Проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Сучасна освіта розглядається як складний процес, що створює умови для розвитку особистості. Його завданням є виховання людини, орієнтованого на розуміння, визнання і прийняття іншої людини. Завдання гуманізації педагогічного процесу вимагає створення атмосфери зверненості до дитини, забезпечення необхідних умов для її повноцінного розвитку. Для цього важливу роль відводять музичному мистецтву, тому що дослідження багатьох вчених показують, що музика викликає емоційний відгук у дітей раніше за інші мистецтва.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1. ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………....…………6
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СКОУ VIII ВИДА……………………………………………………………………………16
2.1. Образование детей с нарушениями интеллекта……………………16
2.2. Дидактические принципы коррекционной школы…………………18
3. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СКОУ VIII ВИДА…..............................................................33
ЗАКЮЧЕНИЕ……………………………..…………………………………….47
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ...........................................................49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….……………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 108.71 Кб (Скачать файл)

4. Социокультурной и национальной  идентификации. Данный принцип  определяет действие механизмов  отождествления субъекта с социальным  миром, воспринимаемым как мир  Родины, отчего дома, родства, что  позитивно влияет на развертывание  жизненных сил личности, снимает  уровень напряженности и конфликтности,  создает свою, близкую среду. Во многих песнях, стихах, рассказах о Волге она называется Волга-матушка: эта река, связывающая столько народов, Европу с Азией, ставшая «главной улицей России», всегда воспринималась как символ добра и справедливости, защитница гонимых и угнетенных, как символ родной земли, своего края, России и придающее объектам окружающей действительности некий сакральный смысл. Именно этим определяется смысл поиска идентификационного кода российской культуры, адекватного вызовам современности.

5. Гордости и великодушия  в осмыслении социокультурной  реальности исторического прошлого, требующий относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса. Мозаичность исторического прошлого предполагает наличие различных взглядов на природу, сущность и механизмы различных процессов, поскольку они как характеристики социокультурного субъекта также не могут быть однородны. Основную мысль рассматриваемого нами принципа, имеющую длительную историю и широкое распространение, хорошо сформулировал Ж.Э. Ренан (1823 - 1892): «Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем; воспитание современных великих дел и готовность к дальнейшим — вот существенные условия для создания нации... Позади — наследия славы и раскаяния, впереди — общая программа действий...». Данный принцип распространяется на образовательные области и сферы воспитания, связанные с культурно-историческим и политическим прошлым нашей страны и требует объективного, лишённого каких-либо оснований пристрастности в освещении исторического опыта.

6. Сакральности символов и смыслов Отечества. Данный принцип определяет эмоционально-ценностную доминанту воплощения чувства гордости и приверженности памяти предков в дело созидания и защиты Родины. Он основывается на наделении реальных вещей, явлений, событий священным содержанием, незыблемыми, не подверженными сомнению свойствами, при которых данные предметы или явления становятся образами и символами в сознании людей. Символы формировали у многих поколений россиян личностный идеал, т. е. способ мышления или форму сознания, направленную на восприятие особой «священной» сферы мыслеобразов сообразной жизненным ожиданиям человека. Каждый человек наделяет ценности своими собственными смыслами. Поэтому одна из важнейших характеристик патриотического воспитания - его ценностно-смысловой xapaктер, на который педагог и воспитанник ориентируются в своей совместной деятельности.

7. Соборности в воспитании  духовных основ патриотизма. Результаты  научных обобщений социокультурных,  религиозных и философских особенностей  российского менталитета позволяют  сделать вывод, что одним из  принципов идентификации духовной  жизни российского социума является  соборность (коммунитарность), которая обладает коллективистскими, объединяющими началами социокультурной интеграции. Соборность - это этнический архетип в пространстве культуры российского социума, проявляющийся как чувство коллективного синтеза единичного и множественного, реального и сакрального, рационального и иррационального. На индивидуальном уровне соборность выступает как требование духовной гармонии в межличностных отношениях, «собранности» личности в мыслях и поступках, на социальном уровне обеспечивает единство индивидуального, коллективного, общественного. На социальном уровне выступает требованием интеграции общенародного, национального, государственного (державного) и общечеловеческого. Чувство патриотизма можно рассматривать как «переживание соборности», имеющей основу событие, т.е. совместно переживаемое бытие как таковое. В патриотическом воспитании данный принцип направлен на формирование духовности, гармонических основ в отношениях личности, коллектива, общества и государства, основ воспроизводства традиций народного единства, благоговения перед предками, гуманизма, толерантности, милосердия, коллективизма.

8. Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые  традиции. Традиции — это специфические  формы существования «наследственной»  социальной информации, включающей  в свое собственное пространство-время  нормативно значимые способы  действий, оценок, мировосприятие, символику,  алгоритмы культурного воздействия  на личность и процессы образования  и социализации индивидов через  схемы действия, культурные символические  формы, язык, роли, статусы и т.п.  Они выступают универсальной  формой сохранения и трансляции  социокультурного опыта, обеспечивая  при этом устойчивую социокультурную  преемственность в реалиях повседневности. В традиции как основе патриотического  воспитания заложен механизм  духовного воспроизводства человека  культуры, гражданина, патриота, выступающий  особым процессом его самоидентификации  и направленности на проявление  собственной специфики и самобытности. Традиции существуют как особые  «модели» коллективного бытия  людей на данной территории, и  смена поколений происходит вместе  с постоянным переносом этой  модели из прошлого в настоящее  и будущее.

9. Импликации традиций  и инноваций в патриотическом  воспитании.

Данный принцип основывается на представлении о патриотизме  как феномене, обладающем свойством  инверсии в пространстве «прошлое-настоящее-будущее». Прошлое в патриотическом воспитании выступает как ресурсная база духовности, основанная на традициях, настоящее – потенциальная основа консолидирующая общество гармонией традиций и инноваций, будущее – результат преобразовательного внедрения инноваций в пространство традиций. Тем самым, обеспечивается устойчивость социальных отношений в формате: «личность – коллектив – общество – государство», осуществляется своеобразная регенерация прошлых общественных отношений в настоящем и будущем. Внедрение данного принципа преодолевает расхожий взгляд на патриотизм как достояние прошлого и обретает новое его видение как ресурса настоящих и будущих свершений, способствует формированию субъектной позиции человека в социальном пространстве. 

Данные принципы[7], отражают требования к разработке структуры и содержания патриотического воспитания в системе образования, позволяют обоснованно конкретизировать реализацию общей его цели в следующих обобщенных предметно-целевых задачах перехода от механизмов трансляции знаний, на модель образования, ориентированную на смыслотворчество, на трансляцию принципов патриотически сообразной деятельности в условиях «ученого незнания», что в наибольшей степени связано со становлением человека культуры, гражданина, патриота, личности современного специалиста. Современный специалист, движимый долгом перед Отечеством должен обладать рядом качеств, которые выступают на первый план: креативность мышления и быстрота принятия решений, способность к обучаемости, самообучаемости, умение адаптироваться в новых обстоятельствах, устойчивость к фрустрациям внешней и внутренней среды организации, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства. Высокая степень адаптивности при деятельности в турбулентной среде характеризует творческий уровень личности, способной решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя и окружающих.

Вывод: патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Особенностями российского  патриотизма является гуманистическая  направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и  законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность к коллективной жизни и особая любовь к родной природе.

Поэтому современное образование  призвано помочь молодежи быть устойчивой к изменениям и способной к  так называемой «реактивной адаптации» на основе самообучения и обучения. Таким образом, важной составляющей патриотического опыта личности является готовность человека к переменам. Человек, переоценивая свой багаж знаний, принимает решение об его изменении  или об отказе от какой-то его части. Желание самосовершенствования  означает, что человек готов внести существенные изменения в условия  своей жизни и деятельности. Степень  изменения этих условий есть показатель патриотической активности личности.

Патриотическое воспитание так же основывается на принципах  научности, демократизма, приоритетности исторического и культурного  наследия России, системности, преемственности, учета возрастных особенностей и  интересов различных категорий  учащейся молодежи.

 

 

 

 

2. Особенности учебного процесса в СКОУ VIII вида

2.1. Образование детей с нарушениями интеллекта

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей  и даже самых тяжелых можно  чему-то научить, используя специфические  методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей  в педагогический процесс[24].

В последние годы в специальной  педагогике широкое распространение  получили идеи интеграции. Они распространились также на образование умственно  отсталых лиц. Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при  массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня  могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках.

Наиболее распространенными  формами организации обучения умственно  отсталых детей и подростков являются специальные детские сады для  детей с нарушением интеллекта и  специальные (коррекционные) школы VIII вида. Раннее начало коррекционной  работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения [6].

С 7-8 лет умственно отсталые дети учатся в первом или подготовительном классах специальных (коррекционных) школах VIII вида, где обучение ведется  по специальным программам на основе отдельного образовательного стандарта. Количество учеников в подготовительном классе не более 6-8 человек, а остальных - не более 12 человек. В таких школах могут быть созданы классы для  детей с глубокой умственной отсталостью (не более 5-6 человек). Дети принимаются  в возрасте до 12 лет и обучаются до 18 лет. Комплектование классов проводится по трем уровням: 1) 6-9 лет; 2) 9-12 лет; 3) 13-18 лет. В такие образовательные учреждения не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Сроки обучения 8 лет; 9 лет; 9 лет и программа профессиональной подготовки; 10 лет и профессиональная подготовка; 10 лет, если учитывается подготовительный класс.

Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление  недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы  умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида преподаются как общеобразовательные  предметы (такие, как русский язык, чтение, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные).

К коррекционным занятиям в младших классах относятся  занятия по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями  окружающей действительности, специальные  занятия по ритмике, а в старших (5-9) классах - социально-бытовая ориентировка (СБО).

Специфической формой организации  учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики  и сенсорных процессов.

Важное место в специальных  школах придается трудовому обучению. Оно уже с 4 класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду  подростки осваивают доступные  им профессии.

Обучение в школе продолжается от восьми до одиннадцати лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные  условия для развития каждого  ученика.

Большое место в специальной (коррекционной) школе VIII вида отводится  воспитательной работе, целью которой  является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка  положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих  себя, нравственного отношения к  окружающим. Специфической задачей  воспитательной работы в специальной  школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности [7].

Информация о работе Проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида