Проблема целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: В том случае, когда предметом исследования выступает будущее человека в масштабе его жизненного пути, то есть долговременная картина жизни в будущем, речь идёт о жизненных целях и планах, ориентациях и перспективах. Эти понятия во многом близки по содержанию и нередко используются в одном контексте для характеристики совокупности представлений человека об основных линиях и ориентирах его дальнейшего жизненного пути. Значение этих понятий в жизни личности и общества трудно переоценить. Для психологии как для науки важно определить принципы построения временных перспектив, в сознании личности, как кратковременных, так и длительных. Знание принципов формирования временных перспектив открывает возможности для понимания процессов самоактуализации и социализации личности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…... 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы целеполагания
и построения жизненной перспективы у подростков ………………… 4
Составляющие жизненной перспективы и её значение………………….4
Характеристика психофизиологических особенностей
подростков …………………………………………………………………. 9
1.3. Особенности целеполагания и построения жизненной
перспективы подростков………………………………………..………12
Глава 2. Практика психолого-педагогической помощи при
целеполагании и профессиональном самоопределении.……..….……17
2.1. Психолого-педагогическая помощь подросткам в построении
жизненных планов……….……………………………………….…….. 17
2.2. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение .……. 28
Выводы …………………….………………………………………………………. 35
Заключение ………………………………………………………………………… 37
Список литературы …..….………………………………………………………… 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой. Возрастная психология. Целеполагание.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

     5.  Цель следующего упражнения – составить список необходимых для достижения поставленных целей ресурсов, которыми уже обладает каждый участник тренинга. Нужно описать, что у них уже есть, это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые могут поддержать и помочь, финансовые ресурсы, уровень собственного образования, личная энергия, время, которым располагает каждый участник тренинга. Ведь перед каждой конструктивной работой – собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие необходимые для этого материалы и приспособления у вас имеются. Точно также для того, чтобы сконструировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что у вас есть из необходимого для достижения целей.

     6.  На следующем этапе, участникам тренинга необходимо постараться припомнить те случаи из собственной жизни, когда они чувствовали себя абсолютно успешными. Какими из перечисленных ресурсов они тогда пользовались максимально эффективно? Это необязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть всё, что угодно: от удачного ответа на уроке до вечера, проведенного с друзьями. Следует припомнить 3 – 5 таких случаев, записать их, фиксируя на бумаге, какие действия предпринимались, когда удалось добиться успеха, какие личные качества, возможности, ресурсы были использованы. Что вообще это была за ситуация, в которой конкретный человек чувствовал себя успешным?

     7.  А теперь участникам нужно описать, каким человеком каждый из них должен быть, чтобы достигнуть намеченных целей. Необходимо провести самооценку своих качеств и подумать о том, что, возможно, необходимо в себе изменить. Следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, или может быть более рискованным. Размышления на эту тему следует зафиксировать на бумаге и заполнить, на эту тему, около страницы.

     8.  Следующее действие тренинга состоит в том, что участникам нужно в нескольких тезисах сформулировать, что препятствует иметь всё то, о чём они мечтали, к чему стремились, прямо сейчас. Возможно, это неумение планировать своё время. Или не решительность, из-за которой никак не получается начать реализацию, уже имеющегося плана. Возможно, этому мешает занятость слишком большим количеством разнообразных дел одновременно, или излишняя сосредоточенность на чём-то одном, что отвлекает внимание от всего остального. Возможно, это страх за то, что начатое дело может не получиться. Надлежит вспомнить, бывало ли так раньше. У каждого человека имеются способы ставить себе ограничения, свои личные, излюбленные стратегии, ведущие к поражению, но если мы это осознаём, то можем избавиться от этих ограничений.

     9.  На этом этапе надо для каждой из четырёх выбранных целей составить черновик пошагового плана для её достижения.

     Начать следует с конечного  результата, а затем шаг за  шагом спланировать весь путь  вплоть до того, что можно сделать  по этому плану сегодня. В конце концов, как говорит Д. Карнеги, все, что в принципе ты можешь сделать в жизни, ты можешь сделать только сегодня. Можно с этого и начать: подумав о цели, решить, что самое первое я должен сделать, чтобы её достичь. В любом варианте следует составить пошаговый план достижения этой цели, который бы включал и сегодняшний день. 

     Если же нет уверенности в  том, каким должен быть этот  план, следует спросить себя вновь,  что же тогда мешает иметь  всё то, к чему вы стремитесь. Возможно, ответом на этот вопрос будет что-то, над, чем уже сейчас можно работать, чтобы это изменить. Решив такую промежуточную задачу, можно приблизиться к достижению своей главной цели. 

     Итак, первый и очень важный  шаг сделан. С помощью проделанных  заданий каждый смог определить, чего же он хочет. Каждый описал как желаемый конечный результат, так и первые шаги к достижению желаемой цели. Были определены, какие стороны личности того или иного конкретного человека помогают, а какие мешают ему достичь заветной цели.

     Задача следующего шага – разработка  собственно стратегии достижения  успеха. На этом этапе можно  воспользоваться некоторыми идеями  нейролингвистического программирования  Дж. Гриндера и Р. Бандлера, а  именно попытаться смоделировать  кого-то, кто уже достиг желаемой цели.

     10.  Педагог предлагает каждому представить себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой он хотел бы преуспеть. Моделями могут служить как хорошо знакомые люди, так и просто люди известные, добившиеся необыкновенных успехов.

     Запишите имена 3 – 5 человек,  которые уже добились того, к  чему вы стремитесь. В нескольких  словах нужно описать их личностные  качества и поведение, которые  привели их к успеху.

     После этого нужно закрыть глаза и представить, что каждый из этих людей собирается дать вам совет, как лучше достичь цели. Запишите основную идею того, что они вам «скажут». Пишите то первое, что придёт вам в голову. Даже если вы не знаете ни этих людей и ничего об их жизни, они всё равно могут стать для вас прекрасными советчиками.

     А теперь нужно проделать следующее  полезное упражнение.

     Следует вспомнить случай из  своей жизни, когда пришлось  переживать какой-то абсолютный  успех. Закройте глаза и представьте  себе это предельно ярко. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите внимание также на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые её создают. Теперь подумайте о тех целях, которые были вами записаны. Нужно создать внутреннюю картину того, что будет, если вы достигните этого результата. Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте её того же размера, яркости и раскрашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего, вы уже сейчас ощутите себя по-другому, более уверенным в успехе, чем это было, когда вы впервые сформулировали вашу цель. Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы мозг мог создать картину будущего успеха даже с большей лёгкостью, чем предыдущего. Ясная внутренняя картина и переживание «потребного будущего» чрезвычайно важны.

     11.  В ходе этого упражнения следует как можно более подробно и ярко мысленно представить себе свой идеальный день. Это полезно потому, что временная перспектива, состоящая просто из совокупности множества разных целей, намного менее действенна с точки зрения достижения этих целей, нежели такая временная перспектива, которая включает в себя некоторое целостное представление о том, что все эти цели означают вместе.

     Для создания такой целостной  картины участникам тренинга  нужно предложить нарисовать  свой идеальный день. Каждый должен  задуматься и отчётливо представить  себе, кто в этот чудесный день находится рядом с ним, чем заняты участники этой картины. Необходимо вообразить себе этот день в мельчайших подробностях, начиная с момента пробуждения и заканчивая тем , что происходит, какие переживания имеют место вечером, перед самым сном. Представляя себе всё это, каждый должен, взяв карандаш и бумагу, либо описать воображаемый идеальный день словами либо просто нарисовать соответствующую картину или серию картин.

     12.  В этом последнем упражнении надо описать своё идеальное окружение.

     Акцентируйте значение места,  не ставя себе при этом никаких  ограничений. Ощутите себя королём:  где вы – в лесу, на берегу  озера, в шикарном офисе или  в своей квартире? Что под рукой  – компьютер, рояль или чашка  кофе? Какие люди вас окружают?

     Полезно постоянно напоминать  о том, что необходим чёткий, ясный, яркий, сфокусированный  сигнал, чтобы заработал механизм  автоматического наведения на  цель. Именно этим определяется  действие вышеприведённых упражнений.

     Опыт показывает, что сначала выполнять все эти упражнения довольно трудно, но потом это становится и легче и занимательнее.

     Конечно, легче просто жить, чем  создавать, сознательно конструировать  свою жизнь, однако надо понимать, что в жизни всякий успех  является результатом тяжёлого труда. Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не создадите собственной программы достижения результатов, то кто-то другой это сделает и включит вас в свой план.

     В определении своих запросов, целей, составлении планов по  воплощению этих целей в реальную жизнь, определении сроков реализации этих целей и планов и состоит формирование временной, а точнее жизненной перспективы.

     Предложенная методика обучения  умению планировать собственное  будущее не единственная в  своём роде. Ведение дневников, составление личных планов на день, неделю, месяц, могут стать полезными для формирования привычки планировать свою жизнь, своё будущее. Эта форма тренировки в формировании своей жизненной перспективы, доступна и полезна не только для юношей и подростков, но и в младшем школьном возрасте. Отличия состоят только в том, что педагог должен учитывать возрастные возможности своих подопечных, организуя их обучение в формировании временной перспективы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Жизненная  перспектива

и  профессиональное  самоопределение. 

     Невозможно переоценить значение  в жизни человека такой составляющей  жизненной перспективы, как профессиональное  самоопределение. Профессия, выбранная  юношей, будет определять, во многом, и  его благосостояние, и  положение в обществе, и зачастую, семейное положение. От выбора профессии зависит не только, то насколько человек будет востребован в обществе и как он будет материально обеспечен но, обычно, и круг его общения, стиль и ритм жизни.

      Бывает, что на протяжении жизни человек не раз меняет профессию, а значит и стоит на пороге профессионального самоопределения. Однако самым важным и самым трудным всё же  следует считать самый первый выбор в юности. От этого выбора зависит «старт» молодого человека в самостоятельной жизни и широта будущих возможностей. Трудность же этого выбора состоит, в основном, в не опытности подростков и юношей, а поэтому не готовности выбирать профессию.

     Выбор профессии во многом  зависит от отношения человека  к труду. Трудно переоценить роль школы в выработке отношения учащихся к труду. Дело в том, что стереотипы отношения к учению, возникающие в школе, в дальнейшем могут распространиться и на другие сферы.  Не менее значимой для выработки отношения молодых людей к труду может оказаться и роль образовательных учреждений дополнительного образования: подростковых клубов, центров детского творчества, спортивных школ и т. д. Формирование положительного отношения к труду, усвоение определённых трудовых навыков и выбор профессии – неотъемлемые компоненты становления личности. Но процессы эти не тождественны и не одновременны.

     В далёком прошлом, когда дети  приобщались к труду, непосредственно  взаимодействуя с взрослыми, всё  было гораздо проще. Трудовое  воспитание одновременно формировало у ребёнка и трудолюбие – привычку к труду, а конкретные трудовые навыки, которые он получал, потом служили ему в течение всей жизни. Сейчас наблюдается тенденция к «безмозольной педагогике», что в результате приводит к тому, что дети вырастают белоручками, часто не способными даже к самообслуживанию. Но элементарные трудовые навыки, которыми должен овладеть каждый, не могут в современных условиях решить задачи профориентации и не устранят психологических трудностей выбора профессии. Это связано с тем, что за последнее столетие, в развитых странах, значительно возросло количество видов профессиональной деятельности человека и даже, многие старые профессии значительно изменились, в них резко уменьшилась доля ручного труда и повысилась производительность, за счёт применения машин и механизмов. Одновременно некоторые профессии, в основном связанные с не квалифицированным трудом,  просто перестали существовать. Например, профессия землекопа ныне не существует и простой навык рыть вручную землю не может стать профессией для кого-то, даже на время. В современном мире молодёжь имеет более высокий уровень образования и материальной обеспеченности, а как следствие этого и гораздо более высокие требования к интеллектуальному творческому потенциалу трудовой деятельности и к уровню материальной обеспеченности. По мнению И.С. Кона «неинтересная, рутинная работа, даже прилично оплачиваемая, молодёжь не удовлетворяет». Он утверждает, что в развитых странах Европы и Америки молодые люди придают уровню зарплаты меньшее значение, чем интересности труда и возможности реализовать себя в нём. Думаю, что реальность этого явления достаточно спорна, хотя бы потому, что трудно найти рутинную и тяжёлую работу, которая оплачивалась бы достойно. Если за такую работу и платят не очень мало, то всегда меньше чем это необходимо для компенсации потерянных на эту работу времени, физических и психических сил и просто здоровья. Например, на многих металлургических производствах существуют рабочие специальности работники, которых получают заработную плату близкую к заработной плате начальников цехов. Однако  мало кто из этих рабочих доживает до, даже льготного, пенсионного возраста, а если и доживают, то обычно приходят к нему инвалидами. Поэтому, пожалуй, уровень заработной платы и безопасность труда у современной молодёжи (по крайней мере, в России) стоят на первом месте. Далее, наверное, следует поставить количество времени, занимаемое работой (чем меньше, тем лучше) и уже потом, интересность и возможность творческой самореализации. Тем более, что интересного и творческого труда на всех не хватает,  не будет никогда хватать, да и не все к нему способны. В результате – трудовую мораль современной молодёжи можно считать низкой, а идеалы значительно перемещёнными в сферу досуга.

Информация о работе Проблема целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков