Проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Сучасна освіта розглядається як складний процес, що створює умови для розвитку особистості. Його завданням є виховання людини, орієнтованого на розуміння, визнання і прийняття іншої людини. Завдання гуманізації педагогічного процесу вимагає створення атмосфери зверненості до дитини, забезпечення необхідних умов для її повноцінного розвитку. Для цього важливу роль відводять музичному мистецтву, тому що дослідження багатьох вчених показують, що музика викликає емоційний відгук у дітей раніше за інші мистецтва.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1. ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………....…………6
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СКОУ VIII ВИДА……………………………………………………………………………16
2.1. Образование детей с нарушениями интеллекта……………………16
2.2. Дидактические принципы коррекционной школы…………………18
3. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СКОУ VIII ВИДА…..............................................................33
ЗАКЮЧЕНИЕ……………………………..…………………………………….47
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ...........................................................49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….……………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 108.71 Кб (Скачать файл)

МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов  и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД — совокупность принципов, определяющих общую цель и стратегию соответствующей  деятельности.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — важнейшая  характеристика личности, определяющая цели, которые ставит перед собой  человек; стремления, которые ему  свойственны; мотивы, в соответствии с которыми он действует; интересы, которыми руководствуется человек  в деятельности.

НРАВСТВЕННЫЕ  КАЧЕСТВА  —  устойчивые, укоренившиеся отношения личности к определенным сторонам социальной действительности, отражающие единство сознания, чувств и поведения.

НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП—исходное начало, основное правило, требование, определяющее, как человек должен поступать в конкретной ситуации; определяют порядок взаимоотношений с обществом и другими людьми.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА — переживание  человеком своего отношения к  окружающей действительности на основе соотнесения поступков людей  с моральными нормами.

ОТЕЧЕСТВО — понятие, характеризующее  социально-политическое явление, обусловленное  определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. Структура данного понятия включает характеристики политической (политические организации и отношения общества), социальной (общественные отношения и структура общества) и культурной среды (распространенные в обществе формы культуры и духовные ценности).

ПАТРИОТИЗМ — социально-нравственная ценность, неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности. В зависимости  от уровня проявления патриотизм может  рассматриваться как нравственный или политический принцип (когнитивный  уровень); как нравственное чувство (эмоциональный уровень); как интегративное  нравственное качество (поведенческий  уровень).

ПАТРИОТ — человек, любящий свою Родину, преданный своему Отечеству, своему народу, стремящийся своим  трудом принести пользу.

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —  осознанная и общественно ценная деятельность человека в специфической  сфере взаимоотношений с обществом  и государством, в которой активно  проявляются личностные и общественные качества и свойства.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДОЛГ — понятие, выражающее социально-нравственные задачи отдельного индивида, группы лиц, народа по отношению к Родине и Отечеству, в конкретных социальных условиях и  ситуациях, которые становятся для  них внутренне принимаемыми обязательствами. По своему общечеловеческому содержанию понятие патриотического долга  включает в себя выполнение ряда исторически  выработанных правил человеческого  общежития. Патриотический долг, как  и моральный долг, рассматривается  как конкретизация общих требований морали, имеющих историческое происхождение, применительно к возникшим обстоятельствам, положению, способностям и возможностям человека, которые определяют условия  и меру личной ответственности и  составляют содержание его мотивов. В патриотическом долге выражается нравственная специфика социально-идейной  позиции личности по отношению в  Родине и Отечеству; взглядов и убеждений  человека и способов их реализации.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс  взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи патриотического воспитания: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера; формирование положительного отношения к патриотической деятельности; формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.

РОДИНА — понятие, отражающее «естественные» основы патриотизма: привязанность  к родной земле, любовь к родному  языку, своему народу, уважение к традициям  и обычаям и т.д.

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — неотъемлемая часть направленности личности, иерархическая система  устойчиво доминирующих мотивов  личности, характеризующая отношение  человека к себе и обществу. Социально-нравственная направленность отражается в мировоззрении, идейной убежденности человека и  включает социальные потребности, моральные  и ценностные ориентации, чувство  общественного долга и гражданской  ответственности, что лежит в  основе социальной активности личности.

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ- ориентиры в поведении групп и индивидов, которые позволяют оценивать какие-либо явления, действия и поступки людей с точки зрения определенных представлений (о добре и зле, об общественно полезном и вредном). Эти ценности отражают характер и содержание ценностей, которые функционируют в различных социальных системах и проявляются в общественном сознании. Представляя совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, социально-нравственные ценности регламентируют деятельность отдельных людей и всего общества в различных сферах жизнедеятельности.

ЦЕННОСТИ — специфически социальные определения объектов окружающего  мира, выявляющие их значение для человека и общества. Воплощая в себе общественные идеалы, ценности выступают как эталон должного и отражаются в сознании человека как ценностные ориентации.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — важнейшие  элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, его переживаниями, отграничивающие  значимое, существенное от несущественного. Ценностные ориентации служат основанием (моральным, эстетическим, политическим и др.) оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами человеческой деятельности. Система ценностных ориентации образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю сторону ее отношений к действительности. В структуре ценностных ориентации выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. По формам общественного сознания можно выделить моральные, эстетические, политические и др. ценностные ориентации.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов 
    КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ  ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ -  ВОЛГОГРАД, ПринТерра, 2007. - 40 с.
  2. Баранов С.П., Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1997. – 236 с.
  3. Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М., 1998. – С. 482
  4. Быков А. Проблемы патриотического воспитания.//Педагогика- 2006-N2-с.37  
  5. Быть достойным. (Программа гражданского и патриотического воспитания) // Воспитание школьников – 2003 - №2.
  6. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. -- 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  7. Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2005 г.г. – М., 2001.
  8. Иванова С.Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России./С.Ю.Иванова; М-во образования Рос.Федерации, Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.- 299 с.
  9. Ипполитова Н.В. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 84с.
  10. Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал. 2005
  11. Концепция патриотического воспитания граждан РФ :[Tекст].//Воспитание школьников-2005-N1-с.147 
  12. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П.Пузанова. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2003.  
  13. Краеведение в системе дополнительного образования /Автор – составитель Л.Б. Железнова. – Оренбург, 2001.
  14. Краткий политический словарь, 1989.
  15. Краснова О.В. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся.// Дополнительное образование и воспитание- 2006-N7-с.49  
  16. Крекотнев А. Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях на примерах жизни соотечественников-героев.// Образование в современной школе - 2006-N8-с.40  
  17. Курикалова Н.Урок мужества.// Воспитание школьников- 2006-N10-с.30  
  18. Левашов В.К., Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В.К. Левашов // Вестник РАН. – 2005. - №2, с. 99 – 102.
  19. Наумов С.В., Терентьев А.А. Проблемы патриотизма и патриотического воспитания в идейном наследии славянофилов: Учебное пособие /С.В.Наумов, А.А.Терентьев. – Н.Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 2002. – 35с.
  20. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003.
  21. Политология: энциклопедический словарь, 1993.
  22. Российская педагогическая энциклопедия, 1993.
  23. Российская газета.– 2001.– 12 марта
  24. Салихова Р., Ахметжанова Г. Воспитание гражданина // Воспитание школьников – 2003 - №1
  25. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С718учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
  26. Терентьев А.А. Патриотизм: Проблема патриотизма в русской философии Х1Х-ХХ века. Учебное пособие /А.А.Терентьев. М-во образования Рос.Федерации. Нижегор. гос.пед.ун-т. - Н.Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т, 2002. – 86 с.
  27. Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова – М.: АРКТИ, 2008. – 310с.
  28. http://slovari.yandex.ru
  29. http://www.chtivo.ru
  30. http://www.ed.gov.ru
  31. http://www.glossary.ru
  32. http://www.gorby.ru
  33. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. -- 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

 

 
 

 

 


Информация о работе Проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида