Проблема целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: В том случае, когда предметом исследования выступает будущее человека в масштабе его жизненного пути, то есть долговременная картина жизни в будущем, речь идёт о жизненных целях и планах, ориентациях и перспективах. Эти понятия во многом близки по содержанию и нередко используются в одном контексте для характеристики совокупности представлений человека об основных линиях и ориентирах его дальнейшего жизненного пути. Значение этих понятий в жизни личности и общества трудно переоценить. Для психологии как для науки важно определить принципы построения временных перспектив, в сознании личности, как кратковременных, так и длительных. Знание принципов формирования временных перспектив открывает возможности для понимания процессов самоактуализации и социализации личности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…... 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы целеполагания
и построения жизненной перспективы у подростков ………………… 4
Составляющие жизненной перспективы и её значение………………….4
Характеристика психофизиологических особенностей
подростков …………………………………………………………………. 9
1.3. Особенности целеполагания и построения жизненной
перспективы подростков………………………………………..………12
Глава 2. Практика психолого-педагогической помощи при
целеполагании и профессиональном самоопределении.……..….……17
2.1. Психолого-педагогическая помощь подросткам в построении
жизненных планов……….……………………………………….…….. 17
2.2. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение .……. 28
Выводы …………………….………………………………………………………. 35
Заключение ………………………………………………………………………… 37
Список литературы …..….………………………………………………………… 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой. Возрастная психология. Целеполагание.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

     Итак, мы уяснили, что составляющие  жизненной перспективы, такие  глобальные как: смысл личного существования; мировоззрение; социальное и профессиональное самоопределение, а также менее ёмкие, как: ближайшие цели и планы по организации своей жизни, беспредельно важны и необходимы каждому человеку. Отсутствие всех этих составляющих, их недостаточно отчётливая сформированность или неадекватность реальности грозят тяжёлым разладом в жизни личности, который обязательно проявится не успешностью в жизни и как следствие разочарованием и апатией, из которых невозможно выйти, не имея чётких жизненных планов. Педагогам, работающим с подростками, необходимо уметь диагностировать степень сформированности временной перспективы у воспитанников и помогать, воспитанникам формулировать, свои ближние и дальние планы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Характеристика  психофизиологических особенностей подростков.
 

    Подростковый  возраст относится к числу  критических периодов онтогенеза. Его  ещё называют отрочеством,  начинается он в 10-11 лет и заканчивается в 15-16 лет. В этот период происходят кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано, с их активным стремлением приобщиться, к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

    Характерным для подросткового возраста новообразование является чувство взрослости, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, и своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых, возникающих возможностей самоутверждение подростка зачастую может пронимать уродливые формы, приводить к крайне неблагоприятным реакциям.

    Отрочество  трудный период полу ребёнка-полу взрослого  тяжёл для всех – и для подростков и для окружающих.

    Половое созревание у девочек начинается с11 лет, у мальчиков с 12-13 лет. Это вносит новые переживания, нарушает внутреннее равновесие.

    Продолжает  развиваться нервная система. Растет роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами  и эмоциями. Но процессы возбуждения преобладают над процессом торможения, поэтому подростки повышено возбудимы.

Восприятие  более целенаправленно, чем у  младших школьников, но сильно изменчиво. Оно иногда поражает тонкостью и  глубиной, а иногда поверхностностью.

Более зрелым у подростка становится мышление, оно становится более последовательным. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Появляется критичность. Подростковый возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления.

     У  подростков  появляется  тенденция  к  правильным  определениям,  речь  изменяется,  становится  более  образной  и  выразительной.

       Формируются  моральные  принципы,  нравственные  идеалы,  мировоззрение.  Они  ещё  неустойчивы,  подвержены  изменениям  под  влиянием  различных обстоятельств или других  людей.  В этот  период  очень важна роль  воспитания  и воспитателей,  так как личность  подростка складывается  в зависимости от  приобретенного  нравственного опыта.                                                   

        Чувства  подростков  из  импульсивных  постепенно  превращаются  в   преднамеренные  и  становятся  более  сильными.

Они  проявляются  бурно,  а  иногда  аффектно.  Особенно  силён  гнев  подростков.  Это  возраст  тяжёлого  психического  кризиса.  Его  ещё  называют  возрастом  катастроф.  Именно  поэтому  необходимо  как  можно  бережнее  относится  к  проявлению  чувств  подростка,  и  его  духовному  миру.

         В  подростковом  возрасте  существует  и  ещё  одна  серьёзная  проблема:  несогласованность  убеждений,  моральных  идей  и  понятий  с  поступками,  действиями  и  поведением.  Зачастую  самые  благие  намерения  подростков  оборачиваются  далеко  неблаговидными  поступками.  Часто,  например,  чувство  справедливости  приводит  подростков  к  неблаговидным  и  жестоким  действиям. У  подростков,  если  они  лишены  должного  внимания  взрослых,  часто  формируются  ошибочные  или  даже  аморальные  идеалы.  Особенно  легко  это  происходит  под  влиянием   «массовой  культуры»,  средств  массовой  информации.  Подражая  порочным  идеалам,  подростки  могут  переходить  опасную  грань,  когда  смелость  оборачивается  жестокостью,  независимость  подлостью,  гордость  насилием  над  другими  людьми. 

         Подростки  легко  подчиняются,  значимым  в  их  газах,  лидерам  или  группам  людей.  Примером  тому  могут  служить  разного  рода  группировки  фанатов,  скинхедов,  рокеров  и  прочих  сомнительных  неформальных  объединений,  «культивирующих»  показной  героизм,  верность,  товарищество   (качества,  ценимые подростками)  и состоящие в основном  из  подростков.                                                                                           

       Нестабильность  психики  подростка   прослеживается  и в том,  что за  сравнительно  короткий  период  большинство подростков  многократно меняют  свои  увлечения и пристрастия,  а также мечты о своём будущем,  профессии,  семье.  Чаще  всего всякое  новое знание,  о какой либо  профессии приводит  подростков  к  желанию  овладеть  этой  профессией,  и  мечтам  о  достижении  больших  «высот»  в  ней.  Однако,  часто,  с  появлением  нового  знания,  появляются  и  новые  увлечения  и  мечты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков.
 

     Мы убедились в важности временной,  а точнее жизненной перспективы  в судьбе человека. Теперь следует  определиться со способами её  формирования и развития у  подростков, а так же с ролью  педагогов в этом процессе.

     Подростковый возраст – является  переходным во многих отношениях, в том числе и в контексте  его самоопределения и поисков  себя. Поиск путей самореализации  основан на формирующихся в  этот период мировоззренческих  установках. В подростковом возрасте установки обычно очень противоречивы. Серьезные, глубокие рассуждения, в умах подростков странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшие подростки могут, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально поменять свою позицию, одинаково категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле – это нормальное свойство для этого возраста. Период когда у человека впервые возникает ещё неосознанная потребность самостоятельного выбора жизненного пути, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как целый процесс, имеющий определённое направление, преемственность и смысл – переживается особенно остро. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Этот поиск неосознанно происходит и в возрасте начальной школы, но в подростковом периоде он начинает становиться сознательным.

     В ходе этих поисков подросток  ищет формулу, которая разом  осветила бы ему и смысл  собственного существования, и  перспективы развития всего человечества. Он хочет не только уяснить  объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти её личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно моё место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои способности.

     В опрос о смысле жизни ставится  подростками глобально, и на  него ждут универсального ответа, годного для всех.

     Трудности рефлексии о смысле  жизни – в правильном совмещении  ближней и дальней перспективы. Расширение жизненной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) – необходимая психологическая предпосылка постановки мировоззренческих проблем.

     Подростки, как и дети, описывая  будущее, говорят чаще о своих  личных перспективах. Общие проблемы  выдвигают на первый план только  в самом конце подросткового  возраста и в ранней юности. Подростки 11 и 14 лет сильно  отличаются друг от друга. С возрастом у них увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, один  из главных показателей морально психологической зрелости человека, к которой в 14 – 15 лет некоторые подростки приближаются вплотную.

     Но совмещение ближней и дальней  перспективы даётся человеку  нелегко. Бывают даже юноши,  которые не хотят задумываться  о будущем, откладывая все трудные  вопросы и ответственные решения на «потом», среди подростков это явление практически обычно. Установка (обычно неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является иждивенческой, но и опасна для самой личности. «Вечный юноша», совсем не счастливчик. Чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не освоил важнейшие сферы жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость кажутся привлекательными на фоне бытовой приземлённости большинства его сверстников, но это скорее не свобода, а неприкаянность. Ему следует посочувствовать, но не завидовать. Поэтому важно, чтобы сознательному целеполаганию человек начал переходить уже с начала подросткового возраста.

     Педагогу важно знать, представляет ли его воспитанник своё будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как что-то радикально иное, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое, что придёт само.

     Взгляд на будущее как на продукт своей собственной, совместной с другими людьми деятельности есть установка борца, деятеля, который счастлив тем, что уже сегодня работает ради завтрашнего дня. Представление, что будущее придёт само и его не избежать, является установкой иждивенца, потребителя и созерцателя, носителя ленивой души.

     Начало формирования жизненных  перспектив является характерной  чертой подростков. Они возникают,  с одной стороны, в результате  обобщения целей, которые ставит  перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» её мотивов, становления устойчивого ряда ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны это результат конкретизации целей и мотивов.

     Из мечты, в которой всё возможно, и идеала как абстрактного, часто заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

      Жизненная перспектива – явление  как социального, так и этического  порядка. Вопросы, «кем быть» и «каким быть» первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подростки называют жизненными планами очень расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. У большинства из них эти планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать.

     Подросток пытается предвосхитить  своё будущее, не задумываясь  о средствах его достижения. Его  образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях представлять своё будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать [4]. 

     Жизненная перспектива в точном  смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненная перспектива является планом деятельности.

Информация о работе Проблема целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков