении всего детства и в основном стихийно: через реализацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении своего ребёнка, через усвоение общекультурных, социальных ценностей, через развитие всей мотивационной сферы. Сформировавшись, таким образом, временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека. Обычно задумываться и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего человек начинает лишь в старшем подростковом или даже в юношеском возрасте. Он пытается формулировать собственные планы, намерения, выбирает, кем и каким ему быть в будущем. Но эта очень важная работа происходит обычно урывками, бессистемно, от случая к случаю, становясь часто в результате не только бесполезной, но и вредной, потому, что приобретает форму пустых, бездейственных фантазий.

     Временная перспектива – это  предметная и хронологическая  граница «актуального» будущего, непосредственно связанного с заботами и проблемами настоящего. Если до этой границы будущее наполняется конкретными жизненными планами на пути к реализации соответствующих жизненных целей, то общие ценностные ориентации в осознанной картине будущего дают ответы на ключевые жизненные вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха? Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто? Какими средствами, и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели? [5]. Другая картина будущего наблюдается в том случае, когда временная перспектива сформирована не в той мере, чтобы человек мог последовательно и определённо ответить на вопросы, от решения которых зависят направление и содержание его жизненного пути. Если жизненные цели определены неадекватно – их содержание не связано с выбором профессии, а сроки реализации иллюзорны, это будет иметь существенные последствия для всего дальнейшего жизненного пути человека.

           Существует мнение, что термин временная перспектива недостаточно характеризует все аспекты жизни человека связанные с его отношением к будущему. С точки зрения социолога – это не только временная перспектива, но и пространственная, в той мере, в какой человек планами, целями и результатами деятельности осваивает определённую область общественного пространства, в котором сферы общественной деятельности складываются на пересечении жизненных траекторий социальных групп и отдельных людей. В связи с этим возможно использование понятия характеризующего основные, содержательные и структурные моменты, связанные с представлением человека о своём будущем. Наиболее удачным представляется понятие жизненная перспектива. К.К. Платонов предложил определение жизненной перспективы как «образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определённых целей. Это определение правильно отражает сущность жизненной перспективы как системы представлений человека о возможном будущем. Однако перспектива – это не всегда желаемое, но часто – ожидаемое с тревогой и опасением. Неудачи и утраты, вряд ли целесообразно планировать, и тем более желать их осуществления. Однако их вполне можно ожидать, готовясь к предотвращению негативных последствий. Поэтому жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой зависимости программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию – регулятивную. Если человек ожидает утраты и неудачи и при этом  в арсенале программных событий не находит того, что могло бы предотвратить или преодолеть последствия ожидаемых потерь, его жизненная перспектива утрачивает положительную регулятивную функцию и может дезорганизовать поведение. Следовательно, ключевым моментом жизненной перспективы человека являются те конкретные цели и планы, с помощью которых он намерен воплотить в действительность свои жизненные ценности.

     Жизненная перспектива – не  раз и навсегда выработанная  стратегия. Каждому качественно  новому этапу жизненного пути  должно соответствовать специфическое  содержание перспективы, в которой  одни компоненты сохраняют преемственность, а другие – отражают реальные изменения в окружающем мире и самом человеке. В исследованиях жизненного пути обнаружены факты, свидетельствующие о том, что в жизни каждого человека существуют критические моменты, связанные с изменениями жизненной перспективы. В этих жизненных ситуациях одни люди способны перестраивать свою перспективу, повышая мотивацию достижения, а другие впадают в состояние стресса, характеризующееся чувством опасности и повышенной тревожности. По разным линиям жизни критические моменты возникают в разное время, но есть такие периоды жизни, в которые эти моменты концентрируются, пересекаются, порождая целый комплекс жизненных проблем. В таких ситуациях требуется формирование и перестройка жизненной перспективы.

     Возраст юности является одним  из наиболее сложных периодов  в жизни человека, в котором  вопрос формирования жизненной  перспективы возникает наиболее  остро. Это связано с такими  факторами как неокончательная  сформированность личности, не большой  жизненный опыт юноши и очень высокая степень зависимости будущей жизни от принимаемых в этот период решений. Поэтому значение жизненной перспективы и помощи в её формировании в юношеском возрасте очень велико.

     Значение жизненной перспективы  проявляется и в контексте психического здоровья человека. Ш. Бюлер, рассматривавшая в качестве главной движущей силы развития человека врождённое стремление его к самореализации, показывала, что полнота самореализации, самоисполненности прямо связана со способностью человека, ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности, и что обладание такими жизненными целями – условие сохранения психического здоровья личности. С  её точки зрения, причиной неврозов выступают не столько сексуальные проблемы или чувство не полноценности, как учит психоанализ, сколько недостаток направленности самоопределения. Обретение же  целей жизни обеспечивает интеграцию личности.

     Проблема поиска смысла существования,  определения жизненной перспективы  важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда она становится действительно ключевой, определяющей – это период юности.

Информация о работе Проблема целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков