Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:19, курсовая работа
Сучасна освіта розглядається як складний процес, що створює умови для розвитку особистості. Його завданням є виховання людини, орієнтованого на розуміння, визнання і прийняття іншої людини. Завдання гуманізації педагогічного процесу вимагає створення атмосфери зверненості до дитини, забезпечення необхідних умов для її повноцінного розвитку. Для цього важливу роль відводять музичному мистецтву, тому що дослідження багатьох вчених показують, що музика викликає емоційний відгук у дітей раніше за інші мистецтва.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1. ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………....…………6
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СКОУ VIII ВИДА……………………………………………………………………………16
2.1. Образование детей с нарушениями интеллекта……………………16
2.2. Дидактические принципы коррекционной школы…………………18
3. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СКОУ VIII ВИДА…..............................................................33
ЗАКЮЧЕНИЕ……………………………..…………………………………….47
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ...........................................................49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….……………..…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие патриотизма в современной психолого-педагогической литературе……………………………....…………6
2. Особенности
учебного процесса в СКОУ VIII вида……………………………………………………………………
2.1. Образование детей
с нарушениями интеллекта………………
2.2. Дидактические принципы коррекционной школы…………………18
3. Проблемы патриотического
воспитания в учебном процессе в СКОУ
VIII вида….........................
закючение……………………………..……………………
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ
ПОНЯТИЙ.......................
Библиографический список……………….……………..…………53
Введение
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вопросы патриотического
воспитания подрастающего поколения
рассматриваются в немалом
В русском этносе идея патриотизма
всегда рассматривалась в широком
диапазоне. Свидетельства о патриотизме
встречаются в военно-
В XIX веке министром народного просвещения графом С. Уваровым провозглашена формула: «Православие, Самодержавие, Народность», символично отражавшая российскую национальную идею того времени.
Первая мировая война, всколыхнувшая патриотизм граждан Российской империи, дала толчок к формированию обновленной идеи: «За Веру, Царя и Отечество». Патриотическая идея сохранилась в народе и после Октября 1917 года, но в смертельно опасной обстановке новой властью выдвигается лозунг «Социалистическое Отечество в опасности!»
Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы.
В государственной
концепции патриотического
Решать данную задачу призваны, в первую очередь образовательные учреждения различных уровней, видов и типов, интегрирующие в своей основе деятельность всех социальных институтов общества, направленную на формирование у учащейся молодёжи идеалов и реального опыта служения Отечеству.
Актуальность исследуемой проблемы позволила выбрать тему исследования «Проблемы патриотического воспитания в СКОУ VIII вида.»
Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты патриотического воспитания школьников на современном этапе, проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида.
Объект исследования - патриотическое воспитание в СКОУ VIII вида.
Предмет исследования – проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида.
Задачи исследования:
1). Проанализировать понятие патриотизма в современной
психолого-педагогической литературе;
2). Выявить особенности образования детей с нарушениями интеллекта;
3). Рассмотреть дидактические принципы коррекционной школы;
4). Описать проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида
В исследовании использовались следующие методы: анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования.
1.
Понятие патриотизма в
В современном мире особое значение придается формированию социально-активной, духовно-богатой и нравственно-здоровой личности, преданной своей стране и способствующей ее процветанию.
Подлинный патриотизм включает в себя общечеловеческие и национальные компоненты, и исторически сложившиеся элементы: привязанность к родной земле, к языку своего народа, к его традициям, культуре.
Сегодня вопросы патриотического
воспитания активно обсуждаются
на всех уровнях. Успешно реализуется
государственная программа «
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» [3]. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение «Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [23]. Анализ различного рода справочной и научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:
- «любовь к родине, привязанность
к родной земле, языку,
- «нравственный и политический
принцип, социальное чувство,
содержанием которого является
любовь к отечеству,
- «любовь к отечеству,
к родной земле, к своей
- «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» [14];
- «социально-политический
и нравственный принцип,
- «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» [21].
Анализ данных определений приводит к тому, что патриотизм рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено, с одной стороны, различными позициями авторов, дающих определение, с другой стороны, сложностью и многогранностью самого понятия.
Возрождение российского
патриотизма в современных
Обновленная система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на главные сферы: духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость); нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет); историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений); государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие и решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).
К принципам патриотического воспитания относятся следующие[7].
1. Служения Отечеству.
Является интегративным
2.Принцип исторической памяти. «Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: – писал Д. С. Лихачёв, памяти семейной, памяти народной, памяти культурной». Социальная память осуществляет связь времён – прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта. Принцип памяти выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания. Актуализация данного принципа становится возможной благодаря укренённости исторически сложившихся ценностей и идеалов, которая способствует преодолению дискретности между наличной ситуацией и образом желаемого будущего России. Реализация желаемой модели социума осуществляется посредством перевода механизмов социальной и исторической памяти в плоскость привычной повседневной реальности. С принципом памяти тесно связан принцип межпоколенной преемственности.
3. Межпоколенной преемственности духовного опыта. Данный принцип полагает использование в воспитании укорененную в глубинах народной жизни систему базовых ценностей, существующую в форме таких архетипических конструкций, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности. Данный принцип отражает единство и многообразие социального и народного компонентов в патриотическом воспитании. Он ориентирует на сохранение общих черт многовековой бытовой культуры воспитания, этнокультурные, духовные, героические и созидательные традиции, общие факторы воспитания, присущие различным народам: природа, слово, язык, традиции, стереотипы, идеалы, смыслы, обычаи, верования, искусство, труд, быт и др. Основой данного принципа является понимание укоренённости межпоколенного опыта в различного рода социальных практиках, образе жизни, закладываемых культурой. Социокультурная преемственность обеспечивает гомеостаз и возможности воспроизводства социокультурных отношений благодаря действию механизмов социального наследования, которое осуществляется процессами социальной и исторической памяти. Передаваемый духовный опыт выступает средством самопознания молодого человека через идентификацию с представителями своего рода, семьи, общества. Межпоколенная преемственность актуализирует важные явления воспитания и социализации, связанные с трансляцией патриотических ценностей, идеалов, смыслов и т.д., обеспечивает постоянный приток новых носителей культуры на место постоянно уходящих прежних её носителей. В процессе патриотического воспитания важно учитывать проблему преемственности поколений, как важнейшего условия передачи совокупного опыта защиты и созидания Отечества.
Информация о работе Проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида