Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:19, курсовая работа
Сучасна освіта розглядається як складний процес, що створює умови для розвитку особистості. Його завданням є виховання людини, орієнтованого на розуміння, визнання і прийняття іншої людини. Завдання гуманізації педагогічного процесу вимагає створення атмосфери зверненості до дитини, забезпечення необхідних умов для її повноцінного розвитку. Для цього важливу роль відводять музичному мистецтву, тому що дослідження багатьох вчених показують, що музика викликає емоційний відгук у дітей раніше за інші мистецтва.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1. ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………....…………6
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СКОУ VIII ВИДА……………………………………………………………………………16
2.1. Образование детей с нарушениями интеллекта……………………16
2.2. Дидактические принципы коррекционной школы…………………18
3. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СКОУ VIII ВИДА…..............................................................33
ЗАКЮЧЕНИЕ……………………………..…………………………………….47
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ...........................................................49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….……………..…………
3.
Проблемы патриотического
В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида) [25]. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей. Как воспитать ребёнка не равнодушного к истории, традициям, наследию своей семьи, села, и в целом всей страны? Особенно если ребёнок отстаёт в интеллектуальном развитии, семьи, где он родился, растёт и воспитывается в основном асоциальные. Понятно, что необходима последовательная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива в целом. В воспитательной системе школы воспитанию патриотизма отводится достойное место.
Данное направление в воспитательной работе является актуальным для воспитанников СКОУ VIII вида [27]: прежде всего это
Цель патриотического воспитания:
Составной
частью патриотического
В качестве основных задач выступают:
Зная особенности детей, обучающихся в школе VIII вида, необходимо учитывать, что воспитывающая деятельность (любая) становится таковой лишь при условии её мотивированности. Из широкого диапазона мотивов (страх, принуждение, боязнь, престиж…) нравственный аспект мотивации наиболее действенный (благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво…).
Приказ, принуждение,
надзор, подавление личности, часто
используемые воспитателями,
Важным средством
патриотического воспитания
Окружающая
действительность, если ребёнок
воспринимает её при
Одним из
важных принципов построения
работы по данной теме
Любовь к
родному краю становится
В старших
классах ребят, безусловно, необходимо
знакомить с символикой города,
области, государства, с
Как можно справиться с
проблемой патриотического
Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём? Отбор и систематизация таких знаний проводится с задачами воспитания, а также с учётом умственных способностей детей. Реализовать поставленные цели в данном направлении осуществляются мероприятиями годового плана.
Нахождение ребёнка в
школе-интернате имеет и
Краеведение – средство,
позволяющее увеличить масштаб
коммуникативной деятельности учащихся.
Систематические
Учитывая неустойчивый характер внимания и восприятия школьников с нарушением интеллекта, музей посещают несколько раз, поэтапно.
Такой подход в ознакомлении позволяет формировать представление о хронологической последовательности событий (что раньше, что позже), которое у умственно отсталых учащихся затруднено. Также, после каждого посещения музея, проводится обсуждение, закрепление услышанного. Приём сравнения новых для учащихся сведений с уже знакомыми побуждает самостоятельно мыслить, развивает патриотические чувства, нравственные качества, расширяет интересы воспитанников.
Далее увеличение круга общения. Благодаря посещению музеев школ города то есть дозировке материала, его повторению, эмоциональной насыщенности с подкреплением наглядными средствами, у учащихся возникает своё отношение к событиям и их участникам; уважение к результатам человеческого труда. Это значит, что ребята не только усваивают материал, но и эмоционально откликаются на него.
Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является склонность их к чувственному познанию мира (работы В.Г. Петрова, И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф). Возможность совершенствования сенсорной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы более обширны, чем развитие их интеллектуальной деятельности.
Исторические представления о прошлом сами обладают большой познавательной ценностью – картины прошлого вызывают переживания, сочувствие, ненависть, восхищение учащихся; героические образы оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение. В этом заключается воспитательное значение исторических представлений.
Восприятие учащихся с нарушением интеллекта характеризуется замедленностью, узостью, фрагментарностью, недифференцированностью, малой продуктивностью.
Многие факты исторического
прошлого далеки от представлений и
жизненного опыта учащихся школы-интерната.
После посещения экскурсии, задача
воспитателя заключается в том,
чтобы приблизить исторический факт
к сознанию ребят силой живого
слова, с помощью различных приёмов
конкретизации, различных видов
наглядности. Однократный рассказ
или показ для умственно
Духовно – нравственные ценности предков удивляют и вызывают “бурю эмоций”. Огромную роль играет эмоциональное восприятие учащимися духовных святынь в момент общения и непосредственного контакта “один на один”: “Я и Бог”, “Я и вера христианская”.
Раздел “Свет малой
родины” направлен на патриотическое
воспитание учащихся. Не все формы
внеклассной работы могут быть полезны
детям коррекционной школы. Нецелесообразно
использовать для учащихся с нарушением
интеллекта чтение лекций, написание
рефератов. Разнообразные встречи
с интересными людьми могут быть
успешно применены и в
Встречи с интересными людьми могут проходить в классе, актовом зале. Необходимо определить: тему и цель встреч, место и время её проведения, воспитательную направленность его рассказа, контингент учащихся, с которыми предстоит встреча, обговорить наглядность, которая поможет при рассказе гостя.
Беседа, как известно, существеннейший
из методов психологической
У детей коррекционной школы круг представлений окружающих людей чрезвычайно узок и беден, а сами представления, к примеру, о рабочих профессиях фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся с отклонениями в развитии должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нём событиях.
Проводятся беседы с представителями закона. Обсуждения посвящены основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации к общественной жизни. Работники правоохранительных органов на конкретных примерах из жизни знакомят ребят с законами, многими вопросами уголовно-административного права.
Очень важно, что во время
бесед создавалась атмосфера
взаимного доверия и
Информация о работе Проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида