Проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Сучасна освіта розглядається як складний процес, що створює умови для розвитку особистості. Його завданням є виховання людини, орієнтованого на розуміння, визнання і прийняття іншої людини. Завдання гуманізації педагогічного процесу вимагає створення атмосфери зверненості до дитини, забезпечення необхідних умов для її повноцінного розвитку. Для цього важливу роль відводять музичному мистецтву, тому що дослідження багатьох вчених показують, що музика викликає емоційний відгук у дітей раніше за інші мистецтва.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1. ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………....…………6
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СКОУ VIII ВИДА……………………………………………………………………………16
2.1. Образование детей с нарушениями интеллекта……………………16
2.2. Дидактические принципы коррекционной школы…………………18
3. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СКОУ VIII ВИДА…..............................................................33
ЗАКЮЧЕНИЕ……………………………..…………………………………….47
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ...........................................................49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….……………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 108.71 Кб (Скачать файл)

      Умственно  отсталый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается,

но развитие его  замедляется с самого начала и  идет на дефектной основе,  что

порождает трудности  вхождения в социальную среду, рассчитанную  на  нормально развивающихся детей.

Обучение в коррекционной школе имеет решающее значение для развития умственно отсталых детей и их  реабилитации  в  обществе.  Установлено,  что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в  обучении осуществляется принцип  коррекции,  т.е.  исправление  присущих  этим  детям недостатков.

Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит  просто  обогащению  ребенка  новыми  сведениями,  легко входящими в его сознание. (Л.С. Выготский)

      Таким  образом, принцип коррекции заключается  в исправлении недостатков психофизического развития  умственно  отсталых  детей  в  процессе  обучения путем  использования  специальных   методических   приемов.   В   результате применения  коррекционных  приемов  обучения  одни  недостатки  у   учащихся преодолеваются,  другие  ослабевают,  благодаря   чему   школьники   быстрее продвигаются  в  своем  развитии.  Чем  больше  умственно  отсталый  ребенок продвигается  в  развитии,  тем  успешнее  он   будет   овладевать   учебным материалом,  т.е.  развитие  учащихся  и  обучение  их  на  основе  принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.

      Исправление   недостатков  развития  у   учащихся  вспомогательных  школ происходит медленно и неравномерно – поэтому учителю  обычно  бывает  трудно заметить  сдвиги  в  развитии   мыслительных   процессов   у   учащихся,   в формировании волевых и других  качествах  личности.  Он хорошо  знает,  как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал,  но  этого  недостаточно для характеристики уровня его продвижения в развитии.

      Одним  из показателей успешности  коррекционной   работы  может  служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных  и  трудовых заданий [25].

      Из  психологических  исследований  известно,   что   самостоятельность

школьников зависит  от уровня сформированности у них обобщенных  учебных и трудовых  умений.  Поэтому  осуществление  принципа  коррекции  в   обучении заключается  в  формировании   у   учащихся   этих   умений,   т.е.   умений самостоятельно  ориентироваться  в   требованиях   к   выполнению   заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая  для  этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.

      Обобщенные  учебные и трудовые умения  формируются на основе  конкретных умений   по   каждому   учебному   предмету    и    путем    систематической

целенаправленной  работы с применением  специфических  для  каждого  предмета методических приемов.

      Коррекции  подлежат не  только  недостатки  психофизического  развития,

общие для всех умственно  отсталых школьников, но и  недостатки,  характерные для  тех  или  иных  учеников  (индивидуальная  коррекция) [25].   Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у  умственно  отсталых  детей проявляется неодинаково  и,  кроме  основного,  есть  сопутствующие  дефекты разной степени. В  обучении  это  наблюдается  в  значительных  различиях  в уровне овладения  знаниями,  умениями  и  навыками  разными  учениками  и  в неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии.

       Для  осуществления  индивидуальной  коррекции  необходимо   выявление затруднений,  испытываемых  учениками  в  обучении  различным  предметам   и установление причин этих затруднений. На основе этого  разрабатываются  меры индивидуальной коррекции.

      Общая  и индивидуальная коррекция осуществляется  практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время.  Общая  коррекционная работа  проводится  обычно  фронтально,   индивидуальная   коррекция   –   с отдельными учениками или с небольшой группой. В классе может быть  несколько учеников, требующих разных мер  индивидуальной  коррекции.  При  фронтальной работе  целесообразно  проводить   индивидуальную   коррекцию   попеременно, фиксируя внимание  или  дополнительно  работая  то  с  одним,  то  с  другим учеником.

      Коррекция   нарушений   эмоционально-волевой   сферы   заключается   в

формировании у учащихся волевых качеств личности,  в воспитании  эмоций,  в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения,  что  отражается  и  в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям.

6.  Принцип  наглядности

      Принцип   наглядности  в  обучении   означает   привлечение   различных

наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования  у  них различных умений и навыков.

      Сущность  принципа   наглядности   состоит   в   обогащении   учащихся

чувственным познавательным опытом, необходимым  для  полноценного  овладения абстрактными понятиями.

      Известно, что ощущения человека, получаемые  от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени  приобретаются  знания  в виде понятий, определений , правил и законов. Чтобы знания у учащихся  были осознанными и отражали  объективно  существующую  действительность,  процесс обучения должен обеспечить опору их  на  ощущения.  Наглядность  как  раз  и –выполняет эту функцию.

      Существует   общее   правило   применения   принципа   наглядности   в

общеобразовательных школах: обучение  должно  быть  наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний  и  выработки умений  и  навыков,  опирающихся  на  живые  образы  предметов,  явлений   и действий.

      В  основу реализации  принципа  наглядности  во  вспомогательной   школе

положены эти  общие правила, однако  в  частностях  их  применение  отличается некоторым  своеобразием.  Прежде  всего,  в коррекционной школе   для формирования  отвлеченных  понятий,  обобщений,   обще трудовых   умений   и навыков, предметная наглядность используется  более  длительное  время.  Это связано с тем, что  у  умственно  отсталых  детей  резко  нарушены  процессы отвлечения и  обобщения,  им  трудно  оторваться  от  наблюдения  конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или  заключение,  что  необходимо  для формирования того или иного понятия.

      Предметная  наглядность  применяется   также   для   изучения   свойств

предметов как таковых, а так же с целью изготовления их. Использование  этой формы  наглядности   необходимо   организовывать   с   учетом   особенностей восприятия  умственно  отсталых  школьников.  Известно,  что  их  восприятие первоначально  имеет  недифференцированный  характер,  они  затрудняются   в выделении  главных,  существенных  признаков  объекта.   Образы   предметов, возникающие в сознании, нечеткие, неполные и  зачастую  искаженные,  в  речи часто  отсутствуют  соответствующие  языковые  средства,   необходимые   для верного отражения свойств наблюдаемых объектов.

      Учитывая  все эти особенности учащихся, наглядные пособия нужно  делать дифференцированными,  содержащими  самые  основные  признаки  объекта  и  по возможности  без  дополнительных  несущественных  деталей,  часто   уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели,  которой  добивается  учитель при использовании этих пособий.

      Учет  особенностей умственно отсталых  школьников при реализации принципа наглядности заключается также в том,  что  наряду  с  созданием  у  учащихся четких и полных представлений об  окружающем  мире,  необходимо  научить  их правильно пользоваться соответствующими словами и  терминами,  обозначающими свойства предметов, признаки явлений,  отношения  и  связи,  существующие  в реальном мире.  Слово  учителя  в  этом  процессе  является  организующим  и регулирующим фактором. Еще более возрастает роль слова в тех случаях,  когда наглядность используется для формирования у учащихся общих  представлений  и

понятий.

      Таким  образом,  реализация  принципа  наглядности  в коррекционной

школе осуществляется по этапам.

      .  Обогащение  чувственного  познавательного  опыта,   предполагающего

        обучение умениями наблюдать,  сравнивать  и  выделять  существенные

        признаки предметов и явлений  и отражать их в речи;

      . Обеспечение перехода созданных   предметных  образов  в  абстрактные

        понятия;

      . Использование абстрактной наглядности  для  формирования  конкретных образов предметов, явлений и действий.

 

7. Сознательность  и активность учащихся в обучении

   Сознательность  в  обучении  означает  понимание   учащимися   изучаемого учебного  материала:  сущности  усваиваемых  понятий   ,   смысла   трудовых действий,  приемов  и  операций.  Сознательное  усвоение  знаний  и  навыков обеспечивает   успешное   применение   их   в   практической   деятельности, предотвращает  формализм,  способствует  превращения  знаний  в   устойчивые убеждения.

В коррекционной  школе этот принцип относится к  числу  важнейших,  так как в процессе сознательного усвоения учебного  материала  происходит  более интенсивное психическое развитие умственно отсталых школьников. Однако,  при реализации  этого  принципа  учитель  встречается  с  большими  трудностями.

Нарушения аналитико-синтетической  деятельности,  характерные  для  умственно отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе  его полного понимания. Поэтому  во  вспомогательной  школе  вопрос  о  том,  как достичь полного  понимания  учебного  материала  учащимися  был  и  остается наиболее значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если  каждый учитель будет применять коррекционные методические приемы,  направленные  на развитие мыслительных операций, а также умений выражать свои мысли  словами.

Ведь судить о  том, насколько ученику понятен  тот или иной  учебный  материал можно прежде всего по  его высказываниям,  а уже потом – по  характеру применения знаний при выполнении упражнений.

 Существует ряд методических приемов, помогающих учащимся более  осознанно усваивать учебный  материал:  расчленение  сложного  учебного  материала  на части, логически завершенные и  связанные  между  собой,  выделение  главных существенных сторон предмета или явления и  отличие  их  от  второстепенных, несущественных, отражение  в  речи  выполняемых  практических  действий,  до начала, во время и после работы, связь новых действий с ранее  усвоенными, варьирование материала при повторении и др.

С давних  пор  известно,  что  механическое  заучивание  того  или  иного

учебного материала, не способствует осознанному его  усвоению. Это  означает, что приобретенные таким способом  знания  ученик  не  может  использовать  в практической деятельности, что они представляют собой  пассивный  фонд.  Вот почему  принципу  сознательности  в  обучении в коррекционной школе придается такое большое значение.

Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в  обучении.  Познавательная  активность  умственно  отсталых  школьников  в большинстве случаев сама по  себе  не  возникает,  поэтому необходимо  ее активизировать.   Под   активизацией   учения   понимается   соответствующая организация действий школьников, направленная на осознание  ими учебного материала.

В массовой школе  ведущим средством активизации  учения школьников является проблемный подход в обучении. Сущность его заключается  в  том,  что  учитель ставит перед учениками учебную проблему, учащиеся совместно с  учителем  или самостоятельно определяют пути поиска решения проблемы , самостоятельно  или с помощью учителя находят решение, делают выводы, обобщения, сравнения.

Если рассматривать  проблемный подход в обучении как  создание  условий для  самостоятельной  мыслительной  деятельности  школьников  при   изучении нового учебного материала или его обобщении, то при  использовании  условий, соответствующих условиям умственно отсталых школьников, его можно  применить и в коррекционной школе как средство  организации  учебной  деятельности.

Если  учитель  будет  постепенно  подводить  школьников  к  новому  учебному материалу, вовлекая их при этом  в  рассуждения  и  поощряя  их  собственные высказывания с анализом наблюдении  или  своего  опыта,  то  такое  обучение будет способствовать активизации умственно отсталых школьников и  в  случаях неверных высказываний, боле  того,  следует  доброжелательно  и  внимательно относиться к ним и терпеливо объяснять, в чем их ошибка.

Вывод: Умственно отсталые дети при поступлении в школу имеют ряд особенностей познавательной, эмоционально-личностной, двигательной сферы, которые затрудняют процесс обучения

Деятельность педагогов  СКОУ направлена то, чтобы помочь детям  овладеть школьными навыками, развить  их эмоционально-волевую и двигательную сферу, воспитать в детях самостоятельность, способность адаптироваться в социальных условиях их дальнейшей жизни.

Решение этой задачи возможно при корректирующей направленности педагогического процесса в СКОУ и при условии осуществления  специальных систематических коррекционно-развивающих  занятий.

Информация о работе Проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида