Раннее приобщение подростков к труду
не спасает положение. Американские социологи
Эллен Гринбергер и Лоренс Стейнберг в
книге «Когда подростки работают. Психологические
и социальные издержки юношеского труда»
(1986) обобщили данные о том, как влияет
на установки и поведение старшеклассников
и студентов младших курсов работа по
найму. Картина оказалась очень тревожной.
Такая трудовая деятельность, обычно,
отрицательно влияет на успеваемость.
Она не сдерживает, а наоборот способствует
некоторым формам преступного поведения.
Работа, особенно в напряжённых ситуациях,
увеличивает риск алкоголизации и наркотизации
подростков. Ко всему прочему, она способствует
развитию у многих молодых людей отрицательного
отношения к труду как к таковому. Возможно,
эти выводы нельзя в полной мере отнести
к Российской действительности, однако
есть и нечто общее. Главное это свойства
труда, доверяемого подросткам. Обычно
это не интересная работа, не допускающая
инициативы и самоконтроля. Часто подростки
работают отдельно от старших, а это усиливает
их возрастную сегрегацию и подлинная
социальная зрелость подменяется «псевдозрелостью».
Там же, где подростки трудятся вместе
с взрослыми, часто на них оказывают отрицательное
влияние, далеко не всегда приличные в
моральном плане, но успешные в работе
взрослые, входящие в состав трудовых
коллективов.
Эти проблемы актуальны и сейчас.
Можно припомнить, каким фарсом
обернулась производственная практика
школьников проводившаяся в 1970-80годах.
Да и сейчас положение не
везде изменилось. Приучить юношей
к труду пустыми призывами или заставляя
их выполнять неинтересную, а обычно ещё
и не нужную работу невозможно. Тем более
что и с материальным стимулированием
труда дело обычно обстоит отвратительно.
Подросткам обычно стараются заплатить
меньше, чем они реально заработали или
вообще не платить (бесплатный труд, субботники,
например, снова становится модным у большинства
начальствующих особ в образовании).
По мнению И.С. Кона радикальным
выходом из этого противоречия
может стать максимально полная
информатизация общества, делающая совокупное
общественное знание потенциально доступным
каждому человеку.
Соотношение ценностей труда
и досуга не только глобальная,
но и личная проблема. Её острота
и способы решения зависят
в первую очередь от того, удастся
ли личности найти себе дело по душе и
выстроить собственную иерархию ценностей,
уравновесить соотношение работы и призвания.
У детей не так уж часто встречаются устойчивые,
активные и резко выраженные склонности
к какому либо виду деятельности.
Подросток стоит перед выбором
сферы деятельности. Но определить
какая деятельность подходит
именно ему он может только
практически, в ходе самой деятельности.
Но все формы деятельности
испробовать невозможно. У человека
могут быть задатки многих способностей
и дарований. Но даже талантливые люди
не сразу находили себя и по нескольку
раз меняли профессию. К тому же профессиональное
самоопределение одновременно является
и самоограничением, предполагающим
отказ от многих других видов деятельности.
Сделать этот самоограничивающий и ответственный
выбор всегда не просто. Профессиональное
самоопределение многомерный и многоступенчатый
процесс.
Подавляющее большинство старшеклассников,
формируя свою жизненную перспективу,
выбирают профессию более или менее
стихийно. Наибольшее влияние на выбор
профессии старшеклассниками оказывают
друзья, мнение компаний, а влияние родителей
школы и организаций, занимающихся профориентацией
не значительно. Кроме того, на выбор профессии
немалое влияние оказывают средства массовой
информации и, прежде всего кино и телевидение.
Они могут создавать положительный или
отрицательный образ представителя той
или иной профессии и этим повышать
или понижать степень престижности профессии.
Существенными факторами профессионального
самоопределения являются: возраст, в
котором осуществляется выбор профессии,
уровень информированности молодого человека
и уровень его притязаний.
Из всего сказанного видно,
что профессиональное самоопределение
есть сложный и длительный
процесс. Помощью здесь может стать только
своевременное, на всём
протяжении учёбы, расширение кругозора
и интересов ребёнка, ознакомление его
с разными видами деятельности и практическое
приобщение его к труду.
Раннее и твёрдое самоопределение
выглядит как фактор положительный, но
и оно тоже таит в себе опасности для молодого
человека. Увлечения подростков часто
обусловлены случайными факторами, мало
связанными с самостоятельными, обдуманными
решениями. Школьники, часто ориентируются
только на внешнее содержание и престиж
профессиональной деятельности, не замечая
других её аспектов. Тем более, что мир
профессий, как и всё остальное, в юном
возрасте часто кажется чёрно-белым. Если
профессия «хорошая» значит в ней всё
хорошо, если плохая значит всё плохо.
Категоричность суждений и нежелание
рассмотреть другие варианты и возможности
часто служат своего рода психологическим
защитным механизмом, способом уйти от
сомнений и труда выбора. Последствием
слишком раннего самоопределения может
стать разочарование. Ранняя профессионализация
часто связана с неблагоприятными семейными
обстоятельствами, низкой успеваемостью
в школе и с другими неблагоприятными
факторами, снижающими степень сознательности
и добровольности профессионального выбора.
При выборе профессии также существуют
определённые половые различия. Обычно
юноши более осведомлены о различных современных
профессиях, а сама дифференциация профессиональных
интересов начинается раньше и проявляется
иначе, чем у девушек. Юноши критичнее
оценивают возможности и требовательнее
относятся к своей будущей профессии;
девушки в этом отношении пассивнее и
легче мирятся с неудачами, придавая большее
значение устройству личной семейной
жизни.
Выбор профессии отражает определённый
уровень личных притязаний, включающий
оценку своих объективных возможностей
и оценку своих способностей. Кроме того,
на него влияет часто не осознаваемый
самим субъектом уровень требований, предъявляемых
им к профессии. У юношей и девушек в 15
– 17- летнем возрасте уровень притязаний
часто завышен. Это нормально и даже полезно,
так как стимулирует молодых людей к саморазвитию
и преодолению трудностей. Гораздо хуже,
если уровень притязаний у юноши окажется,
занижен, и он ни к чему не будет стремиться,
довольствуясь тем, что само идёт к нему
в руки.
Работа по профориентации в
нашей стране, так или иначе,
велась и ведётся. Однако число
молодых людей, неудовлетворённых
своей профессией, не уменьшается,
а возможно и возрастает.
Вопросы профессионального выбора
не имеют однозначных решений.
В современных условиях первоначальная
профессиональная подготовка может стать
недостаточной или вовсе обесцениться
по объективным причинам. Жизненный путь
современного человека не предсказуем.
В нём есть крутые повороты, и перерывы
постепенности, и непредсказуемые, новые
старты. Это делает нашу жизнь тревожной
и беспокойной.
Всё это должна учитывать система
образования. Принцип непрерывности
образования во многом помогает
решать задачи профессионального
самоопределения благодаря тому,
что на каждом его этапе человек
обладает определённой свободой выбора.
Единство целей и задач образования должно
сочетаться с разнообразием школ, гибкостью
учебных планов и программ, уделять первостепенное
внимание, развитию индивидуальных способностей
учащихся, дифференцируя обучение в соответствии
с их запросами и склонностями. Что же
касается включения учащихся в производственный
труд, то он должен быть полезным для общества,
семьи, и приносить радость самим учащимся.
Только так можно сочетать трудовое воспитание
с нравственным, сделав профориентацию
элементом самоопределения личности.
Выводы.
В результате теоретического
исследования проблемы формирования
временной перспективы у подростков,
можно сделать следующие выводы:
- В контексте
определения человеком его целей и планов,
относящихся к его собственному будущему,
отечественные психологи используют термины,
которые несколько разнятся между собой,
в основном по форме и несколько по содержанию.
Так И.В. Дубровина в книге «Практическая
психология образования» использует термин
«временная перспектива» и расшифровывает
его как – ментальную проекцию мотивационной
сферы человека, представляющую собой
в разной мере осознанные надежды, планы,
проекты, стремления, опасения, притязания,
связанные с более или менее отдалённым
будущем. Е.И. Головаха, в своей книге «Жизненная
перспектива и профессиональное самоопределение
молодёжи», предлагает вместо термина
временная перспектива использовать термин
жизненная перспектива как более точно
отображающий суть проблемы планирования
своего будущего человеком. Этот же термин
использует и психолог И.С. Кон в книге
«Психология ранней юности» при этом и
термин временная перспектива он использует
в этой же книге и в том же контексте. Из
этого можно сделать вывод, что эти термины
на данный момент могут быть равно применимыми.
-
Однако, не смотря на различия в терминах
и отчасти в формулировках, авторы этих
и других книг, в которых затрагиваются
вопросы жизненного самоопределения молодёжи,
сходятся во взглядах на проблемы формирования
временной перспективы. Все они считают,
что человеку необходимо самостоятельно
выбирать свой жизненный путь, определять
собственные планы на будущее, используя
те возможности, которые им предоставляют
родители, педагоги и психологи образовательных
учреждений, литература, средства массовой
информации.
-
Так же мнения авторов сходятся и в
том, что психологическое давление на
подростков с целью ускорить их жизненное
самоопределение, малоэффективно и даже
вредно потому, что не только не ускоряет
процесс выбора жизненного пути, но и может
его затормозить.
-
Авторы так же едины во мнении, что формирование
временной перспективы в подростковом
возрасте явление обязательное, и она
будет оказывать влияние на всю будущую
жизнь молодого человека. Поэтому крайне
важно чтобы эта перспектива была сформирована
правильно, с учётом интересов, наклонностей,
запросов, способностей самого молодого
человека, а так же с учётом реальных социальных
возможностей, которые он может реализовать.
-
Едины мнения авторов и в вопросе о том
какую роль играют образовательные учреждения
в процессе формирования временной
перспективы подростков. Все они указывают
на то, что педагоги и психологи, работающие
с подростками и юношами должны давать
возможность молодым людям максимально
широко познакомиться с теми возможностями,
которые открываются перед ними.
-
Кроме того, понятно, что уже с начала подросткового
возраста необходимо научить делать выбор
из открывшихся возможностей того, что
им нужно в жизни и убедить их в том, что
только самостоятельный, осознанный и
свободный выбор собственного будущего
может принести им истинное счастье.
Заключение.
Актуальность данного исследования
состоит в том, что от качества
целеполагания и верности жизненных
планов зависит качество жизненного пути
каждого человека. Жизненная
перспектива является понятием давно
известным в психологии и педагогике.
Однако существует немало педагогов, для
которых смысл этого термина либо скрыт,
либо ограничивается лишь одним понятием
– профориентация. Но, анализируя данную
работу, можно прийти к выводу, что временная
перспектива включает в себя гораздо более
широкий круг проблем кроме проблемы
профессионального самоопределения.
Объектом
настоящего исследования являлось целеполагание
и построение жизненной перспективы. Предметом
исследования стали закономерности целеполагания
и построения временной перспективы у
подростков.
Целью
данной курсовой работы является теоретическое
изучение способов оказания помощи подросткам
в построении их жизненной перспективы.
В качестве задачи было выбрано
изучение литературных источников
по проблеме целеполагания и
построения временной перспективы.
В ходе исследования, при выполнении
поставленных задач удалось сделать
выводы, полностью подтверждающие
выдвинутую гипотезу
о том, что именно самостоятельное построение
жизненных планов является наиболее эффективным
при выборе жизненного пути. При этом взрослым
следует оказывать всемерную помощь подросткам
в этом трудном деле, не подавляя их инициативы
и не пытаясь ускорять процесс личного
самоопределения.
Список
литературы.
1. Асмолов
А.Г. Психология личности. М.
издательство МГУ, 1990.
2. Е.И.
Головаха Жизненная перспектива
и профессиональное
3. И.С.
Кон В поисках себя: личность
и её самосознание. М. Политиздат,
1984.
4. Кон
И.С. Психология ранней юности
книга для учителя. М.
Просвещение, 1989.
5. И.С.
Кон В поисках «Я». М. : Политиздат,
1984.
6. В.С.
Мухина Возрастная психология. М.
Асадема, 2000.