Чтобы построить его, нужно
более или менее чётко представить
себе ответы на, как минимум,
три следующих вопроса:
- В каких сферах
жизни сконцентрировать усилия для достижения
успеха?
- Что именно
и в какой период жизни должно быть достигнуто?
- Какими средствами,
и в какие конкретные сроки могут быть
реализованы поставленные цели?
Дать
себе ответы на такие вопросы подросток
в состоянии крайне редко и
только в самом конце подросткового периода
на переходе к юности.
Жизненные
перспективы старшеклассников, как
по содержанию, так и по степени
их зрелости, социального реализма
и охватываемого периода времени
очень различны.
Сравнительное изучение жизненных
перспектив старших подростков и юношей
показало, что достаточно определённое
представление о своём будущем и о сроках
реализации событий, с которыми они связывают
свои долговременные жизненные планы,
имеются уже у старших подростков (в 14
– 16 лет), а в период ранней юности (16 –
18 лет) эти планы только уточняются. Однако
в содержании этих планов есть противоречия.
В своих ожиданиях, связанных с профессией
и будущей семьёй и подростки и юноши достаточно
реалистичны. Но в сфере образования, социального
продвижения и материального благополучия
их притязания обычно сильно завышены:
они ждут слишком много и слишком быстро.
При этом высокий уровень социальных и
потребительских притязаний не подкрепляется
такими же высокими профессиональными
устремлениями. Даже у многих юношей желание
больше иметь и получать не сочетается
с психологической готовностью к более
тяжёлому, квалифицированному и производительному
труду. У подростков же представления
о труде вообще смутные. Это иждивенческая
установка и она опасна личными разочарованиями.
При этом девочки ожидают достижений во
всех сферах жизни в более раннем возрасте,
чем мальчики, проявляя этим недостаточную
готовность к реальным трудностям и проблемам
будущей самостоятельной жизни. Главное
противоречие жизненной перспективы подростков,
состоит в недостаточной самостоятельности
и готовности к самоотдаче ради будущей
реализации своих жизненных целей.
Отдалённая перспектива представляется
многим подросткам более ясной
и отчётливой, нежели ближайшее
будущее, зависящее от них самих. Отчасти
это объясняется возрастными особенностями,
естественным, ещё детским, оптимизмом.
Однако эта установка отражает также коренные
недостатки воспитательной системы рисующей
будущее как нечто автоматически гарантированное
всем и каждому, независимо от прилагаемых
собственных усилий (мол, всё решают «сильные
мира» и нам не подвластна даже наша судьба).
Это происходит, несмотря на то, что за
последние полтора десятилетия мир сильно
изменился и сейчас именно от воли самого
человека, в основном, и зависит его судьба.
Всё выше сказанное приводит
к выводу, что формирование жизненной
перспективы у подростков является
не только насущной необходимостью
для построения их будущей
счастливой жизни, сохранения
психического здоровья, но и большой
проблемой. Эта проблема возникает вследствие
неумения подростков, верно, выстроить
свои планы, на будущее точно соизмеряя
своё целеполагание с реальной жизнью.
Глава
2. Практика психолого-педагогической
помощи при целеполагании
и профессиональном
самоопределении.
2.1.
Психолого-педагогическая
помощь подросткам
в формировании
жизненных планов.
Молодому поколению необходима
действенная помощь при разрешении
проблемы составления жизненных
планов. Такую помощь могут оказать
и родители, тем, что дадут возможность
своим детям максимально широко познакомиться
с реальными проявлениями окружающей
действительности. Однако нас более интересует
роль образовательных учреждений в процессе
формирования жизненной перспективы у
подростков и юношей. Работа по оказанию
помощи в формировании жизненных перспектив
может и должна активно проводиться в
школах и средне-специальных образовательных
учреждениях. Понятно, что в нынешних условиях
школьному учителю сложно заниматься
воспитанием своих учеников, однако классные
руководители, опираясь на современные
методики и помощь квалифицированных
школьных психологов, могут значительно
облегчить учащимся их поиски своего места
в жизни.
Ещё более значимыми в деле
формирования жизненной перспективы
у подростков могут быть образовательные
учреждения дополнительного образования.
Этому способствует их гибкая система
построения образовательного процесса,
в которой возможно придание доминирующей
роли технологиям по формированию жизненной
перспективы и профессиональной ориентации
подрастающего поколения.
В качестве практического пособия
для педагогов можно порекомендовать
«Программу развития временной
перспективы» предлагаемую в
книге «Практическая психология
образования» под редакцией И.В.Дубровиной.
Эта программа может быть использована
как пособие для саморазвития юношей и
девушек, и тогда педагог будет выступать
в качестве инструктора, консультанта,
по мере необходимости обсуждая с молодыми
людьми отдельные упражнения, возникающие
вопросы и трудности. Либо педагог может
использовать эту программу в коллективной
форме работы развёрнутой во времени (например,
по одному занятию в неделю). Возможно
применение данной программы в виде интенсивного
многочасового тренинга, проводимого
за два три дня.
Важным элементом этой программы
является фиксация на бумаге того, что,
так или иначе, проигрывается во внутреннем
плане. Чаще это какие-то записи, иногда
рисунки, которые должны делать участники
тренинга.
На первом, предварительном, этапе
работы педагогу необходимо сформировать
у юношей и девушек соответствующую мотивацию
для последующих занятий. Краткий рассказ
о том, как важны целеполагания и временная
перспектива далеко не всегда бывает достаточным.
Часто молодые люди, в особенности юноши,
для которых подобный тренинг наиболее
важен, чем для девушек, первоначально
весьма скептически относятся, к необходимости
тратить время на подобную работу.
Длительность и конкретное содержание
этого этапа зависит, с одной
стороны, от самого педагога, его
возможностей и способностей убеждать
юношескую аудиторию, а с другой – от того,
в контексте какой более широкой деятельности
будет проходить этот тренинг: будет он
частью систематических занятий, типа
школьных уроков или кружка, или фрагментом
каких - то психотерапевтических - индивидуальных
или групповых – занятий. Однако, в
любом случае в начале полезно дать просто
юношам определенную информацию о том,
какую важную роль в жизни человека, в
развитии его личности играют такие, на
первый взгляд кажущиеся эфемерными, образования,
как жизненные цели, временная, жизненная
перспектива.
Подобная информация содержится,
например, в книге Максуэла Мольца
«Я – это Я, или Как стать
счастливым» (М., 1994). Знаменитая «психокибернетика»
Мольца основывается на следующем
тезисе: «Человеческий мозг и вся нервная
система действуют целенаправленно, в
соответствии с принципом осуществления
личностных целей. Они функционируют как
великолепный, «направленный на заданную
цель механизм», как своего рода внутренняя
автоматическая система наведения, которая
работает на вас, как «механизм успеха»
или «механизм неудач», в зависимости
от того, как Вы, оператор, управляете им
и какие устанавливаете ему цели» [с.21].
Стремление к позитивной цели – ключ к
счастливой жизни. «Человек – существо,
которое всегда стремится к какой-нибудь
цели; он живет нормально и естественно,
когда сориентирован на определенную
цель. Состояние счастья и есть признак
нормальной, естественной жизнедеятельности.
Когда человек действует целенаправленно,
он обычно чувствует себя сравнительно
счастливым» [с.98].
Почему концепция М.Мольца представляется
особенно привлекательной для
работы со старшеклассниками?
Дело в том, что существует
устойчивый стереотип, связывающий
слова «цель», «план» со скучной,
неинтересной и часто бесплодной
работой по их достижению, когда, собрав
всю свою волю и отодвинув всё, что тебе
в жизни приятно и интересно, ты должен
в поте лица своего реализовывать этот
план или цель. Мольц настаивает на прямо
противоположном, на том, что в действительности
достигнуть цели можно, лишь расслабившись,
забыв про волевые усилия, которые только
вредят. Если цель ясна и сильна, она будет
действовать сама. Конечно, педагог может
воспользоваться и другими доступными
ему источниками информации, а также любыми
иными средствами убедить молодых людей
в полезности работы по развитию жизненной
перспективы и способности к целеполаганию.
можно, например, такой приём. Можно попросить
юношей и девушек встать, поставить ноги
на ширину плеч, руки вытянуть вперёд параллельно
полу. Потом повернуться всем корпусом
назад и зафиксировать взглядом на стене
то место, до которого удалось повернуться.
Вернуться в исходное положение. Закрыть
глаза. Представить себе, что в следующий
раз вы сможете повернуть свой корпус
значительно дальше. А затем, открыв глаза,
попробовать вновь повернуться. Сравнивая
то место в пространстве, в котором вы
теперь оказались, с мысленной отметкой
на стене, зафиксировавшей ваш прежний
поворот, можно наглядно убедиться в реальной
силе воздействия поставленной перед
собой цели.
Задача первого этапа работы
– показать воспитанникам чрезвычайную
значимость определения собственных
жизненных целей, убедить их в том, что
предстоящий тренинг даст им в руки такие
психологические «инструменты», которые
позволят им стать в жизни не неудачниками,
а победителями, научат пользоваться всеми
своими лучшими, сильными сторонами для
того, чтобы достигать этих целей.
Второй этап программы включает серию
заданий, психотехник, которые имеют целью
помочь юношам и девушкам ответить на,
возможно, самый главный и самый трудный
вопрос «Чего я хочу? Научить их формулировать
свои цели, делать их действенными.
1. Основная работа начинается с первого
задания, которое выполняется следующим
образом: воспитанникам нужно взять карандаш
и бумагу и устроиться, там, где им будет
максимально комфортно. Затем, стараясь
не ставить себе никаких ограничений,
нарисовать свою будущую жизнь – так они
хотели бы, чтобы она сложилась, с теми
путями, по которым они хотели бы пройти,
с теми вершинами, которых они хотели бы
достичь.
Пусть воспитанники начнут с
того, о чём они мечтают, кем
хотят стать, какими хотят стать, где
жить, чем заниматься, что иметь. Юношам
и девушкам следует дать волю своему воображению,
отбросить ограничения. Если какие-то
сомнения, ограничения будут всё же приходить
им в голову, они могут мысленно представить
себе, что эти ограничения выводятся с
поля, удаляются.
Записывать то, чего они хотели
бы достичь, следует по таким
правилам:
- сформулировать
свои мечты в позитивных терминах, не писать,
того, чего не хочется, а только то к чему
стремятся;
- быть предельно
корректными: постараться ясно представить
себе, как это выглядит, как пахнет, как
звучит, каково на ощупь, чем сенсорно
богаче их описание, тем более оно задействует
их мозг для достижения цели;
- воспитанникам
нужно постараться составить ясное представление
о результате: что именно будет, когда
они достигнут своей цели, что они будут
тогда чувствовать, что и кто будет их
окружать, как это будет выглядеть, как
вообще узнать, что они достигли того,
к чему стремились;
- важно формулировать
такие цели, достижение которых в принципе
зависит от самих юношей; им не следует
рассчитывать на то, что кто-то что-то должен
сделать и тогда всё будет хорошо; то, к
чему они стремятся, должно принадлежать
им, исходить от них;
- спроецировав
в будущее последствия своих сегодняшних
целей, юношам необходимо подумать, не
нанесут ли они ущерба другим людям; их
результаты должны приносить пользу и
им и другим людям.
На этом
этапе возможно использование –
в качестве дополнительного –
такого эффективного приёма, как рисунок.
Педагог может предложить старшеклассникам
представить всю свою будущую жизнь как
художественный фильм, в котором каждый
из них играет главную роль, являясь одновременно
и сценаристом, и режиссёром, и директором
картины. Каждый может свободно выбирать,
о чём будет этот фильм, какие будут действовать
в нём персонажи, где будут происходить
события. Начать работу над этим фильмом
следует с того, чтобы нарисовать на бумаге
портрет героя будущего фильма, точнее
автопортрет. Но это должен быть не портрет
себя сегодняшнего, а портрет такого человека,
каким хотелось бы стать. Достоинством
рисунка является не только то, что он
непосредственно задействует сенсорику,
но и то, что для большинства старшеклассников
рисование – далеко не привычное рутинное
занятие, а эмоционально заразительное,
сбивающее привычные стереотипы действие,
позволяющее максимально раскрепоститься,
снять барьеры, дать волю воображению.
2. На следующем этапе следует просмотреть
составленный ранее список, и по нарисованному
портрету определить, в какой временной
сетке работает каждый участник тренинга.
Хотят ли участники тренинга
всё то, о чём написали, иметь
уже завтра или, их цели относятся
к отдалённому будущему? Соответственно
в первом случае они должны
подумать о дальней перспективе,
а во втором – о ближайших
целях и планах. Очень важно, чтобы каждый
участник тренинга имел ясное представление,
как о первом, так и о последнем шаге в
своих планах.
3. Теперь из всего того, о чём участники
тренинга написали, они должны выбрать
четыре самых важных на этот год цели.
Выбирать следует то, что в случае достижения
цели доставит самое большое удовольствие,
то, что больше всего волнует. Все эти четыре
цели следует выписать, а затем каждому
участнику надлежит написать, почему он
точно уверен, что это для него так важно.
Дело в том, что человек может добиться
всего, чего угодно, если у него есть для
этого серьёзные внутренние основания,
уверенность в необходимости достижения
определённой цели. Эти основания отличают
простой интерес от субъективной необходимости.
Если человек точно знает, почему нечто
так важно для него, то он найдёт, как к
этому прийти. В этом смысле «почему» намного
важнее, чем «как».
4. Когда составлен список из четырёх
главных, ключевых целей, необходимо снова
просмотреть их через призму сформулированных
выше правил, иными словами, уточнить 1)
сформулирована ли каждая цель в позитивных
терминах, 2) конкретна ли эта формулировка,
3) есть ли ясное представление о результатах,
4) подконтрольно ли достижение этой цели
вам лично, 5) насколько сформулированная
цель соответствует этическим критериям.
Если появится необходимость что-то исправить,
надо внести изменения.