Проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Сучасна освіта розглядається як складний процес, що створює умови для розвитку особистості. Його завданням є виховання людини, орієнтованого на розуміння, визнання і прийняття іншої людини. Завдання гуманізації педагогічного процесу вимагає створення атмосфери зверненості до дитини, забезпечення необхідних умов для її повноцінного розвитку. Для цього важливу роль відводять музичному мистецтву, тому що дослідження багатьох вчених показують, що музика викликає емоційний відгук у дітей раніше за інші мистецтва.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1. ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………....…………6
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СКОУ VIII ВИДА……………………………………………………………………………16
2.1. Образование детей с нарушениями интеллекта……………………16
2.2. Дидактические принципы коррекционной школы…………………18
3. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СКОУ VIII ВИДА…..............................................................33
ЗАКЮЧЕНИЕ……………………………..…………………………………….47
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ...........................................................49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….……………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 108.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы патриотического воспитания  в учебном процессе в СКОУ VIII вида.

В специальной коррекционной  педагогике и психологии выдвигается  на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида) [25]. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей. Как воспитать ребёнка не равнодушного к истории, традициям, наследию своей семьи, села, и в целом всей страны? Особенно если ребёнок отстаёт в интеллектуальном развитии, семьи, где он родился, растёт и воспитывается в основном асоциальные. Понятно, что необходима последовательная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива в целом. В воспитательной системе школы воспитанию патриотизма отводится достойное место.

Данное направление в  воспитательной работе является актуальным для воспитанников СКОУ VIII вида [27]: прежде всего это

  • воспитание чувства привязанности к тем местам, где ребёнок родился, вырос, где проходят годы его обучения.
  • Воспитание уважительного отношения к истории своего района, гордости за социальные и культурные достижения.
  • Милосердное отношение к людям: ветеранам, инвалидам и просто нуждающимся во внимании.

 

Цель патриотического воспитания:

  • воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности гражданина и патриота. Задачи:
  • Повышение уровня образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта, мудрости и социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений.
  • Развитие национального самосознания детей в контакте общероссийской гражданственности, приобщение к ценностям этнической культуры в контексте общенациональной российской культуры.
  • Повышение уровня участие родителей в совместной деятельности с педагогическим коллективом по формированию гражданской позиции школьников.
  • Улучшение психологического климата в школьном сообществе, удовлетворяющих всех субъектов образовательного процесса.

     Составной  частью патриотического воспитания  в коррекционной школе является  краеведческое,  гражданское и  военно-патриотическое воспитание  школьников.

     В качестве  основных задач выступают:

  • Знакомство с истоками национальной культуры;
  • Воспитание чувства любви к родному краю, к природе;
  • Воспитание чувства любви и гордости за свою страну, её героическое прошлое;
  • Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
  • На примере художественных произведений воспитывать такие качества, как мужество, героизм, национальную гордость;
  • Реализация системы программных мероприятий патриотической направленности.

    Зная особенности  детей, обучающихся в школе  VIII вида, необходимо учитывать, что воспитывающая деятельность (любая) становится таковой лишь при условии её мотивированности. Из широкого диапазона мотивов (страх, принуждение, боязнь, престиж…) нравственный аспект мотивации наиболее действенный (благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво…).

    Приказ, принуждение,  надзор, подавление личности, часто  используемые воспитателями, не  решают задачи коррекции дефекта  и формирования личности. Для  того, чтобы воспитание соответствовало истинному смыслу этого понятия, организуемая деятельность должна быть совместной, а участники – партнёрами по достижению результата. Это относится и к патриотическому воспитанию. Об этом нужно помнить всегда.

     Важным средством  патриотического воспитания является  приобщение учащихся к традициям  народа. Например, стало традицией  чествовать ветеранов Великой  Отечественной войны, героев труда,  отмечать профессиональные праздники,  День Рождения города, чтить память  погибших воинов. Приобщая детей  к этим традициям, мы тем  самым приобщаем их к жизни  города, страны, всего народа.

     Окружающая  действительность, если ребёнок  воспринимает её при целенаправленном  руководстве, становится средством  патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств может стать художественная литература, искусство. Велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе подростков, рождает стремление к подражанию. Важно также знакомить детей с такими произведениями, на которых они учатся сопереживать. Читая рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие. Иногда даже не нужно задавать много вопросов по тексту произведения. Важно, чтобы вопросы были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты.

     Одним из  важных принципов построения  работы по данной теме является  тематическое планирование познавательного  материала. На каждую тему выделяется  определённое время, часто оно  приурочивается к знаменательным  датам. Темы в течение года  повторяются, продолжаются, между  ними устанавливается логическая  связь. Планирование воспитательной  работы способствует не только  лучшему усвоению знаний, но и  воспитанию чувств, так как создаются  условия для повторения однотипных  переживаний.

     Любовь к  родному краю становится настоящим  глубоким чувством, когда воспитатель,  классный руководитель приобщает  окружающих к труду. Дела такого  ребёнка невелики и несложны, однако имеют большое значение  для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную  деятельность детей, мотивом которой  является желание сделать что-то  для коллектива, для школы. Не  всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь  и нужна помощь взрослого, его  совет, пример.

     В старших  классах ребят, безусловно, необходимо  знакомить с символикой города, области, государства, с религиозными  праздниками, конституцией РФ, поднимать  вопросы загрязнения окружающей  среды. 

Как можно справиться с  проблемой патриотического воспитания детей? Ещё Я.А. Каменский писал, что  надо «поставить дело так, чтобы при  одной работе выполнялось двойное  или тройное дело, чтобы работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит  в том, чтобы всегда и везде  брать вместе то, что связанно одно с другим». Патриотическое воспитание школьников, и прежде всего пробуждение  у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения  детям определённых знаний о нём? Отбор и систематизация таких  знаний проводится с задачами воспитания, а также с учётом умственных способностей детей. Реализовать поставленные цели в данном направлении осуществляются мероприятиями годового плана.

Нахождение ребёнка в  школе-интернате имеет и негативные стороны. В первую очередь влечёт за собой обеднение среды, уменьшение коммуникаций с окружающими –  социальной депривации.

Краеведение – средство, позволяющее увеличить масштаб  коммуникативной деятельности учащихся. Систематические запланированные  экскурсии в разнообразные музеи  позволяют создать благоприятные условия для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности ребёнка.

Учитывая неустойчивый характер внимания и восприятия школьников с  нарушением интеллекта, музей посещают несколько раз, поэтапно.

Такой подход в ознакомлении позволяет формировать представление о хронологической последовательности событий (что раньше, что позже), которое у умственно отсталых учащихся затруднено. Также, после каждого посещения музея, проводится обсуждение, закрепление услышанного. Приём сравнения новых для учащихся сведений с уже знакомыми побуждает самостоятельно мыслить, развивает патриотические чувства, нравственные качества, расширяет интересы воспитанников.

Далее увеличение круга общения. Благодаря посещению музеев школ города то есть дозировке материала, его повторению, эмоциональной насыщенности с подкреплением наглядными средствами, у учащихся возникает своё отношение к событиям и их участникам; уважение к результатам человеческого труда. Это значит, что ребята не только усваивают материал, но и эмоционально откликаются на него.

Одной из особенностей детей  с нарушением интеллекта является склонность их к чувственному познанию мира (работы В.Г. Петрова, И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф). Возможность совершенствования сенсорной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы более обширны, чем развитие их интеллектуальной деятельности.

Исторические представления  о прошлом сами обладают большой  познавательной ценностью – картины  прошлого вызывают переживания, сочувствие, ненависть, восхищение учащихся; героические  образы оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение. В этом заключается  воспитательное значение исторических представлений.

Восприятие учащихся с  нарушением интеллекта характеризуется  замедленностью, узостью, фрагментарностью, недифференцированностью, малой продуктивностью.

Многие факты исторического  прошлого далеки от представлений и  жизненного опыта учащихся школы-интерната. После посещения экскурсии, задача воспитателя заключается в том, чтобы приблизить исторический факт к сознанию ребят силой живого слова, с помощью различных приёмов  конкретизации, различных видов  наглядности. Однократный рассказ  или показ для умственно отсталых детей малоэффективен, всё забывается, недостаточно осмысливается. На занятиях КТД помогает повторение не дословное, а модифицированное. Показывая фотографии из залов посещённого музея, различные  исторические справки, разные картины, иллюстрирующие одно и те же события, работая вместе с детьми над текстом  будущего альбома, воспитатель добивается лучшего обобщения. Таким образом, “единичное и случайное не рассматривается  учащимися как всеобщее и обязательное, и их представления о прошлом  становятся гибкими и подвижными”, - писала Ж. И. Шиф.

Духовно – нравственные ценности предков удивляют и вызывают “бурю эмоций”. Огромную роль играет эмоциональное восприятие учащимися духовных святынь в момент общения и непосредственного контакта “один на один”: “Я и Бог”, “Я и вера христианская”.

Раздел “Свет малой  родины” направлен на патриотическое воспитание учащихся. Не все формы  внеклассной работы могут быть полезны  детям коррекционной школы. Нецелесообразно  использовать для учащихся с нарушением интеллекта чтение лекций, написание  рефератов. Разнообразные встречи  с интересными людьми могут быть успешно применены и в специальной (коррекционной) школе. В современных  условиях такая форма внеклассной  работы занимает особое место. Образ  конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для  учеников школы-интерната, нежели рассказ  воспитателя, чтение книг. Участниками  встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и  очевидцы знаменательных событий, старожилы  и знатоки родных мест, писатели, поэты, люди разных профессий.

Встречи с интересными  людьми могут проходить в классе, актовом зале. Необходимо определить: тему и цель встреч, место и время  её проведения, воспитательную направленность его рассказа, контингент учащихся, с которыми предстоит встреча, обговорить наглядность, которая поможет при  рассказе гостя.

Беседа, как известно, существеннейший  из методов психологической психотерапии, коррекционной педагогической практики.

У детей коррекционной  школы круг представлений окружающих людей чрезвычайно узок и беден, а сами представления, к примеру, о рабочих профессиях фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе  отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками  личных потребностей. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся с отклонениями в развитии должным  образом воспринимать и осмысливать  многие явления и события общественной жизни. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нём событиях.

Проводятся беседы с представителями закона. Обсуждения посвящены основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации к общественной жизни. Работники правоохранительных органов на конкретных примерах из жизни знакомят ребят с законами, многими вопросами уголовно-административного права.

Очень важно, что во время  бесед создавалась атмосфера  взаимного доверия и доброжелательности. Именно те встречи, которые были направлены на установления контакта, развития внимания к собеседнику, формирование умения адекватно реагировать на состояние  другого человека, способствовали эмоциональной  подготовке к дальнейшей работе, создавали  положительный настрой.

Информация о работе Проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида